Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
TEPMOМETP И ЕГО УСТРОЙСТВО
Тип урока: применение знаний на практике |
||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром; способствовать формированию умений пользоваться термометром, определять температуру воды; содействовать развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу, умения работать с разными источниками информации |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром; научатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу; соблюдать правила безопасного пользования ртутным термометром |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы) |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
Образовательные ресурсы: маленькие подносы, стаканы с холодной водой со льдом (№ 1), стаканы с теплой водой (№ 2), стаканы с прохладной водой (№ 3), стаканчики с горячей водой, лабораторные термометры |
||
Организационная структура урока |
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка (тест) |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит тест по теме “Свойства воды”: 1. Какое свойство воды указано неверно? а) Прозрачна; б) бесцветна; в) не имеет запаха; г) сладкая на вкус. 2. Как можно очистить загрязненную воду? а) Нагреть; б) охладить; в) профильтровать; г) заморозить. 3. Какое вещество не растворяется в воде? а) Сахар; б) глина; в) соль; г) песок. 4. Что является источником загрязнения воды? а) Животные; б) фабрики и заводы; в) растения; г) ручьи. 5. Как можно экономить воду? а) Остужать суп под струей холодной воды; б) закрывать кран, когда чистишь зубы; в) пойти разговаривать по телефону, не закрыв кран; г) отключать душ, когда намыливаешь мочалку |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Можно послушать доклады двух учеников о свойствах воды, которые дети подготовили по материалам первого заседания клуба. Выполняют тест по изученной теме. Выбирают верный ответ. Ключ: 1 - г. 2 - е. 3 - г. 4 - б. 5 - б, г |
Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадку: • Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадку: - Термометр. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ. Обсуждение (возможно в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. Обобщение |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - С помощью каких органов чувств определяют, теплая вода или холодная? - Можете ли вы с уверенностью сказать, что не ошибаетесь, и точно определить, что вода теплая? - Давайте проверим это с помощью опыта. - Что вы чувствуете? Вода теплая или холодная? Можете определить температуру воды? - Для точного определения температуры воды, воздуха, почвы, тела человека и животных созданы специальные приборы - термометры. - Термометр состоит из стеклянного шарика с длинной трубочкой, которая укреплена на пластинке с делениями. Шарик и часть трубки наполнены ртутью или подкрашенным спиртом. Из трубки удален воздух, и верхний конец ее запаян. Чтобы нанести на пластинку градусы, шарик термометра опускают в тающий лед. От охлаждения ртуть сжимается и начинает быстро опускаться в трубочке, а затем останавливается. То место, где останавливается верхний конец столбика ртути, отмечают на пластинке черточкой и рядом с ней ставят цифру 0. Эта цифра обозначает температуру таяния льда. Потом держат термометр в парах кипящей воды. Ртуть от нагревания расширяется, начинает быстро подниматься в трубочке и, наконец, останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на пластинке черточкой и рядом с ней ставят цифру 100. Эта цифра обозначает температуру кипения воды. - Что обозначает цифра 0 на термометре? - Что обозначает цифра 100? - Расстояние между нанесенными черточками делят на 100 равных частей - градусов. Черточками через такие же расстояния отмечают градусы ниже нуля. Это шкала. Ее изобрел шведский ученый-естествоиспытатель Андерс Цельсий почти 300 лет тому назад, в 1742 году. Когда мы говорим о температуре, то добавляем “по Цельсию”, например: 5° тепла по Цельсию. Градусы ниже нуля показывают мороз, а градусы выше нуля - тепло. - Знание какого свойства жидкостей навело человека на мысль о возможности создания термометра? Существует несколько видов термометров: для измерения температуры воздуха на улице; в комнате; водяной термометр; медицинский. Захотите узнать, какая температура на улице, повесьте термометр за окно и смотрите, напротив какой черточки остановился верхний конец столбика ртути. Если он будет у черточки с цифрой 10 ниже нуля, значит, температура воздуха 10 градусов мороза. Сокращенно это записывается так: -10°. Если верхний конец столбика ртути остановился около пятой черточки выше нуля, значит, температура 5 градусов тепла. Сокращенно это записывается так: +5°. - Посмотрите на термометр у нас за окном. Сколько градусов сейчас на улице? Сокращенно запишите. - Сколько градусов у нас в классе? Запишите. - Медицинский термометр вы все видели. Стеклянный сосуд его наполнен ртутью. Ртуть - это очень сильный яд. Если вы разбили термометр, то необходимо сообщить взрослым. Они соберут шарики ртути и отнесут в аптеку. - Прочитайте текст в учебнике, обратите особое внимание на бережное обращение с прибором и мерах