Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ
Тип урока: применение знаний на практике |
|||||
Педагогические задачи: дать представление о том, что вода - растворитель, о растворимых и нерастворимых веществах; создать условия для знакомства с алгоритмом изготовления фильтра; способствовать формированию умений простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества; содействовать развитию умений работать с разными источниками информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: получат представление о том, что вода - растворитель; научатся делать фильтр, простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном |
|||
Образовательные ресурсы: членские билеты обучающихся, письма, полученные членами клуба из Москвы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки или стаканы с поваренной солью, сахаром или медом, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки стеклянные, бумажные салфетки или промокательная бумага для приготовления фильтра, ножницы, пипетки |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемыеспособы деятельности обучающегося |
||
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Определите вещество по его свойствам: • Непрозрачный, белый, рыхлый, безвкусный, быстро тает в тепле. (Снег.) • Непрозрачный, белый, твердый, сладкий, быстро тает в воде. (Сахар.) • Прозрачный, бесцветный, твердый, скользкий, хрупкий, в тепле тает медленно. (Лед.) • Прозрачное, бесцветное, твердое, скользкое, хрупкое, не тает. (Стекло.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа |
Сидит на одной из парт, с разрешения председателя делает обучающимся первое сообщение: - Такое же заседание недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода- хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Предлагает председателю выбрать ученика, который прочитает вслух из учебника (с. 85) порядок действий при проведении первого опыта. - Есть такая сказка. Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй - шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? - Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар? - Сегодня мы узнаем о возможностях воды как растворителя. В этом нам помогут опыты. Опыт 1. - Возьмем стакан с водой. Насыплем соль и размешаем ее. Что происходит с кристаллами соли? - Но исчезла ли соль? - Приступим к выполнению другого опыта, для которого необходимо изготовить фильтры. - Возьмем пустой чистый стакан, бумагу для фильтрования. Ее можно заменить бумажной салфеткой. Салфетку сложим вчетверо, вложим фильтр в воронку, а воронку поставим в пустой стакан. Выльем содержимое стакана в воронку. Что произошло? - Что происходит с солью в воде? - Рассмотрите рисунок, на котором показано, как из промокательной бумаги или бумажной салфетки сделать фильтр. Обратите внимание на следующие моменты: 1) сначала надо вырезать из бумаги квадратик, сложить его пополам, затем еще раз пополам; 2) обрезать края так, чтобы при развертывании получился круг; 3) сложить листок в виде конуса, при этом одна половина конуса будет состоять из одного слоя бумаги, другая - из трех слоев; 4) положить фильтр в воронку; 5) смочить правильно вложенный фильтр водой с помощью пипетки. Опыт 2. - Возьмем стакан с водой и добавим в него несколько капель вишневого сока. Что произошло с водой? - Пропустим окрашенную воду через фильтр. Что произошло? Опыт 3. - Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? - Пропустим воду через фильтр. Что произошло? - Что можно сказать о речном песке? Опыт 4. - Возьмем стакан с водой и добавим глину. Что стало с водой? - Давайте немного подождем. Что происходит? - Пропускаем воду из этого стакана через фильтр. Что получилось? - Какой можно сделать вывод? - Что растворяется в воде? Что не растворяется? |
Заседание начинается с выбора председателя, который будет его вести. Председатель занимает место за учительским столом. Он объявляет тему заседания (читает ее на открытой перед ним странице учебника), делит обучающихся на четыре группы и рассказывает о заданиях, которые будут выполнять группы. - Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее. - Сахар тоже растворился бы в воде. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут. - Но соль не исчезла. Она растворилась. Председатель зачитывает вопросы, предшествующие опыту, и каждая группа отвечает на эти вопросы. Например: “Изменилась ли прозрачность воды?” Представитель первой группы выходит и отвечает на вопрос. Председатель еще раз зачитывает тот же вопрос. Выходит, представитель второй группы и отвечает. И так до тех пор, пока не ответит представитель последний группы. Председатель зачитывает второй вопрос: “Изменился ли цвет воды?”. Затем третий: “Изменился ли вкус воды?”. И наконец, четвертый: “Можно ли сказать, что соль исчезла?”. - На фильтре ничего не оседает, а вода остается соленой. - Соль в воде растворяется. После этого председатель просит всех приступить к выполнению опыта, для которого необходимо изготовить фильтры. После изготовления фильтра обучающиеся пропускают через него воду с солью, с сахарным песком, затем речным песком и делают вывод: с помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились. - Но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются. - Вода окрасилась. - На фильтре ничего не осело, а вода осталась окрашенной. - Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь. - Вода прошла в стакан, а песок остался на фильтре. - Песок не растворяется в воде. - Вода стала мутной, а кусочки глины плавают в воде. - Частицы глины оседают на дно. - Вода стала чистой и прозрачной, а частицы глины остались на фильтре. - Глина не растворяется в воде. - Сахар, сок, соль растворяются в воде. Песок, глина не растворяются |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. - Как очистить воду от нерастворимых веществ? - Что такое фильтрование? - Почему родниковая вода чистая? - Для чего нужна вода? - Почему в жаркий день, прибежав с улицы, вы первым делом выпиваете стакан воды? Организует самостоятельную работу в тетради (задание 43, с. 30). - Прочитайте рассказ в хрестоматии “Вода - растворитель” (с. 46). Ответьте на вопрос: “Почему ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?”. - Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Благодарит председателя за активную работу и просит остальных членов клуба (по желанию) познакомить одноклассников с содержанием писем, которые получили из Москвы |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - С помощью фильтра. - Фильтрование - очистка воды от нерастворимых примесей. - Родниковая вода проходит сквозь толстый слой песка и очищается. - Все живые организмы не могут жить без воды. - Мы пополняем потерянную влагу. - В воде растворяются не только твердые вещества, но некоторые жидкости (например, уксус, спирт), а также газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Задание 43: самостоятельно проводят опыты вместе с соседом по парте. Записывают результаты наблюдения. - Из личного опыта нам, членам клуба, известно, что это свойство человек использует, когда готовит пищу (заваривает чай, варит компоты, супы, солит и консервирует овощи и т. д.). Когда умывается и стирает одежду. Когда рисует акварельными красками или гуашью. Когда насыщает кислородом воду в аквариуме или прорубает зимой лунки во льду в водоемах для улучшения жизни подо льдом. Когда разводит водой лекарства для инъекций (уколов). В группах обсуждают план выступления на тему “Вода - растворитель” |
Выбирать действия всоответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 85-87), рассказ из хрестоматии (с. 46) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - О каком свойстве воды вы узнали из опытов? - Какие могут быть вещества? - Назовите растворимые вещества. - Назовите нерастворимые вещества. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Вода - хороший растворитель. - Растворимые и нерастворимые в воде. - Соль, сахар, мед - растворимые вещества. - Песок, мел, глина - нерастворимые вещества. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием |