Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ТУМАН И ОБЛАКА. ОСАДКИ
Тип урока: решение частных задач |
|||||||||
Педагогические задачи: способствовать формированию умений объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков; создать условия для формирования представления об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь); содействовать развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую деятельность |
|||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные: познакомятся с превращениями воды в туман, облака; разными видами облаков; получат представление об осадках, выпадающих из облаков; осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха; научатся проводить исследовательскую работу, определять виды облаков |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные — осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
|||||||
Образовательные ресурсы: компас, бумага, фломастеры, зеркала, стол под открытым небом; тарелочки с горохом, карточки четырех цветов (синие, зеленые, оранжевые, желтые) разной формы (треугольники, квадраты и т. д.) по числу обучающихся в классе; скотч, белые кружки |
|||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||||||
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнегозадания |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - О каких трех состояниях воды вы узнали? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Рассказывают о состояниях воды по схеме: |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||
III. Сообщение темыурока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Что называют “явлением природы”? - Какие явления природы связаны с превращениями воды? - Обо всех этих явлениях упоминалось при изучении свойств воды в газообразном состоянии и круговорота воды в природе. Сегодня на уроке откроются новые тайны этих и других явлений природы. Записывает на классной доске тему урока, подчеркивает в ней слова “туман” и “облака” |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... - Явлением природы называют любое изменение, происходящее в природе. - Явления природы: образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града |
Принимать и сохранятьучебную цель и задачу. Анализировать, находитьобщее и различия, делатьвыводы. Осознанно и произвольностроить речевое высказывание в устнойформе |
||||||
IV. Открытие нового знания, способадействия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит чтение вслух “по цепочке” рассказа в хрестоматии “Как возникают туманы?”. - Что такое туман? - Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? - Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? - Вы можете сами поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мывидим как туман. - Что такое облака? - Чем похожи туман и облака? А чем они отличаются? - Туман и облака состоят из мельчайших капель воды. А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок. - Опишите формы облаков и выскажите предположение. - Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли? - Приходилось ли вам наблюдать туман? - Какие ощущения вы испытывали, находясь в тумане? - Как образуется туман? - Из чего состоят облака? - Почему мы говорим, что облака движутся? - Приходилось ли вам смотреть в небо, лежа на траве, на берегу реки? Можно очень долго смотреть на облака. Они внезапно появляются и плывут по небу, постоянно изменяя свою форму. Что вы видели, глядя на облака? - В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья или кошачий хвост. Они тонкие, прозрачные, сквозь них просвечивают и Солнце и Луна. Это перистые облака. Они образуются на высоте 10-12 км. С наступлением весны, а затем летом и осенью можно наблюдать кучевые облака. Около полудня на небе появляются отдельные мелкие облака. Они ярко-белые, с четкими контурами на голубом небе. Постепенно облака увеличиваются, становятся все более плотными и высокими. Образуются они на высоте 1-7 км. Дождевые облака на расстоянии 4-5 км от поверхности Земли попадают в зону отрицательных температур. Капли воды превращаются в тяжелые ледяные кристаллы. Они уже не удерживаются в воздухе и падают, превращаясь в большие дождевые капли. Выпадает сильный дождь - ливень. Бывает, что образуются не просто крупинки, но целые льдинки. Они не успевают растаять, и выпадает град. - Посмотрите в окно и скажите: какие облака вы видите? - Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды - роса. А поздней осенью и зимой, когда температура опускается ниже 0 °С, водяной пар превращается в маленькие кристаллы - иней. Всю воду, которая выпадает из атмосферы на поверхность Земли в виде дождя, снега, града, росы, инея, называют осадками. - Что произойдет, если осадков не будет? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Туман — это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе. - Оконные стекла не запотевают. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном. - Туман не исчезает, а превращается в водяной пар. - Туман - “друг”, когда он стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков. - Но в то же время туман губительно действует на некоторые растения. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья. Однако в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу. Читают текст учебника и выясняют: 1) Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью; 2) чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды; 3) если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю. - Нам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, горы, сказочных животных. Мы видели облака, которые низко плыли над землей. А облака, похожие на перья птиц, всегда плывут высоко-высоко в небе. - После жаркого дня наступает прохладный вечер, и над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Туман бывает и зимой в морозную погоду. - Сырость, плохая видимость окружающих предметов. Автомобили, трамваи замедляют ход, включают фары, сигналят, чтобы не задавить прохожих, не столкнуться. - Водяной пар, постоянно находящийся в воздухе, при охлаждении превращается в туман и становится видимым. - Облака - это тоже туман, но только скопившийся высоко над землей. - Облака гонит ветер. - Облака напоминают то сказочные замки с башенками и куполами, то стадо белошерстных овец, то караван верблюдов. - Без осадков не было бы растительности, пересохли бы реки |
