Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА». ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
||
Педагогические задачи: развивать мыслительные процессы - анализ, синтез, обобщение; содействовать развитию умений формулировать выводы на основе информации по теме “Вода и ее свойства”; способствовать формированию интереса к предмету; воспитывать устойчивую учебную мотивацию, инициативность в личном и командном успешном участии в предметной олимпиаде |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся объяснять свойства воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты; формулировать, фиксировать выводы в письменном виде |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к водным ресурсам |
Организационная структура урока |
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проверяет домашнее задание. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадку: • Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без... (воды). - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Рассказывают о выполненной дома работе. Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отгадывают загадку - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Обобщение по теме раздела |
Проводит блиц-опрос: 1. Что такое снежинка? 2. Почему в морозный день снег скрипит под ногами? 3. Перечислите свойства снега. 4. Почему водопроводные трубы прокладывают в земле? 5. В чем значение льда для водоемов? 6. Что называют плавучими островами? 7. Что такое айсберг? 8. При нагревании вода... 9. При охлаждении вода... 10. При замерзании вода... 11. Кто изобрел шкалу на термометре? 12. Температура тающего льда равна... 13. Температура кипения воды... 14. Что происходит со льдом в воде? 15. Как называется переход воды из жидкого состояния в водяной пар? |
Отвечают на вопросы учителя: 1. Снежинка - это вода в твердом состоянии. 2. Это ломаются хрупкие лучики снежинок. 3. Снег рыхлый; плотный; рассыпчатый; влажный. 4. В сильные морозы вода замерзает, расширяется и может разорвать трубы. 5. Лед сверху закрывает водоемы и не дает им промерзать до дна. 6. Айсберги. 7. Айсберг - это крупные обломки ледников, плавающие по морям и океанам. 8. При нагревании вода расширяется. 9. При охлаждении вода сжимается. 10. При замерзании вода расширяется. 11. Цельсий изобрел шкалу на термометре. 12. Температура тающего льда равна 0 °С. 13. Температура кипения воды 100 °С. 14. Лед плавает на поверхности воды. 15. Испарение |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия всоответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор |
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Почему яблоки и другие фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на части? - Почему у яблока, когда оно печется, часто разрывается кожица? - Почему в сильные морозы деревья трещат? - Почему летом после дождя дороги просыхают быстрее, чем осенью? - Почему при кипячении вода из полного чайника проливается на плиту? - Почему влажные руки сохнут быстрее, если их держать под “сушилкой”? - Почему при повышении температуры столбик жидкости в термометре поднимается, а при понижении температуры - опускается? - Почему в пасмурный день белье сохнет на улице медленнее, чем в солнечный? - Почему иногда в зимние морозные дни лопаются стальные трубы водопровода? - Почему лед не тонет в воде? - Почему летом белье сушат чаще всего на улице, а зимой - в помещении? - Почему в жаркий летний день скошенная трава сохнет гораздо быстрее, чем в холодный день? - Почему зимой хвойные деревья испаряют влаги в 300- 400 раз меньше, чем летом? - Почему летом в одном и том же месте хвойные деревья испаряют в 8-10 раз меньше влаги, чем лиственные при одинаковом возрасте и росте? - Почему вода, налитая в бутылку, может долго открытая простоять на воздухе? А если ее вылить на широкое блюдце или пол, то она быстро испарится? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Это делают для того, чтобы увеличить поверхность соприкосновения с воздухом. -Яблочный сок, превращаясь в пар, разрывает кожуру. - Вода, которая содержится в соке растений, замерзает, увеличивается в объеме и с треском разрушает волокна растений. - Летом теплее, а чем выше температура, тем вода испаряется быстрее. - Вода при нагревании расширяется, то есть занимает больше места, поэтому из налитого до краев чайника она выливается на плиту. - Под “сушилкой” на руки дует ветерок, а при ветре испарение воды идет быстрее. - При повышении температуры жидкость расширяется и занимает больший объем, поэтому столбик в термометре поднимается. При понижении температуры жидкость сжимается и занимает меньший объем, поэтому столбик в термометре опускается. - В солнечный день больше тепла, а при повышении температуры испарение идет быстрее, и белье тоже сохнет быстрее. - При температуре ниже нуля градусов вода замерзает, превращаясь в лед. При замерзании вода расширяется. Если стальные трубы водопровода не утеплены, вода в сильные морозы в них превращается в лед и разрывает металл. - При замерзании вода занимает больший объем, чем прежде. Она расширяется. И лед поэтому легче воды, он плавает на ее поверхности. - Чем выше температура, тем скорее идет испарение. Летом на улице теплее, чем в помещении. К тому же дует ветерок, который также увеличивает испарение. А зимой в помещении теплее, чем на улице. Испарение в помещении идет быстрее. - При высокой температуре воздуха быстрее происходит испарение воды из скошенных травянистых растений. - На испарение влияет температура. Зимой температура окружающего воздуха меньше, испарение идет медленнее. - Испарение идет тем быстрее, чем больше поверхность соприкосновения с воздухом. Поверхность листьев у лиственных деревьев много больше, чем поверхность иголочек у хвойных деревьев. - В бутылке поверхность соприкосновения воды с воздухом меньше, чем тогда, когда мы выливаем воду на блюдце или пол |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Ответить на вопросы учебнике в (с. 75). Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Прием “Комплимент”. Цель данного приема - оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения) |