СВОЙСТВА ВОДЫ В ГАЗООБРАЗНОМ СОСТОЯНИИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

СВОЙСТВА ВОДЫ В ГАЗООБРАЗНОМ СОСТОЯНИИ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний о трех состояниях воды в природе, о свойстве воды переходить из одного состояния в другое; помочь выявить свойства водяного пара в ходе опытов и наблюдений; способствовать развитию умений высказывать собственное мнение (суждение)

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с тремя состояниями воды в природе, со свойствами водяного пара; научатся определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: влажная губка, пол-литровые пластиковые бутылки, стеклянная пол-литровая банка, блюдца, стаканы, сосуды с водой, тарелки


Организационная структура урока


Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки про лед; “разгадав” их, вы узнаете, о каких свойствах льда в них говорится.

1. На дворе горой, а в избе - водой.

2. Валяется камень на мерзлой земле, его подберешь - исчезает в тепле.

3. Без досок, без топоров, через речку мост готов.

Мост - прозрачное стекло: скользко, весело, светло.

4. Вода, да и по воде же и плавает.

- О каких еще свойствах льда вы узнали на заседании клуба?

- А как люди используют свои знания о свойствах льда?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Отгадывают загадки:

1. Лед — твердое тело, имеет и сохраняет свою форму.

2. Свойство льда превращаться в воду при температуре выше нуля градусов.

3. Лед - твердое и прозрачное тело; лед скользкий.

4. Лед легче воды, поэтому плавает на ее поверхности.

-Лед холодный, хрупкий, бесцветный, плохо проводит тепло

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со свойствами воды. Вы узнаете о свойствах воды в газообразном состоянии

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Проводит влажной губкой по классной доске.

- Какой стала доска?

- А какой она станет через пару минут?

- Вам не раз приходилось наблюдать, как высыхает мокрое белье, как исчезают лужи после дождя. Куда же девается вода с классной доски, из белья и луж?

Организует комментированное чтение параграфа в учебнике.

- После дождя улица и крыши домов мокрые. Но появляется солнце - и все высыхает. Куда девается вода?

- Что происходит с водой в реках, озерах, морях?

- Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода?

- Что происходит с водой в холодную погоду?

- Вода улетучивается в воздух, перемешивается с его частицами. Частицы воздуха так малы, что вы их не видите. Невозможно разглядеть среди них и частицы водяного пара. Что можно сказать о водяном паре, если мы его не видим?

- Можем ли почувствовать запах пара?

- Переход воды из жидкого состояния в водяной пар называется испарением. Проведем опыт.

Желательно использовать электрический чайник с подсветкой.

- Нальем в чайник воды и доведем до кипения.

- Что происходит с водой?

- Из чего состоят эти пузырьки?

- Что с ними происходит?

- Чем заполняется наш чайник?

- Где находится водяной пар?

- Что это за туман над чайником?

- Из чего состоит туман?

- Что же происходит с водой во время кипения?

- Что произойдет, если мы закроем носик чайника пробкой?

- Что же происходит с паром?

- Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы. Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нем плыть. Многие думали, что его приводит в движение “нечистая сила”. Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашелся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости. Почти то же было и с паровозом. Люди из-за своей малоосведомлённости отказывались ехать по железной дороге, считая, что “огненный змей”, “нечистая сила” тащат поезд.

- Чем покрывается холодное оконное стекло, когда мы на него дышим?

- Откуда взялась на стекле вода?

- Чайник наш закипает. Подставим холодную ложку. Что с ней произошло?

- Зимой вывешивают мокрое выстиранное белье. Что происходит с бельем?

- Куда исчезла вода?

- Какой можно сделать вывод о свойстве воды?

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. Формулируют выводы наблюдений.

- Доска стала влажная.

- Через пару минут она станет сухой.

Наблюдают, как высыхает классная доска.

- Вода, испаряясь, перемешивается с частицами воздуха. Частицы воздуха так малы, что мы их не видим невооруженным глазом. Не можем мы разглядеть среди них и частицы водяного пара. Следовательно, водяной пар - прозрачный бесцветный газ без запаха. Он, как и воздух, невидим. Переход воды из жидкого состояния в водяной пар называют испарением. Испаряется не только вода, но и лед. Испарение льда идет медленнее, чем испарение воды в жидком состоянии. В природе вода и в жидком, и в твердом состоянии постоянно испаряется с поверхности земли.

- Вода испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.

- Вода в реках, озерах, морях испаряется.

- Из тарелки вода быстрее испарится, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее идет испарение.

- В холодную погоду вода тоже испаряется, только не так быстро, как в теплую.

- Водяной пар прозрачный и бесцветный. Он без запаха.

- На дне и стенках сначала появляются мелкие пузырьки воздуха. Затем образуются большие пузырьки.

- Пузырьки состоят из пара.

- Пузырьки быстро поднимаются вверх и лопаются.

- Чайник заполняется паром, номы его не видим, так как он невидим, как воздух.

- Водяной пар находится над кипящей водой, у самого основания носика.

- Остывая на воздухе, пар превращается в туман.

- Туман - это мельчайшие капельки жидкой воды. Его-то мы и видим, когда он струей вырывается из носика чайника вверх.

