ВОЗДУХ - ЭТО СМЕСЬ ГАЗОВ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ВОЗДУХ - ЭТО СМЕСЬ ГАЗОВ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний о смеси газов, содержащихся в воздухе; показать на основе опытно-экспериментальной деятельности, что при горении и при дыхании расходуется кислород; объяснить, в чем значение воздуха для человека; содействовать развитию коммуникативных умений в ходе беседы, умения работать с разными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся со свойствами кислорода и углекислого газа;

получат представление о том, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; при горении и при дыхании расходуется кислород; научатся определять свойства кислорода и углекислого газа

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном

Образовательные ресурсы: спички, свеча на подставке, бутылочка с известковой водой, стеклянная трубка или соломинка

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Что такое атмосфера?

- Как велика атмосфера?

- Для чего нужна атмосфера?

-Для чего нужен воздух? Где находится воздух?

- Где еще есть воздух?

- Если вам надо обнаружить место прокола в велосипедной камере, как это легче всего сделать?

- Как изменится температура на поверхности Земли, если воздух исчезнет?

- Как вы думаете, из каких веществ состоит воздух?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

- Атмосфера состоит из нескольких слоев, которые находятся на расстоянии 1000 км от поверхности Земли.

- Атмосфера защищает нашу планету от многих воздействий из космоса.

- Воздух нужен для дыхания. Он заполняет все пустоты, любое пространство, не занятое ничем другим.

- Воздух растворен в воде морей, озер, рек, ручьев.

- Накачать в камеру воздух и опустить ее в воду. В месте прокола будут выходить пузырьки воздуха

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Со всех сторон нас окружает воздух. Им дышат все животные и растения. Воздух - это смесь газов. Организует комментированное чтение учебника “Воздух - это смесь газов”.

- Что может изменить состав воздуха?

- Видим ли мы воздух?

- Когда мы можем “увидеть” воздух?

- Из чего состоит воздух?

- Рассмотрите рисунок “Состав воздуха” (с. 100).

На 78 % воздух состоит из азота, на 21 % - из кислорода, 1 % приходится на все остальные газы - углекислый газ, выделяемый всеми живыми существами, аргон, гелий, метан, озон и др. В 100 л воздуха содержится 78 л азота, 2 л кислорода, около 1 л углекислого газа и несколько миллилитров примесей.

- Откуда берется кислород в воздухе?

- Где находится озон?

- Как образуется углекислый газ?

- Может ли меняться содержание углекислого газа в атмосфере?

- В теплых и влажных дождевых лесах растения растут быстро, отмирают, перегнивают, и концентрация углекислого газа в приземном слое повышается.

- Кому необходим углекислый газ?

- Углекислый газ пропускает на земную поверхность солнечное тепло, но препятствует его возвращению в космическое пространство. Увеличение углекислого газа в атмосфере может привести к нежелательному увеличению температуры воздуха.

- Озон поглощает губительную для всех живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.

- Почему в классной комнате надо чаще проветривать?

- Как же пополняется кислород?

Природа наделила зеленые растения способностью поглощать выделяющийся при дыхании и окислении углекислый газ и высвобождать кислород. Этот единственный в своем роде процесс, происходящий в природе, называется фотосинтезом. Возвращенный растениями кислород отправляется в “новый круг путешествий”.

- Способность поддерживать дыхание - важная особенность кислорода, но у этого газа есть и еще одна важная особенность. Проведем опыты:

Возьмем три свечи, укрепим на столе и зажжем их. Одну свечу накроем стаканом, другую - банкой, а третью оставим открытой. Что произошло?

- В банке кислорода больше, чем в стакане, поэтому и свеча горит дольше. Этот опыт показывает, что для горения нужен кислород.

- Для горения нужен постоянный приток свежего воздуха. Ученые установили, что кислород в банке израсходовала горящая свеча.

- А когда еще выделяется углекислый газ?

- Что нужно сделать, чтоб прекратить горение?

- Что надо делать, если на человеке загорелась одежда?

Обсуждают, формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Изменить состав воздуха может все, что поступает в воздух из легких животных, растительных клеток, с поверхности воды, из труб промышленных предприятий.

- Воздух невидим.

- Воздух становится видимым, когда в нем слишком много частиц дыма, пыли, он обретает неприятный запах, им становится трудно дышать.

- Воздух — это смесь газов, соотношение которых почти не меняется уже много тысячелетий.

-Кислород выделяется зелеными растениями и необходим для дыхания животным и человеку.

- Озон — разновидность кислорода. Он находится в стратосфере на высоте 25—30 км.

- Углекислый газ составляет 0,03 % воздуха атмосферы и поступает в нее при дыхании животных и человека, а также при горении и гниении.

- Содержание углекислого газа в атмосфере может меняться. Больше углекислого газа в воздухе больших городов, потому что многочисленные автомобили и промышленные предприятия выбрасывают в воздух огромное количество углекислого газа.

- Углекислый газ необходим растениям, которые поглощают его.

- Если не проветривать, то накапливается большое количество углекислого газа и становится трудно дышать.

- Кислород пополняют зеленые растения. В растениях под действием солнечного света из углекислого газа и воды образуются питательные вещества и кислород.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

Вывод: свеча в стакане сразу погасла, в банке горит дольше, но скоро и она потухнет. Открытая свеча не гаснет.

- Углекислый газ выделяется еще и при дыхании живых организмов.

- Приостановить доступ воздуха к горящему предмету.

- На человека надо сразу набросить одеяло, пальто ши другую одежду, чтоб лишить пламя доступа воздуха

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Чем отличается состав воздуха в городе и в лесу?

- Какие газы входят в состав воздуха?

- Вспомните, как выявляли наличие крахмала в продуктах с помощью разбавленной настойки йода. А выявить наличие углекислого газа помогает известковая вода. Этот прозрачный раствор в присутствии углекислого газа мутнеет. Почему это происходит, вы узнаете в старших классах. А сейчас на уроке вы можете убедиться, что при дыхании выделяется углекислый газ.

Берет в одну руку пробирку с известковой водой, а в другую - стеклянную трубку или соломинку. Делает глубокий вдох и выдыхает воздух через соломинку в прозрачную известковую воду. Вода мутнеет на глазах у школьников.

Может еще раз повторить опыт с горящей свечкой.

Но перед тем как закрыть ее стеклянной банкой, около свечки можно поставить маленький стеклянный стаканчик с известковой водой. Когда свеча потухнет под банкой, дети увидят, что известковая вода стала мутной. Это наглядно убедит их в том, что при горении выделяется углекислый газ.

- Постоянный состав воздуха - важное условие жизни на Земле. Но во всех странах мира ежегодно сжигаются миллиарды тонн топлива - нефти, природного газа, угля, торфа. Поэтому возрастает расход кислорода и увеличивается поступление углекислого газа в атмосферу. Люди, животные, растения, микробы дышат и также поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Почему же в целом на планете пока состав воздуха остается постоянным?

Организует работу в тетради в парах (задание 51).

Организует коллективное выполнение задания 52.

- Почему пыльца, пыль, частицы дыма, морской соли называют непостоянными частями воздуха, примесями?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- В лесу кислорода больше, чем в городе, так как в городе из-за большого количества машин и предприятий увеличивается количество углекислого газа.

- Зеленые растения на солнечном свету поглощают углекислый газ из воздуха, когда “готовят себе пищу”, и при этом выделяют в воздух кислород.

Задание 51: записывают названия газов, из которых состоит воздух, и названия примесей, загрязняющих воздух. Сравнивают свои ответы с ответом соседа по парте. Рисуют схему состава воздуха.

Задание 52: дополняют предложения, в которых говорится о газах, входящих в состав воздуха, или о примесях (см. ресурсный материал к уроку).

- Содержание примесей в воздухе изменяется в зависимости от времени года, местности

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 100-102), рассказ в хрестоматии “Воздух, которым мы дышим” (с. 61-62).

- На следующем уроке пройдет заседание клуба “Мы и окружающий мир”, принесите с собой членские билеты

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Какое важное условие для жизни на Земле?

- Из каких веществ состоит воздух?

- Что расходуется при горении и при дыхании?

- Назовите главный источник пополнения запасов кислорода на Земле.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

В жизни каждого человека есть свои надежды и мечты, всегда есть свои паруса. Пройдёт совсем немного времени, и кто-то из вас под парусами пойдет в океан “за тридевять земель”. И встретит вас чистый бесцветный и прозрачный как стекло воздух, а если вы захотите поохотиться под водой, то на помощь придет ружьё для подводной охоты со сжатым воздухом. А потом ваш корабль остановится около красивого острова, на котором находятся горы, и если вам захочется на них подняться, то не забудьте взять тёплые вещи, так как воздух там холоднее. Желаю вам попутного ветра!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Постоянный состав воздуха.

- Воздух состоит из азота, кислорода, углекислого газа и других газов.

- При горении и при дыхании расходуется кислород. -Главный источник пополнения запасов кислорода на Земле - зеленые растения.

Прием “Радуга”.Ученикам необходимо ответить на вопрос: “С каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?”.

Значение цветов радуги может быть следующим:

• оранжевый - радостное, восторженное настроение;

• красный - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

• синий цвет - грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

• зелёный цвет - активность;

• жёлтый цвет - цвет радости;

• фиолетовый цвет - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку







Ресурсный материал к уроку

Ответы к заданию 52:

1. Газ, который поддерживает горение, называется... (кислородом).

2. Газ, который выделяется при дыхании живых организмов, называется... (углекислым газом).

3. Газ, который необходим для дыхания, называется... (кислородом).

4. Газ, которым дышат растения, называется... (кислородом).

5. Во время цветения растений в воздухе появляется... (много пыльцы).

6. Морские брызги быстро испаряются, оставляя в воздухе крохотные частицы морской... (соли).

7. В результате работы промышленных предприятий и транспорта в воздух выделяется огромное количество... (дыма, пыли, выхлопных газов).

8. При охлаждении воздуха из него в виде капелек воды выделяется... (водяной пар).






Для любых предложений по сайту: [email protected]