Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
Тип урока: применение знаний на практике |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для расширения знания о свойствах воздуха, практическом применении его человеком; учить с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается; содействовать развитию умений работать с разными источниками информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с практическим применением свойств воздуха; получат представление о том, что теплый воздух легче холодного; научатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении - сжимается; теплый воздух легче холодного |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные — планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||
Образовательные ресурсы: широкие сосуды с водой, стеклянные стаканы, велосипедные насосы, петельные пружины, одинаковые металлические банки из-под напитков, скотч, воздушные шарики, палочки, колбы со вставленной стеклянной трубкой, стаканы с водой, бумажные змейки, проволока или вязальные спицы |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Из каких смесей газов состоит воздух? - Для чего нужен азот? - Почему необходим кислород? - Какой газ поддерживает горение? - Какой газ необходим для дыхания? - Каким газом дышат растения? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Кислород, азот, углекислый газ и другие газы. - Азот входит в состав всех живых организмов. - Кислород участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли. - Кислород поддерживает горение. - Кислород необходим для дыхания. - Растения дышат углекислым газом |
Выделять существенную информацию из текста |
||
II. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Обобщение |
Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Открывает очередное заседание клуба и назначает (выбирает) его председателя. Рассказывает обучающимся, как прошло аналогичное заседание в школе села Мирного. - Миша рассказал членам клуба о свойствах воздуха, которые известны второклассникам. Какие свойства воздуха перечислил Миша? - Миша поделился с членами клуба своими наблюдениями. Прочитайте вслух второй и третий абзацы параграфа (с. 103). - Миша сделал вывод, что прозрачное тело (стекло) хорошо пропускает солнечные лучи, поэтому и не нагревается. Так и воздух. Он прозрачен, следовательно, хорошо пропускает солнечные лучи. А непрозрачный песок на пляже летом горячий. Он хорошо нагревается солнечными лучами. Мишу также интересуют вопросы: как доказать, что в стакане воздух, если он невидим? Как взвесить воздух, тяжести которого он не ощущает? - Костя Погодин предложил Мише вместе с членами клуба провести опыты с воздухом, которые помогут найти ответы на вопросы. - Какие свойства воздуха вы уже знаете? -Сегодня мы проведем несколько опытов с воздухом и узнаем еще о некоторых его свойствах. Опыт 1. Воздух занимает пространство. - Каждый предмет занимает определенное место. На то место, где стоит шкаф, нельзя, не отодвинув его, поставить стол. В бутылку, наполненную молоком, невозможно, например, налить масло. Если в стакан с водой опустить камень, часть воды вытечет, потому что камень займет ее место. Занимает ли место воздух? - Возьмем стакан и опустим его вверх дном в банку с водой. Что происходит с водой? - Ее не пускает воздух, который там находится. Осторожно наклоняем стакан. Что происходит с воздухом? - А сейчас возьмем воронку, закроем трубочку воронки пальцем и погрузим в воду. Что вы видите? - Убираем палец, которым мы закрыли трубочку. Что происходит с воздухом? - Если поднести к отверстию трубки ладонь в то время, когда в воронку входит вода, вы почувствуете выталкиваемый воздух. Это свойство воздуха люди научились использовать. Когда надо что-нибудь строить на дне реки или моря, под воду опускают большой железобетонный ящик, опрокинутый вверх дном. Воздух, которым заполнен ящик, не пускает в него воду. Люди работают в этом ящике под водой. Сверху по трубам им подкачивают свежий воздух, необходимый для дыхания. - Можете ли вы опустить на дно стакана с водой кусочек сахара, но так, чтобы сахар остался сухим? Проведем опыт. Возьмем банку с водой. На небольшой, но толстый деревянный кружок положим кусочек сахара, накроем его опрокинутым вверх дном стаканом и станем осторожно погружать кружок со стаканом в воду. Что происходит с сахаром? - А сейчас осторожно поднимем стакан. Одновременно поднимается и кружок с сахаром. Сахар остался сухим, хотя и побывал на дне банки с водой. - Возьмем велосипедный насос. Прикроем отверстие насоса и нажмем поршень. Что вы видите, чувствуете? - Значит, воздух можно сжать, он упругий. - Вы играли с мячом и знаете, что при ударе о пол он подскакивает вверх. Отчего это происходит? Опыт 2. - Возьмем трубку из толстого стекла и с обеих сторон вставим по ломтику сырого картофеля в виде пробки. Возьмем палочку и осторожно будем проталкивать одну из картофельных пробок внутрь трубки. Что произошло? - Толкая пробку, мы сжали воздух в трубке. Сжатый воздух давил на стенки трубки и на обе пробки. Под его напором одна из пробок и вылетела из трубки. А сейчас еще раз вставим в оба конца трубки пробки по ломтику сырого картофеля. Приставим один конец трубки к стенке или столу, чтоб пробка не могла вылететь. Попробуем протолкнуть другую пробку внутрь трубки. Что происходит? - Сжатый воздух мешает ей двигаться дальше. Вытаскиваем