ВАРИАНТ 7

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 7

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Форма освоения мира

Характеристика

Религия

Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное

...

Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

Ответ: ________________ .

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Знания об обществе; коммуникативные умения; социальные нормы, ролевые отношения; социальный опыт.

Ответ: ________________ .

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к духовной культуре общества.

1) правила; 2) мифы; 3) идеи; 4) законы; 5) ритуалы; 6) товары; 7) услуги.

Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.

2) Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.

5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.

Ответ: ________________ .

5. Установите соответствие между признаками произведений культуры и формами культуры, которым они свойственны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) приспособлены к вкусам многих людей

1) народная

Б) не имеют автора, анонимны

2) массовая

В) понятны и доступны представителям разных стран и этносов

Г) носят развлекательный характер

Д) рассчитаны на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории

3) элитарная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






6. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование альтернативных источников энергии

2) программа поддержки развивающихся стран

3) сокращение военных расходов

4) выделение средств на ликвидацию неграмотности

5) экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды

6) создание подземных хранилищ дождевых и талых вод

Ответ: ________________ .

7. Выберите верные суждения о признаках рыночной экономической системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свобода предпринимательства относится к признакам рыночной экономической системы.

2) Рыночную систему характеризует директивное установление цен.

3) Один из признаков рыночной системы — централизованное планирование.

4) Рыночную систему характеризует развитие частной собственности и товарно-денежных отношений.

5) Рыночную систему отличает от других экономических систем наличие общественной собственности.

Ответ: ________________ .

8. Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

Б) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

В) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

Г) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

Д) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1) сезонная

2) структурная

3) фрикционная

4) циклическая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9. Чем облигация отличается от других ценных бумаг? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) предполагает право на участие в управлении фирмой

2) дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по истечении срока погашения

3) имеет фиксированный период обращения на рынке

4) может предусматривать фиксированный процентный доход

5) дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства

6) предусматривает право на получение дивиденда, устанавливаемого собранием акционеров

Ответ: ________________ .

10. На графике отражена ситуация на рынке парфюмерно-косметических изделий: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) появление новых производителей парфюмерно-косметических изделий

2) выпуск красочных журналов рекламного характера с информацией о парфюмерно-косметических изделиях

3) рост доходов потребителей парфюмерно-косметических товаров

4) начало сезона отпусков

5) введение новых технологий производства парфюмерно-косметических изделий Ответ:

Ответ: ________________ .

11. Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей ее от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

Ответ: ________________ .

12. “Какие чувства чаще всего у Вас вызывает реклама?” Ответ на данный вопрос был получен в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ. Результаты этого опроса приведены в диаграмме (в %).

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Самая многочисленная группа опрошенных — те, у которых реклама вызывает безразличие.

2) Только у 12% опрошенных реклама вызывает интерес.

3) Опрошенных, у которых реклама вызывает разочарование, больше, чем тех, у кого она вызывает раздражение.

4) Не доверяет рекламе треть респондентов.

5) Пятая часть респондентов реагирует на рекламу с отвращением.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Избиратели голосуют по партийным спискам.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Ответ: ________________ .

14. Установите соответствие между полномочиями и осуществляющими их субъектами власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ

1) государственные органы РФ

2) государственные органы РФ и субъектов РФ (совместное ведение)

А) обеспечение экологической безопасности

Б) финансовое, валютное, таможенное регулирование

В) вопросы войны и мира

Г) внешнеэкономические отношения РФ

Д) природопользование, охрана окружающей среды

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






15. Статья 1 Конституции Испании содержит положение о том, что Испания является демократическим государством. Какие из приведенных признаков подтверждают эту характеристику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Страна является одним из самых больших производителей Западной Европы.

2) В Испании сформировалась многопартийная парламентская система.

3) В стране созданы организации для проведения дебатов и обсуждения важнейших законопроектов, включая конституцию страны.

4) Это центр международного туризма с разнообразными курортами и высокоразвитой инфраструктурой.

5) Испания является конституционной монархией.

6) Победу на парламентских выборах 2011 года одержала оппозиционная Народная партия.

Ответ: ________________ .

16. Согласно Конституции, вся власть в РФ принадлежит народу. Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимыми органами государственной власти. Какие принципы конституционного строя отражаются в этих положениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) республиканская форма правления

2) разделение властей

3) правовое государство

4) демократизм

5) федерализм

6) политическое разнообразие, плюрализм

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения о судебной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, осуществляющих судебную власть на территории РФ.

2) Разбирательство дел во всех судах открытое, и слушания дел в закрытом заседании суда не допускаются.

3) В судебную систему России входят мировые судьи субъектов РФ.

4) В судебную систему России входят суды федерального уровня, но не входят суды уровня субъектов Российской Федерации.

5) Судебная власть в Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Ответ: ________________ .