Планировать решение учебной задачи:выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности,эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительныедоказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||||||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. - Наблюдение за облаками очень важно для предсказания погоды. Если научиться читать “язык” облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру, но и через неделю. - Когда по небу ходят легкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой - снег. Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня. Если до полудня появились лохматые черные кучевые облака - жди вечером дождя. Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, - к ясному дню. Красные тучи - к ветрам. Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими “судами” - в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад - к дождю. На восток - к вёдру. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались. Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют “бычьим глазом”. Это предвестник самых страшных ураганов. Примету хорошо знают моряки, плавающие в южных морях и океанах. - У поверхности земли направление и скорость ветра зависят от различных препятствий (например, от деревьев, зданий). А ученые, которые составляют прогноз погоды, должны получать сведения о ветре высоко над поверхностью земли. Нефоскоп позволяет наблюдать за движением облаков и определять направление их движения, благодаря чему можно узнать, откуда там, на высоте, дует ветер. Ветер принято называть по стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг, а восточный ветер - с востока на запад. Предлагает обучающимся разделиться на три группы. - Только ли из облаков появляются осадки на Земле? - Обратите внимание на то, что в холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман. Существуют другие виды осадков, выделяющихся непосредственно из воздуха: роса, иней, изморозь. Прочитайте один из рассказов в хрестоматии: “Как рождается иней?”, “Как отличить изморозь от инея?”, “Откуда берется роса на траве?”. Подготавливает из третьей группы консультантов, которые помогут ему провести практическую работу с остальными обучающимися. Помогает школьникам сложить шестиугольники из гороха с длиной стороны в две горошины, поясняя, что этой же закономерности подвержены снежинки при своем образовании. Организует работу в тетради (задания 41, 42, с. 29). - Ребята, вы сейчас проверите свои знания. Задание каждой группе на отдельной карточке: прочитайте вопросы и найдите ответы. Вопросы: 1. Обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. 2. Всегда плывут высоко в небе, похожи на перья птиц. 3. Невидимый водяной пар в холодном воздухе. 4. Туман, который находится высоко над земной поверхностью. 5. Образуются при встрече теплого воздуха с холодным. 6. Похожи на ярко-белые клочки ваты. 7. Из какого вещества состоит туман? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работа в парах. Один из школьников в каждой паре находит на рисунке в учебнике и показывает соседу по парте кучевые, дождевые, слоистые облака. А его сосед рассказывает о том, есть ли среди них облака, похожие на те, которые он видит из окна класса. В этот день, если погода позволяет, можно провести с обучающимися внеочередное заседание клуба (внеклассное занятие на воздухе): понаблюдать за движением облаков с помощью простейшего инструмента - нефоскопа. Для этого понадобятся компас, бумага, зеркало (размером с учебник), фломастер и стол под открытым небом. На школьном дворе устанавливается стол с белым листом ватмана. В центр листа устанавливают зеркало, а на край - компас. По компасу определяются стороны горизонта, которые отмечаются на листе бумаги фломастером. Глядя в зеркало, школьники поочередно наблюдают, как движутся отражения облаков, и отмечают направления их движения. Работа в группах. - Нам известен один вид осадков, которые выделяются непосредственно из воздуха. Это туман. Одна группа читает рассказ в хрестоматии “Откуда взялся град в летний день?”, другая - “Как рождается снег?”. С третьей группой, которая читает рассказ из хрестоматии “Почему снежинки шестиугольные?”, работает учитель. В это время две другие группы готовят рассказы для класса по своим статьям. После того как представители групп расскажут содержание статей, с которыми они работали, обучающиеся третьей группы (консультанты) помогут им разобраться с содержанием статьи “Почему снежинки шестиугольные?”. Задание 41: записывают названия облаков, которые они видят за окном, или записывают, какие облака они наблюдали в своей местности. Работа в группах. Первая и третья группы выписывают буквы, означающие верные ответы из правого столбика, а вторая и четвертая - из левого столбика. |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||||||
О |
Вода |
А |
|||||||
Д |
Осадки |
Л |
|||||||
Н |
Кучевые |
К |
|||||||
Ч |
Слоистые |
Р |
|||||||
Т |
Перистые |
Я |
|||||||
И |
Облака |
Ё |
|||||||
Ж |
Град |
Ш |
|||||||
О |
Дождевые |
П |
|||||||
Л |
Туман |
Т |
|||||||
Если учащиеся ответили верно, то в первой и третьей группе из букв получается слово “пятерка”, а во второй и четвертой - “отлично” |
|||||||||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 81-84), рассказы из хрестоматии (с. 49-60). - На следующем уроке будет проведено заседание клуба на тему “Вода - растворитель”. Всем членам клуба надо принести членские билеты и письма, которые вы получили из Москвы |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
Осознавать, принимать,сохранять учебные задачи |
||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Отгадайте загадки (раздает карточки, на которых записаны загадки). - В каких состояниях бывает вода? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Отгадывают загадки по карточкам, отвечают на вопросы. • Без крыльев летят, Бег ног бегут, Без паруса плывут. (Облака.) • Заря-заряница По миру ходила, Слезу уронила; Месяц видел, Солнце скрало. (Роса.) • Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, - И бормочет, и поет, Убаюкивает? (Дождь.) • Рассыпался горох На семьдесят дорог: Никто его не подберет. (Град.) • Молоко над речкой плыло. Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.) • В белом бархате деревня – И заборы, и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет. (Иней.) • Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.) |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |