Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Политический режим. Типы политических режимов - ПОЛИТИКА
Одной из важнейших форм государства является политический режим. Именно он определяет те способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть, управляет обществом.
Главным в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между обществом и государством. Кратко это соотношение можно выразить таким образом: либо государство для людей, либо люди для государства.
Английский мыслитель Дж. Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество как бы нанимает государство для руководства своими делами. Для этого, собственно, граждане и платят налоги. Если же власть не выполняет своих обязанностей, то граждане вправе изменить ее.
В другом случае государство, напротив, полностью порабощает общество, превращая всех людей в слепые орудия своей воли. В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать. Известный лозунг Германии времен Третьего рейха гласил: «Фюрер думает за каждого из нас». А ведь как хорошо — не думать, не терзаться сомнениями (вспомните несчастного Гамлета). Да и голова болеть не станет от раздумий. Но вот будет ли такой человек личностью, гражданином, осознанно и самостоятельно делающим свой выбор и несущим за него ответственность?
Возможен и вариант баланса сил, равновесия между обществом и государством. По типам взаимодействия и соотношения власти и общественных структур определяются и основные разновидности политического режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.
Однако в рамках каждого из указанных режимов можно обнаружить множество различных оттенков. Например, демократические режимы бывают охлократическими, либерально-демократическими, консервативными. Еще больше выделяют ученые-политологи разновидностей тоталитаризма: фашизм, милитаризм, тирания, военно-бюрократический, коммунистический режим, национал-социализм, религиозно-фундаменталистический режим.
Демократический режим
Само слово «демократия» буквально может быть переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся во главу угла в демократических обществах. Вспомним в связи с этим знаменательные изречения: «Государство — достояние народа», «Глас народа — глас божий» (латинские пословицы).
Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и множественности (плюрализма) политических движений, партий, идеологий и заканчивая множественностью выразительных форм и средств в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где различные политические партии, лидеры могут оспаривать меру своего влияния в народе. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, тем не менее меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможности отстаивать свои позиции.
Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также разделение властей и независимость каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти — ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная — не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества.
Идеи демократии ведут свое происхождение со времен глубокой древности. Однако нельзя сказать, что они снискали себе только сторонников. Особой критике подвергалась представительная демократия, предполагающая выражение воли и интересов народа не непосредственно, а опосредованно — через его представителей (избранников) — парламентариев. Так, русский мыслитель конца XIX — начала XX века Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) отмечал, что представительная демократия — это иллюзия со стороны представляемого и ложь или заблуждение со стороны представляющего. «Чужую волю нельзя представлять, потому что она даже неизвестна заранее. Никто не может и сам знать заранее, какова будет его воля. Тем более не может этого знать представитель». Ограниченность и несовершенство демократических порядков отмечал и Иван Александрович Ильин (1882-1954). В своих статьях, объединенных в сборник «Наши задачи», написанных в эмиграции, русский ученый писал, что выборы в демократическом обществе отнюдь не гарантируют выражение реальных интересов граждан. Для России И. А. Ильин предлагал особую модель — корпоративную демократию. Люди должны сами выдвигать кандидатов и точно представлять, за кого и за что они голосуют.
Вместе с тем демократические порядки имеют и весьма горячих защитников. В частности, древнегреческий философ Демокрит писал: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в деспотии, настолько же, насколько свобода
лучше рабства». Именно свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу, строить свою жизнь и является, по мнению Демокрита, главнейшим из человеческих богатств.
Эпоха Просвещения вызвала к жизни новые учения о демократии, выдвинула новых ее поборников. К их числу можно отнести английского мыслителя Шарля Монтескье (1689-1755), американского просветителя и государственного деятеля Томаса Джефферсона (1743-1826). Главная ценность демократии, по их убеждению, состоит в том, что она уважает личность человека, гражданина, выявляет и отстаивает ее интересы. В своих удачах и неудачах человек, живущий в демократическом обществе, обязан только самому себе.
К тому же теоретики демократии четко поясняли, что подлинное народовластие — это не своеволие толпы, не произвол, а твердый и жесткий порядок, основанный на знании и соблюдении закона. Именно в этом заключается суть демократического правления, смысл свободы как осознанного следования равному и всеобщему закону.
Представляется, что наиболее важным в разрешении данного противоречия является утверждение, что демократия не появляется, как говорят, на пустом месте. Безусловно, каждый народ, каждый гражданин должен выносить, воспитать в себе демократические традиции. Подлинная демократия не приемлет дилентантизма, некомпетентности, отсутствия профессионализма в делах. Нельзя руководствоваться только благими пожеланиями и красивыми идеями. Прежде всего необходимы политические, правовые и прочие знания, нужна общечеловеческая культура и многое-многое другое. Путь к подлинной демократии долог и труден. Однако если не встать на него и не пройти его от начала до конца, может быть, спотыкаясь, падая, но поднимаясь и вновь двигаясь вперед к цели, то демократия будет ассоциироваться с тиранией толпы — самой страшной из тираний, с засильем плутократов-чиновников, с продажностью и обманом, когда под прикрытием отстаивания интересов народа власть имущие будут удовлетворять свои амбиции, делить лакомые части государственного пирога. Такую «демократию» вполне можно назвать псевдодемократией.
В истории известны случаи, когда именно неподготовленность народа к восприятию демократических ценностей и порядков приносила печальные плоды. Это происходило тогда, когда политический режим приобретал охлократические черты. Общество захлестывала волна митинговых страстей, именно на митингах, в толпе и принимались важнейшие решения. Еще в «Политике» Аристотеля указывалось на то, что такие режимы недолговечны, они порождают в своей среде вождя, который ликвидирует демократию и становится тираном. От подобной демократии, а точнее, псевдодемократии всего один шаг к деспотизму.
Не будем смотреть на демократию сквозь розовые очки. Она не без издержек. В ее рамках есть место не только политикам, но и политиканам, демагогам, дешевому популизму, хитрым и ловким манипуляциям мнением народа. Есть у нее и иные недостатки. Но все же рано или поздно мы распознаем политиканов и не выберем их вновь; мы узнаем, кто оправдал наше доверие из политических лидеров и партий, а кто нет. Их век — от выборов до выборов. Демократия позволяет нам понять и исправить ошибку, причем во многом в этой ошибке нет ничьей вины, кроме нашей с вами — мы недостаточно знаем и нерадиво учимся демократии, мы больше верим словам, а не делам, по наивности полагая, что существуют простые и легкие пути решения сложных вопросов.
Демократия — это возможность говорить и мыслить, не боясь, что за тобой придут люди с оружием. Демократия — это порядок, основанный не на страхе и насилии, а на информации, знании, уважении, достоинстве.
И, как это ни парадоксально, живая, развивающаяся, ошибающаяся, несовершенная демократия оказывается многократно прочнее, устойчивее, долговечнее блистательного и величественного здания мощной диктатуры. Сравните; демократия Великобритании насчитывает уже более трех веков, а где «тысячелетний» гитлеровский рейх? На свалке истории.
Тоталитарный режим, его основные признаки
Под тоталитарным режимом понимается такой политический режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Огосударствляется не только общественная, но, в значительной степени, и частная жизнь
граждан, власть стремится жестко регламентировать все стороны жизни людей. Известно, что в гитлеровской Германии издавались специальные инструкции, запрещающие отваривать солдатам очищенный картофель в течение всего года, кроме весны, полагалось готовить его только «в мундире», дабы сохранить все полезные вещества. Строго регламентировались и семейные отношения. Каждый истинный ариец был обязан и в браке, и вне брака, по возможности, «подарить фюреру ребенка».
«Тоталитарный» в переводе с итальянского языка означает «целостный», «единый». Впервые этот термин появился в начале 20-х годов XX столетия для характеристики политического режима Бенито Муссолини, пришедшего к власти в Италии в 1923 году. Подобным режимам присуща особая идеология — фашизм, национал-социализм. Она принимает характер единственной и общеобязательной. Тоталитаризм стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. (В 30-х годах в Германии стал популярен лозунг «Одна страна, один народ, один вождь»), В стране действует одна партия, которая монополизирует власть. Ее функции выходят далеко за пределы политического руководства общественной жизнью. Она фактически сращивается с государством. Вместо закона торжествует насилие, прикрываемое красивыми словами о светлом будущем. Общество милитаризуется, ему навязывается образ военного лагеря, крепости, окруженной со всех сторон «врагами». «Враги» не только вне крепости, они и внутри. Каждый, даже близкий родственник, может оказаться «врагом нации» или класса. Атмосфера подозрительности, недоверия, а главное, страха, слежки всех за всеми является важнейшим духовным оплотом режима. Люди, которые по своему происхождению, по своим взглядам отвергали тоталитарную идеологию или просто скептически воспринимали ее догматы, становились вне закона и вне общества.
Одно из существеннейших противоречий тоталитаризма заключается в том, что, стремясь охватить все и вся, он исключает определенный круг людей из своей сферы. Уничтожая их физически, превращая в лагерную пыль, отправляя в печи крематориев, система капитулирует перед этими людьми, расписывается в неспособности включить их в свою орбиту.
При всей своей мнимой монолитности, целостности, мощи тоталитарный режим уязвим и недолговечен. Он омертвлен и не способен к восприятию нового, лишен динамизма, развития. Он отторгает от себя мыслящую часть общества, способную создавать, генерировать идеи. Малейшая трещина — и здание рухнет, похоронив под обломками своих создателей.
Тоталитаризм во многом парадоксален. Он питается идеями величия и могущества нации, класса, государства. Ему присущ и исторический оптимизм, вера в светлое будущее. Да, сегодня тяжело и трудно, но трудимся мы во имя грядущих поколений, чтобы им, жителям этого «далека», уже не пришлось испытывать трудности. Тоталитарные вожди умело манипулируют патриотическими чувствами людей, фальсифицируют историю, ловко и умело «промывают мозги». Тоталитаризм циничен, за его мнимым человеколюбием скрывается антигуманизм.
