TEPMOМETP И ЕГО УСТРОЙСТВО

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

TEPMOМETP И ЕГО УСТРОЙСТВО

Тип урока: применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром; способствовать формированию умений пользоваться термометром, определять температуру воды; содействовать развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу, умения работать с разными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром;

научатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу; соблюдать правила безопасного пользования ртутным термометром

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: маленькие подносы, стаканы с холодной водой со льдом (№ 1), стаканы с теплой водой (№ 2), стаканы с прохладной водой (№ 3), стаканчики с горячей водой, лабораторные термометры

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка (тест)

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Проводит тест по теме “Свойства воды”:

1. Какое свойство воды указано неверно?

а) Прозрачна; б) бесцветна; в) не имеет запаха; г) сладкая на вкус.

2. Как можно очистить загрязненную воду?

а) Нагреть; б) охладить; в) профильтровать; г) заморозить.

3. Какое вещество не растворяется в воде?

а) Сахар; б) глина; в) соль; г) песок.

4. Что является источником загрязнения воды?

а) Животные; б) фабрики и заводы; в) растения; г) ручьи.

5. Как можно экономить воду?

а) Остужать суп под струей холодной воды;

б) закрывать кран, когда чистишь зубы;

в) пойти разговаривать по телефону, не закрыв кран;

г) отключать душ, когда намыливаешь мочалку

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Можно послушать доклады двух учеников о свойствах воды, которые дети подготовили по материалам первого заседания клуба.

Выполняют тест по изученной теме. Выбирают верный ответ.

Ключ:

1 - г.

2 - е.

3 - г.

4 - б.

5 - б, г

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

• Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Высказывают предположения.

Отгадывают загадку:

- Термометр.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

Обсуждение (возможно в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов.

Обобщение

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- С помощью каких органов чувств определяют, теплая вода или холодная?

- Можете ли вы с уверенностью сказать, что не ошибаетесь, и точно определить, что вода теплая?

- Давайте проверим это с помощью опыта.

- Что вы чувствуете? Вода теплая или холодная? Можете определить температуру воды?

- Для точного определения температуры воды, воздуха, почвы, тела человека и животных созданы специальные приборы - термометры.

- Термометр состоит из стеклянного шарика с длинной трубочкой, которая укреплена на пластинке с делениями.

Шарик и часть трубки наполнены ртутью или подкрашенным спиртом. Из трубки удален воздух, и верхний конец ее запаян.

Чтобы нанести на пластинку градусы, шарик термометра опускают в тающий лед. От охлаждения ртуть сжимается и начинает быстро опускаться в трубочке, а затем останавливается. То место, где останавливается верхний конец столбика ртути, отмечают на пластинке черточкой и рядом с ней ставят цифру 0. Эта цифра обозначает температуру таяния льда.

Потом держат термометр в парах кипящей воды. Ртуть от нагревания расширяется, начинает быстро подниматься в трубочке и, наконец, останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на пластинке черточкой и рядом с ней ставят цифру 100. Эта цифра обозначает температуру кипения воды.

- Что обозначает цифра 0 на термометре?

- Что обозначает цифра 100?

- Расстояние между нанесенными черточками делят на 100 равных частей - градусов. Черточками через такие же расстояния отмечают градусы ниже нуля. Это шкала. Ее изобрел шведский ученый-естествоиспытатель Андерс Цельсий почти 300 лет тому назад, в 1742 году. Когда мы говорим о температуре, то добавляем “по Цельсию”, например: 5° тепла по Цельсию.

Градусы ниже нуля показывают мороз, а градусы выше нуля - тепло.

- Знание какого свойства жидкостей навело человека на мысль о возможности создания термометра? Существует несколько видов термометров: для измерения температуры воздуха на улице; в комнате; водяной термометр; медицинский.

Захотите узнать, какая температура на улице, повесьте термометр за окно и смотрите, напротив какой черточки остановился верхний конец столбика ртути. Если он будет у черточки с цифрой 10 ниже нуля, значит, температура воздуха 10 градусов мороза. Сокращенно это записывается так: -10°.

Если верхний конец столбика ртути остановился около пятой черточки выше нуля, значит, температура 5 градусов тепла. Сокращенно это записывается так: +5°.

- Посмотрите на термометр у нас за окном. Сколько градусов сейчас на улице? Сокращенно запишите.

- Сколько градусов у нас в классе? Запишите.

- Медицинский термометр вы все видели. Стеклянный сосуд его наполнен ртутью. Ртуть - это очень сильный яд. Если вы разбили термометр, то необходимо сообщить взрослым. Они соберут шарики ртути и отнесут в аптеку.

- Прочитайте текст в учебнике, обратите особое внимание на бережное обращение с прибором и мерах безопасности, которые надо предпринять, если ртутный термометр разобьется.

- Как обезвредить ртуть, разлившуюся из разбитого термометра? Кисточкой собирают ртуть на листок бумаги, сбрасывают в стеклянную банку, заливают водой и плотно закрывают. Раствором марганцовки или перекиси водорода обрабатывают участок, на который попала ртуть. Затем проветривают помещение. Баночку с ртутью немедленно передают в химический кабинет школы преподавателю химии.

- Нормальная температура тела человека 36,6 градусов. На рисунке медицинского термометра в учебнике (с. 64) найдите деления 36,6 и 37.

- Обратите внимание, что число 37 имеет красный цвет. Оно показывает, что выше 37° температура тела у человека считается повышенной, и ему необходимо обратиться к врачу.

- Какая нормальная температура тела человека?

- Что означает красная цифра 37?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Органа осязания.

- Можно.

Два ученика подходят к столу учителя и берут подготовленные подносы с тремя стаканами воды. В первом стакане налита холодная вода со льдом, во втором – теплая вода, в третьем - прохладная (стаканы пронумерованы).

По сигналу учителя один из обучающихся опускает указательный палец левой руки в стакан № 1, а второй ученик - стакан № 2. Затем дети одновременно переносят пальцы в третий стакан с водой.

Поскольку мнения противоречивые, обучающиеся приходят к выводу; с помощью ощущений точно определить температуру воды (выяснить, как она нагрета) не удается.

- Цифра 0 обозначает температуру таяния льда.

- Цифра 100 обозначает температуру кипения.

- Вода, и другие жидкости (спирт, ртуть) при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Поэтому человек стал использовать эти жидкости в приборах, измеряющих температуру тел.

Читают вслух “по цепочке” текст учебника (с. 65) и узнают:

1) в результате каких опытов и наблюдений Цельсий изобрел шкалу;

2) что означает каждое деление на шкале, что градус переводится как “шаг”;

3) по шкале Цельсия ноль градусов - это температура тающего льда или замерзающей воды, а температура кипения воды - 100 градусов выше нуля (советуем найти на шкале отметки 0 градусов, 100 градусов выше нуля);

4) по шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчет градусов тепла ведут от нуля градусов вверх по шкале, а холода — от нуля вниз по шкале (показать деления на шкале термометра);

5) число градусов тепла записывают со знаком “+”, а число градусов холода записывают со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставят маленький кружок (показывает, как записать “пять градусов тепла” и “пять градусов холода”).

- Нормальная температура тела человека - 36,6°.

- Цифра 37 показывает, что у человека повысилась температура, значит, он болен

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Сейчас мы проведем опыты по определению температуры воды. Какой термометр мы будем использовать?

- У нас три стакана с водой: теплая вода, горячая и вода со льдом. Измерьте температуру в трех стаканах. Запишите результат. Какой вы сделали вывод?

- Сейчас будем тренироваться записывать температуру и читать ее.

На доске запись: +5°, -2°, -15°, +25°, 0°, +18°.

- Прочитайте, какая температура воздуха записана.

- А сейчас я буду называть температуру, а вы - ее записывать:

Восемь градусов тепла (+8°), десять градусов ниже нуля (-10°), двенадцать градусов мороза (-12°), двадцать градусов выше нуля (+20°), тридцать пять градусов тепла (+35°).

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 33-35).

- Какую температуру имеет тающий лед? (0°.)

- При какой температуре вода кипит? (+100°.)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Водный термометр.

- В стакане со льдом 0°, теплая вода - 44°, горячая - 70°.

Выполняют задания 33-35 в тетради для самостоятельных работ.

- Тающий лед имеет температуру 0°.

- При температуре +100°.

Задание 34: определяют и записывают температуру, которую показывают термометры на рисунках, и нумеруют термометры в порядке уменьшения температуры.

Задание 35: практическая работа. На демонстрационном столе учителя стоят стаканы с холодной, теплой и горячей водой; лежат лабораторные термометры. Школьники определяют температуру воды в каждом стакане (порядок действий при проведении опыта описан в учебнике). Результаты опыта записывают в тетради

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 63-67)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающийся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова. О чём говорится в этом стихотворении?

- Какая температура здорового человека? Какова температура больного человека?

- С помощью какого прибора измеряют температуру?

- Что такое термометр? Кто изобрел шкалу термометра?

- О каких видах термометров мы сегодня говорили?

- Чем заполнена стеклянная трубка термометров?

- Чем опасна ртуть?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Оцените свои достижения на уроке, используя опорные слова. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение “Тридцать шесть и пять!” С. Михалкова”.*

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)

* URL: http://www.planetaskazok.ru/smihalkovsth/tridcatshestipjatmihalkovsth






Для любых предложений по сайту: [email protected]