безопасности, которые надо предпринять, если ртутный термометр разобьется. - Как обезвредить ртуть, разлившуюся из разбитого термометра? Кисточкой собирают ртуть на листок бумаги, сбрасывают в стеклянную банку, заливают водой и плотно закрывают. Раствором марганцовки или перекиси водорода обрабатывают участок, на который попала ртуть. Затем проветривают помещение. Баночку с ртутью немедленно передают в химический кабинет школы преподавателю химии. - Нормальная температура тела человека 36,6 градусов. На рисунке медицинского термометра в учебнике (с. 64) найдите деления 36,6 и 37. - Обратите внимание, что число 37 имеет красный цвет. Оно показывает, что выше 37° температура тела у человека считается повышенной, и ему необходимо обратиться к врачу. - Какая нормальная температура тела человека? - Что означает красная цифра 37? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. - Органа осязания. - Можно. Два ученика подходят к столу учителя и берут подготовленные подносы с тремя стаканами воды. В первом стакане налита холодная вода со льдом, во втором – теплая вода, в третьем - прохладная (стаканы пронумерованы). По сигналу учителя один из обучающихся опускает указательный палец левой руки в стакан № 1, а второй ученик - стакан № 2. Затем дети одновременно переносят пальцы в третий стакан с водой. Поскольку мнения противоречивые, обучающиеся приходят к выводу; с помощью ощущений точно определить температуру воды (выяснить, как она нагрета) не удается. - Цифра 0 обозначает температуру таяния льда. - Цифра 100 обозначает температуру кипения. - Вода, и другие жидкости (спирт, ртуть) при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Поэтому человек стал использовать эти жидкости в приборах, измеряющих температуру тел. Читают вслух “по цепочке” текст учебника (с. 65) и узнают: 1) в результате каких опытов и наблюдений Цельсий изобрел шкалу; 2) что означает каждое деление на шкале, что градус переводится как “шаг”; 3) по шкале Цельсия ноль градусов - это температура тающего льда или замерзающей воды, а температура кипения воды - 100 градусов выше нуля (советуем найти на шкале отметки 0 градусов, 100 градусов выше нуля); 4) по шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчет градусов тепла ведут от нуля градусов вверх по шкале, а холода — от нуля вниз по шкале (показать деления на шкале термометра); 5) число градусов тепла записывают со знаком “+”, а число градусов холода записывают со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставят маленький кружок (показывает, как записать “пять градусов тепла” и “пять градусов холода”). - Нормальная температура тела человека - 36,6°. - Цифра 37 показывает, что у человека повысилась температура, значит, он болен |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Сейчас мы проведем опыты по определению температуры воды. Какой термометр мы будем использовать? - У нас три стакана с водой: теплая вода, горячая и вода со льдом. Измерьте температуру в трех стаканах. Запишите результат. Какой вы сделали вывод? - Сейчас будем тренироваться записывать температуру и читать ее. На доске запись: +5°, -2°, -15°, +25°, 0°, +18°. - Прочитайте, какая температура воздуха записана. - А сейчас я буду называть температуру, а вы - ее записывать: Восемь градусов тепла (+8°), десять градусов ниже нуля (-10°), двенадцать градусов мороза (-12°), двадцать градусов выше нуля (+20°), тридцать пять градусов тепла (+35°). Организует самостоятельную работу в тетради (задание 33-35). - Какую температуру имеет тающий лед? (0°.) - При какой температуре вода кипит? (+100°.) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Водный термометр. - В стакане со льдом 0°, теплая вода - 44°, горячая - 70°. Выполняют задания 33-35 в тетради для самостоятельных работ. - Тающий лед имеет температуру 0°. - При температуре +100°. Задание 34: определяют и записывают температуру, которую показывают термометры на рисунках, и нумеруют термометры в порядке уменьшения температуры. Задание 35: практическая работа. На демонстрационном столе учителя стоят стаканы с холодной, теплой и горячей водой; лежат лабораторные термометры. Школьники определяют температуру воды в каждом стакане (порядок действий при проведении опыта описан в учебнике). Результаты опыта записывают в тетради |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 63-67) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающийся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Послушайте стихотворение Сергея Михалкова. О чём говорится в этом стихотворении? - Какая температура здорового человека? Какова температура больного человека? - С помощью какого прибора измеряют температуру? - Что такое термометр? Кто изобрел шкалу термометра? - О каких видах термометров мы сегодня говорили? - Чем заполнена стеклянная трубка термометров? - Чем опасна ртуть? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Оцените свои достижения на уроке, используя опорные слова. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение “Тридцать шесть и пять!” С. Михалкова”.* - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |
* URL: http://www.planetaskazok.ru/smihalkovsth/tridcatshestipjatmihalkovsth