- Во время кипения вода превращается в пар. Это переход воды в газообразное состояние.

- Если мы закроем носик чайника пробкой, она вылетит.

- Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны. Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.

- Холодное оконное стекло покрывается капельками воды.

- Вода образовалась из пара, как только тот прикоснулся к холодному стеклу. Пар всегда есть в воздухе. Если его охладить, он превратится в воду.

- Ложка покрылась мельчайшими капельками воды.

- Белье через некоторое время замерзает, покрывается ледяной корочкой, а затем высыхает.

- Вода превратилась в водяной пар.

- Везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Прочитайте рассказ в хрестоматии “Почему высыхают лужи?”. Что вы узнали об испарении воды?

- В какое время года - весной или летом - лужи высыхают быстрее и почему?

- Где человек использует знания об испарении воды?

- Знания о том, что температура влияет на испарение воды, люди используют и тогда, когда случится беда, - намокает редкая, старинная книга. Сушат ее в специальном морозильнике. Вода в морозильнике испаряется очень медленно, поэтому книга не теряет своей формы в процессе такого испарения, то есть не коробится. Организует практическую работу.

- В природе вода постоянно переходит из жидкого состояния в газообразное. Но особенно быстро этот процесс идет при кипячении, когда вода нагревается до 100 градусов выше нуля.

- Прочитайте в парах рассказы в хрестоматии “Вода плохо проводит тепло” и ответьте на вопрос в конце текста.

- Водяной пар, который образуется при кипячении воды, - настоящий силач. Когда вода в чайнике кипит, ему становится тесно, он начинает подбрасывать крышку вверх-вниз, чтобы через щелку вырваться на свободу. Люди давно проведали про могучую силу пара и сделали паровые машины, в которых заставляли пар работать.

- Если водяной пар - прозрачный, бесцветный газ, что же мы тогда видим, когда в чайнике закипает вода? Прочитайте текст в учебнике.

- Если в пространство между носиком и облачком тумана поместить тоненькую металлическую линейку, она немедленно покроется капельками воды. Это доказывает, что пространство заполнено водяным паром, который превращается в капельки воды при соприкосновении с холодной поверхностью линейки.

- Какими же свойствами обладает вода в газообразном состоянии?

Водяной пар - бесцветный прозрачный невидимый газ. Как и все газы, он не имеет постоянной формы и стремится занять все доступное пространство.

Организует работу в тетради (задания 38, 39, с. 27).

- Какой процесс изображен на рисунке?

- Что такое испарение?

- При какой температуре происходит испарение?

- Какого цвета водяной пар?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Испарение воды связано с движением ее молекул. Чем выше температура, тем быстрее идет испарение. Испарение идет там, где вода соприкасается с воздухом, поэтому, чем больше поверхность соприкосновения, тем быстрее идет испарение. В ветреную погоду испарение идет быстрее, так как молекулы воды удаляются от поверхности, освобождая место другим.

- Вода испаряется, когда сохнет белье. Сохнут вымытые полы, посуда. Люди просушивают оштукатуренные сырые стены строящего дома. Заготавливая дрова на зиму, их сначала просушивают. На полях сушат зерно. Электрический фен применяют для быстрой сушки волос. Выполняют опыт 1.

Понадобится пол-литровая пластиковая бутылка, стеклянная пол-литровая банка, блюдце. В каждую посуду обучающиеся наливают полстакана воды и ставят посуду рядышком на подоконнике. На следующий день они увидят, что быстрее всего вода испарится из блюдца (там поверхность соприкосновения с воздухом самая большая).

Вывод: чем больше поверхность соприкосновения воды с воздухом, тем быстрее идет испарение.

Выполняют опыт 2.

В две одинаковые тарелки наливают по полстакана воды.

Одну тарелку ставят в самое прохладное место в классе, а другую - в теплое. Через некоторое время видно, насколько быстрее будет испаряться вода в теплом месте.

Вывод: температура воздуха влияет на испарение.

- Белое облако, которое мы видим у носика чайника, - это мельчайшие капельки воды (облачко тумана), образованные из водяного пара. А невидимый водяной пар находится между носиком чайника и облачком тумана. И убедиться в этом можно с помощью опыта.

Задание 38: рассматривают рисунок и отмечают синим цветом ту часть рисунка, где вода - в жидком состоянии (это вода в чайнике, видимое “облачко” вокруг ложки, капающая вода и капельки воды в тарелке), а голубым - где вода в газообразном состоянии (это место между носиком чайника и “облачком”).

- Переход воды из жидкого состояния в газообразное и опять в жидкое.

- Испарение - переход воды из жидкого состояния в газообразное.

-При 100 °С происходит испарение.

- Водяной пар бесцветный, прозрачный.

Задание 39: читают предложения и дописывают пропущенные слова

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 72-74)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Отвечают на вопросы, предлагают одноклассникам отгадать загадки по карточкам:

• Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь

И домой не принесешь.

Маша по саду гуляла,

Собирала, собирала,

Поглядела в кузовок –

Там и нет ничего. (Туман.)

К. Чуковский

• Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности)






Для любых предложений по сайту: [email protected]