палку. Что происходит с пробкой? - Толкая пробку, мы сжимаем в трубке воздух. Но воздух упруг: когда давление на него прекратилось, он расширился и вытолкнул пробку обратно. - Все тела, и твердые, и жидкие, имеют вес. Имеет ли вес воздух? - Однажды был взят металлический шар с краном и взвешен. С помощью воздушного насоса из шара выкачали воздух. Закрыв кран, шар снова взвесили, но он стал весить меньше. Так было доказано, что воздух имеет вес. Опыт 3. - Взвесим воздух при помощи самодельных весов, как показано на рисунке учебника (с. 106). - Что произошло, когда мы надули шарик? - Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Значит, воздух можно взвесить. - Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Опыт 4. - Возьмем колбу со вставленной в нее стеклянной трубочкой, конец которой опустим в стакан с водой. Нагреем колбу, обхватив ее руками. Что мы наблюдаем? - Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе. А сейчас положим тряпочку, смоченную холодной водой, на колбу. Что происходит с водой? - Значит, воздух при охлаждении сжимается. - Какой воздух тяжелее: холодный или теплый? - Вспомним опыт. Когда мы открываем дверь в холодный коридор, то сверху или снизу идет холодный воздух? - А теплый воздух где проходит? - Почему происходит именно так? Опыт 5. - Рассмотрите рисунки (с. 108). Две стеклянные колбы уравновешены на весах. Одну подогреем. Что произошло с ней? - Значит, теплый воздух легче холодного. - Вырежем из плотной бумаги кружок и разрежем его так, чтобы получилась змейка. Укрепим змейку на конце проволоки и подержим над горячей электроплитой. Что происходит со змейкой? - Почему она вращается? - Этим свойством воздуха люди стали пользоваться для полета. Сделали воздушный шар из плотной ткани, наполнили его горячим воздухом. К шару привязали корзину для воздухоплавателя. Сначала на воздушных шарах отправляли животных, а потом стали подниматься и люди. Позднее шары начали наполнять легким газом |
Обсуждают, формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте учебника информацию по данному вопросу. По заданию председателя один из членов клуба записывает на классной доске тему заседания, а другой - задание для всех присутствующих: подготовить к следующему уроку доклад о свойствах воздуха. - Миша мог рассказать, что воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло. Именно эти свойства воздуха изучались нами во 2 классе при проведении опытов. - Миша обратил внимание на прозрачное оконное стекло, которое и в жаркий день холоднее предметов на подоконнике. - Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Вода не входит в стакан. - Из стакана выходят пузыри воздуха, и в стакан входит вода. - Вода не входит в воронку, потому что в ней находится воздух. - Вода вытеснила воздух из воронки и заняла его место. - Вместе со стаканом кружок опускался все ниже и ниже, пока не достиг дна банки. - Воздух очень сильно давит, а когда отпускаем поршень, то он возвращается в первоначальное положение. - Когда мяч ударяем о пол, воздух в нем сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола. - Вторая пробка с шумом вылетела. - Она с трудом продвигается до половины. - Пробка движется обратно. - Палочка наклонилась в сторону надутого шарика. - Из трубки начинают выходить пузырьки воздуха. - Вода из стакана входит в трубку и поднимается по ней. - Холодный воздух идет снизу. - Теплый воздух проходит наверху. - Холодный воздух тяжелее, он опускается вниз, а теплый воздух легкий, он движется вверх. - Колба поднялась вверх. - Змейка начинает вращаться. - Горячий воздух поднимается вверх и приводит в движение змейку |
Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - О каких свойствах воздуха вы узнали? - Почему форточки делают в верхней части окна, а батареи под окном - внизу? - Почему в сильные морозы птицы сидят, нахохлившись? - Воздух хорошо предохраняет зимой землю от промерзания, спасая животных и корни растений. Как это происходит? - В чем теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах? - Почему в окнах делают двойные рамы? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Воздух сжимаемый, упругий, имеет вес, занимает пространство, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, теплый воздух легче холодного. - Теплый воздух легче холодного и поднимается наверх, для этого мы открываем форточку, чтоб его охладить. А батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения. - Птицы сидят так, чтобы между перьями было как можно больше воздуха, и тогда он удерживает тепло тела. - Между снежинками находится воздух, он и не дает морозу добраться до растений. - В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа. - Чтобы между рамами был слой воздуха. Он хорошо защищает помещение от мороза |
Выбирать действия всоответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 103-108), рассказы в хрестоматии “Колокол, который никогда не звонил”, “А воздух совсем ничего не весит?”, “Можно ли нарисовать невидимку?” |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Назовите известные вам свойства воздуха. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, занимает пространство, его можно сжать, то есть он обладает упругостью, можно взвесить, при нагревании он расширяется, при охлаждении сжимается, теплый воздух легче холодного. - Сегодня на уроке мы... |
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |