СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: в ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении; создать условия для знакомства со свойствами воды при замерзании, обсудить план доклада о свойствах воды; продолжить обучение проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся со свойствами воды при нагревании и охлаждении; научатся проводить опыты; формулировать, фиксировать выводы в письменном виде

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными

Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном

Образовательные ресурсы: карточки с правилами проведения опытов; колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка; фломастер, сосуд с теплой водой, глубокие тарелки со льдом (по одной на каждую группу экспериментаторов)

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадку:

• В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

- Какие свойства воды вы знаете?

- В каком состоянии может находиться вода?

- Как расположены молекулы в трех состояниях?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Отгадывают загадку:

- Вода.

- Вода бесцветная, не имеет запаха и вкуса, текучая.

- Вода может находиться твердом, жидком и газообразном состоянии.

- Во льду молекулы сильно связаны между собой, в воде - слабее, а у водяного пара свободны друг от друга

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

Торжественно открывает первое в этом учебном году заседание школьного клуба “Мы и окружающий мир” и сообщает имя председателя.

- Подготовьте тетради для самостоятельной работы

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Председатель записывает тему заседания на классной доске и предлагает всем к следующему уроку подготовить доклад о свойствах воды

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу с учебником (параграф “Свойства воды в жидком состоянии”). Предлагает председателю зачитать доклад Маши Ивановой “Что мы знаем о воде?” или выслушать доклад одного из членов клуба своего класса.

Следующая часть заседания клуба посвящается проведению опытов.

- Что происходит с жидкостями при нагревании и охлаждении? Проведем опыт 1.

- Наполним колбу водой, подкрашенной чернилами. Закроем ее пробкой с трубочкой. Что произошло с водой?

- Приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опускаем колбу в горячую воду. Что произошло с водой?

- Что происходит с водой при нагревании?

- А сейчас поставьте колбу в тарелку со снегом (льдом).

- Что происходит с водой? Почему это происходит?

- Подобные опыты ученые делали с разными жидкостями - спиртом, ртутью, растительным маслом.

Из опытов узнали, что все жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

- Почему так происходит?

- Давайте проделаем опыт 2 и узнаем еще об одном свойстве воды, полностью противоречащем всем законам природы и в то же время являющемся одним из важнейших ее законов.

Нальем в бутылку воду по горлышко, плотно закроем крышкой и выставим на мороз. Что произойдет с водой?

- А что будет с бутылкой?

- Что происходит с водой при замерзании? Какой вывод можно сделать?

- Однажды взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстие в нем и выставили в сильный мороз. Вода, замерзая, порвала шар. Так велика сила расширяющейся воды.

- Почему водопроводные трубы прокладывают в земле?

- Обратите внимание на наблюдения Миши, что уровень спирта в трубке уличного термометра то поднимается, то опускается, и на то, что Мише понятна причина этих явлений. А сможете ли вы тоже объяснить эти явления?

- Прочитайте в учебнике сообщение Кости Погодина и рассмотрите рисунок опыта в учебнике (с. 61).

- Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой? Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

- Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

Перед работой председатель напоминает обучающимся “Правила поведения при проведении опытов” и раздает карточки (см. ресурсный материал к уроку).

Из текста учебника (с. 59) каждая группа обучающихся узнает о порядке проведения первого опыта.

На демонстрационном столе учителя школьники берут подготовленные заранее колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки.

- Часть воды вошла в трубочку. Вода в трубочке поднялась.

- От нагревания вода расширяется.

- Вода в трубочке опускается.

- От охлаждения вода сжимается.

- При нагревании воды частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Расстояние между молекулами увеличивается.

- Вода замерзнет.

- Бутылка лопнет.

- При замерзании воды становится больше, ее объем расширяется.

- В сильные морозы вода замерзает, расширяется и может разорвать трубы.

Пересказывают опыт Кости. Формулируют вывод: вода при замерзании расширяется.

Председатель просит высказать предположения: где может пригодиться знание свойств воды при замерзании?

- Знания о свойствах замерзающей воды используются строителями при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лед и разорвет трубы.

- Вода при замерзании расширяется.

- Вода при нагревании расширяется и выливается из налитой до краев кастрюли на газовую плиту

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

- Какие свойства воды вы узнали?

- Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с водой?

- Почему нельзя нагревать полную до краев кастрюлю с водой?

- Почему замерзшая вода разрушает горы, асфальт на дорогах?

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 32)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается, но при замерзании расширяется.

- На морозе бутылки с водой могут лопнуть.

- При нагревании вода расширяется, поэтому начинает выливаться через края и тушит огонь.

- Замерзшая вода увеличивает старые трещины и образует новые.

Самостоятельно выполняют рисунки и записывают вывод

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые коррективы в действие

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 57-62). Повторить дома вместе с родителями опыт, который провел Костя. Подготовить доклад о свойствах воды

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Какие свойства воды вы теперь знаете?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, текучая, при нагревании и замерзании расширяется, при охлаждении сжимается

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности; формировать адекватную самооценку







Ресурсный материал к уроку

Правила поведения при проведении опытов

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы.

4. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.

5. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.

6. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

7. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

8. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.








Для любых предложений по сайту: [email protected]