18. Установите соответствие между примерами и правоотношениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) гражданин П. оформил доверенность на получение положенной ему государственной пенсии на своего сына

Б) гражданин А. и гражданка К. заключили брачный договор

В) гражданин В. выплачивает алименты на своего несовершеннолетнего сына

Г) семья Н. арендовала дачу на летний период у своих соседей

Д) супруги С. и О. купили квартиру в новом доме, однако строительная компания не сдала дом в срок

ПРАВООТНОШЕНИЯ

1) гражданские

2) семейные




Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






19. Найдите в приведенном ниже списке правонарушения, которые влекут за собой гражданско- правовую ответственность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение строительной организацией условий договора на ремонт квартиры

2) ограничение доступа к информации и ее распространения

3) безбилетный проезд в городском транспорте

4) нарушение правил пожарной безопасности, выявленное инспектором

5) распространение информации, ограниченной или запрещенной федеральными законами

6) задержка выплат арендатором платы за арендуемую квартиру

Ответ: ________________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

“Нормативные акты во всем их разнообразии называют _______ (А). По своей _______ (Б) эти акты выстроены по иерархической лестнице сверху вниз. Органом государственной власти, осуществляющим законодательные функции, принимаются _______ (В). В демократических государствах таким органом является _______ (Г). Среди законов в большинстве государств выделяется _______ (Д). Установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения законов в действие, называемый _______ (Е)”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) законы

2) законодательный процесс

3) президент

4) избирательный процесс

5) конституция

6) юридическая сила

7) парламент

8) суд

9) источники права

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Поскольку человек не только познает окружающую реальность, но и изменяет ее, сам факт человеческого мышления, знания или незнания может сказаться на ситуации. Она становится не такой, как была до этого. <...> Предположим, что растет цена акций какой-то компании. Человек, который ожидает (знает), что эти акции еще подрастут, покупает значительный пакет. Акции действительно “подрастают”. Но допустим, что этот пакет не был бы куплен, возможно, их цена и не подросла бы, ведь цена акций зависит от спроса на них. То, что исследователь процессов одновременно является и их участником, серьезно ограничивает применение в социальных науках некоторых методов, на которых базируется естественнонаучное знание. Например, эксперимент. В естественных науках эксперимент или способствует открытию новых данных, или подтверждает ранее высказанные предположения. Но если эксперимент проводится в социальной реальности, он меняет саму эту реальность, а значит, она уже не такая, какой была до эксперимента. Следовательно, информация, которую несет эксперимент, не имеет постоянного характера. Разумеется, это не единственное ограничение применения эксперимента в обществознании. Существенную роль играют также нравственные ограничения — ведь экспериментировать приходится на людях.

Замечено также, что в социальном знании исследователю гораздо сложнее сохранить объективность (непредвзятость), чем в знании естественнонаучном. Конечно, и физик может быть искренне, эмоционально привязан к какой-то теории или гипотезе, в силу чего пусть и ненамеренно, но не замечает ее несоответствия фактам. Однако в естественной науке это явление редкое. В социальном же знании исследователь может быть связан с предметом исследования экономическими, политическими и прочими интересами. Именно на этом была основана идея “партийности” социальных наук. Разумеется, считать, что любая гипотеза в социальном знании маскирует чьи-то корыстные интересы, вряд ли справедливо, но приходится признать, что предвзятость гораздо больше свойственна социальному знанию, нежели естественнонаучному. Следует учитывать также и то, что все мы — люди определенной культуры, определенного мировоззрения. В силу этого понимание чужой культуры может вызывать затруднения. Предвзятость может искажать социальное знание на самых разных этапах. Так, например, практически все исторические свидетельства, на которых построена историческая наука, предвзяты. Историки, работая со свидетельствами, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы.

(О.А. Ефремов)

21. Какому виду познания посвящен текст? Какие особенности этого вида знания описывает автор? Укажите любые две такие особенности.

22. Почему в социальном познании исследователю сложно быть объективным? Укажите две причины, названные автором.

23. Что дает исследованию естественнонаучный эксперимент? Чем он отличается от социального? С опорой на собственный опыт покажите это различие на примере.

24. Автор утверждает, что историки, работая со свидетельствами очевидцев, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы. Почему это необходимо? Приведите два пояснения своего ответа.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правительство”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о функциях правительства, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности формирования правительства в демократических государствах.

26. Слово “общество” используется для обозначения всех существующих и существовавших социально-исторических организмов вместе взятых, а также конкретных социально-исторических образований (стран) и тех или иных организаций. Приведите по два примера использования понятия “общество” в каждом из этих трех значений.

27. За сорок лет с 1950 по 1990 год производство зерна в мире увеличилось в три раза: с 630 до 1970 млн тонн. При этом посевные площади не увеличились. К 2025 году ожидается мировое производство зерна на уровне 4000 млн тонн. О каком пути развития сельскохозяйственного производства говорят эти данные? По какому признаку вы это определили? Укажите любой другой признак данного пути экономического развития.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальная мобильность и ее значение для личности и общества”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет” (Д.С. Лихачев).

29.2

Экономика

“В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда” (Ш.Л. Монтескье).

29.3

Социология, социальная психология

“Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель” (Э. Фромм).

29.4

Политология

“Политика, по крайней мере в части привлечения голосов избирателей, представляет собой искусство тонко рассчитанного обмана или, точнее сказать, искусство лгать и при этом не быть пойманным на лжи” (Д. Шлесинджер).

29.5

Правоведение

“Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека” (К.Д. Ушинский).






Для любых предложений по сайту: [email protected]