Подобные режимы могут быть весьма эффективны. Сталинская индустриализация вывела СССР на первое место в мире по целому ряду показателей (производство чугуна, добыча угля и т. д.) Но за счет чего? За счет сверхконцентрации и напряжения сил народа, вымирания деревни, многомиллионной армии узников ГУЛАГа. Да и сам этот прорыв был подобен лучу. В поле этого луча — тяжелая и военная промышленность и, как результат, искажение структуры экономики — наследие, которое мы не можем преодолеть до сих пор.
В современном мире с его быстроразвивающейся техникой и технологией, в мире, в котором с калейдоскопической скоростью нарастают объемы информации по всем проблемам жизни людей и государств, тоталитаризм неэффективен. Он переживает эпоху заката. В прошлом остались и фашистская диктатура дуче Муссолини, и военно-фашистский режим каудильо Франко в Испании, и гитлеровский национал-социализм, и сталинизм.
Задумаемся над тем, что составляет опору тоталитаризма. Это слепая вера, страх, забитость и подчиненность народа. В его умственной и душевной темноте, отсутствии элементарного уважения граждан к самим себе и к ближним, в отсутствии современных знаний и информации черпают свои силы тоталитарные диктатуры. Поистине «сон разума рождает чудовищ». Смерть же тоталитаризма — в свободной человеческой мысли.
Авторитарный режим
Авторитарный режим (от латинского слова означающего «личную власть», «власть-авторитет») — это государственное устройство, основу которого составляет сильная личная власть. Важным отличительным признаком авторитаризма является его опора на традиции, обычаи, сложившиеся в том или ином обществе. Авторитарность правления обычно связывается со сложными, переломными моментами в истории страны. Современный российский политолог Г. Белов отмечает: «Деятельность авторитарных лидеров обусловлена двумя мотивами: необходимостью противостояния тому, что воспринимается как распад, разложение, удержания того, что важно для сохранения общества, власти, и осознанием необходимости каких-либо изменений, прорывов по принципу “так дальше жить нельзя”».
Государственная власть в авторитарной модели также стремится к тому, чтобы контролировать жизнь граждан наиболее полно, хотя и не всеобъемлюще, как при тоталитаризме. Вмешательство в частную жизнь подданных практиковали русские цари и императоры. Петр I приказал брить бороды боярам, всем повелел носить европейское платье, «пить кофий и ходить на ассамблеи», на которых и мужчинам и женщинам следовало «принимать спиртное допьяна». Железной рукою вырывая Русь из «средневековой азиатской отсталости», Петр I приписывал крестьян к заводам, многократно увеличивал подати, иные государственные повинности, крепостнический гнет. Авторитаризму свойственно не верить в силы народа, преувеличивая мобилизирующую роль государственной силы. Подобные режимы зачастую опираются на армию.
Авторитарный режим вмешивается в политический процесс, чтобы преодолеть длительный кризис. В результате такого вмешательства вся власть концентрируется в руках какого-либо лидера или группы людей (например, военной хунты).
Сущность авторитаризма сложна. Он во многом вбирает в себя признаки тоталитаризма, но в то же время сочетает в себе и элементы демократии.
Авторитарные режимы, как правило, не ставят своей задачей (подобно тоталитаризму) полное переустройство существующих порядков во имя некой мифической высокой цели, например, построения коммунизма. Напротив, они хотят сохранить определенные традиции. Авторитаризм не стремится охватить своим контролем все общество целиком, его вниманием отмечены лишь отдельные сферы. Для авторитаризма важно отвлечь народ от активной политической борьбы.
Иногда подобный режим идет на сохранение парламентов, многопартийности. Социальной базой авторитаризма является традиционно сложившееся деление общества на сословия, слои, этнические группы. Ему не нужно превращать весь народ в однородные безликие массы, толпу, управляемую путем воздействия на инстинкты. Напротив, лавирование между сложившимися группами, их обычаями, интересами, а не обезличивание, позволяет упрочиться авторитарному режиму. Этому режиму не нужна и единственная огосударствленная партия. Функцию управления обществом осуществляет само государство. Террор имеет избирательный характер и направлен на запугивание оппозиции, а не на ее полное искоренение.
Специфика авторитаризма и тоталитаризма XX века в их переходном характере: они переходят в демократии. У тоталитаризма этот путь длиннее: от всеобщего экономического и социально- политического кризиса сначала к авторитаризму, а затем к демократии.
Как в отношении форм правления и государственного устройства, так и в отношении политических режимов народы не приговорены отныне и до веку жить в условиях одного и того же политического режима. Происходит их непрерывная эволюция: от авторитаризма к демократии, от демократии молодой — к демократии зрелой, могут быть и попятные процессы: от демократии — к авторитаризму и тоталитаризму. Смена политического режима отражает ритм исторического развития. Сегодня мы можем наблюдать, как в подавляющем большинстве стран и регионов мира утверждаются ценности демократии. Но кто знает, станем ли мы свидетелями падения последних бастионов тоталитаризма и авторитаризма? Этот вопрос и ответ на него во многом зависят от нас самих как граждан.