Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для уточнения детских представлений о модели Земли - глобусе - и знакомства с понятиями “меридианы”, “нулевой меридиан”, “параллели”, “экватор”; способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа, наблюдения, коммуникации, нахождения на глобусе необходимых географических объектов (меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария) |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с понятиями “меридианы”, “параллели”, “нулевой меридиан”, “экватор”; определением “глобус - модель земного шара”; научатся находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария |
Метапредметные: регулятивные — планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски; коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы) |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
|||
Образовательные ресурсы: картинки-отгадки, демонстрационный глобус, коробка, внутри которой маленький глобус; школьные глобусы как раздаточный материал для работы в парах; цветные карандаши, катушки ниток, ножницы, кусок плотной бумаги длиной 40 см, линейка, бумажный клей, отточенный карандаш |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки, картинки-отгадки разместите на схеме “Живая и неживая природа”. • Летом, в болоте, вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка.) • Всю зиму лежал, Весной в реку побежал. (Снег.) • Черный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел.) • А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красной шляпкой, На шляпке горошки. (Мухомор.) • Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.) • Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. (Автомобиль.) • Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. (Бактерии.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома, заполняют схему: |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Как увидеть Землю? Как можно это сделать? Что нам поможет? Отгадайте загадки. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова (см. на с. 6—7)* |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадки: • Шар не велик, Лениться не велит, Если знаешь предмет, То покажет весь свет. (Глобус.) • На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус.) • На нем уместилась вся наша Земля: Моря, океаны, леса и поля. И Северный полюс там тоже найдешь, А если захочешь - в руках унесешь. (Глобус.) Формулируют тему урока, ставят учебную задачу |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа. Обобщение |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Демонстрирует глобус классу. Организует работу с учебником. - Прочитайте текст “Глобус - модель земного шара”. Ваша задача - выделить в тексте новые сведения. - Обратите внимание на следующие сведения: “В переводе с латинского языка “глобус” означает “шар”. Глобус позволяет хорошо представить шарообразную форму Земли. Почему шарообразную, а не шар? Потому что у полюсов она немного сплюснута”. - Почему наша планета сплюснута у полюсов? - Рассмотрите глобус более внимательно. Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли. Для чего нужны эти линии на глобусе? - Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом. Эти линии называют меридианами (записывает на классной доске). Мысленно совершая путешествие по любой такой линии, обязательно окажешься либо на самой северной точке Земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе. - Найдите на рисунке в учебнике, а затем на модели Земли меридиан, который проведен более толстой линией. Это нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести счет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич. Затем показывает на глобусе линию, которая проведена на одинаковом расстоянии от полюсов. - Это экватор (термин записывает на классной доске). Найдите в словарике значение слова “экватор”. Экватор делит земной шар на две равные части, на два полушария - Северное и Южное. Наша Родина находится в Северном полушарии. - Слово “параллель” произошло от греческого “параллелос” - “идущий рядом” (термин записывает на классной доске). Это линии, которые сколько бы рядом они ни шли, никогда не пересекутся. - Параллели и меридианы - это воображаемые линии. Их нет на поверхности нашей планеты. Их не увидишь по дороге из дома в школу. Эти линии люди провели на глобусе, чтобы определять точное положение того или иного места на поверхности земного шара. Далее организует работу в парах. Для наглядности также может продемонстрировать разрезы апельсинов или яблок “по параллелям” и “меридианам”. - На рисунке (с. 9) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор. - Возьмите обычную нитку и определите с ее помощью длину различных меридианов на глобусе. - Что вы можете сказать о них? - А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? - Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов. - Какие самые короткие параллели? - Что означает слово “глобус”? - Какие бывают глобусы? - Когда мы смотрим на глобус, то как будто превращаемся в космонавтов, которые видят нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? - Почему глобус наклонили? - Что это за стержень на Северном полюсе? - Можно потрогать или увидеть земную ось? - Какой формы Земля? - Вы правы. Это в глубокой древности Землю считали плоским диском, который держится на трех слонах или трех китах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, когда своими глазами человек увидел из космоса нашу красавицу Землю. Люди потратили тысячелетия, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю, наконец, признали круглой, и школьники всех стран стали изучать свою планету по глобусу. - Кто предоставил такие факты? - Что изображено на глобусе? - Что можно показать на глобусе? - На глобусе производят различные измерения: определяют расстояния, высчитывают площади, находят географические координаты нужных точек. - Рассмотрите внимательно глобус. По поверхности глобуса вдоль проведены круговые линии. Для чего они нужны? Это меридианы - воображаемая кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли между Северным и Южным полюсами. - Рассмотрите первый глобус на рисунке (с. 9 учебника). Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией? - В качестве начального (нулевого) меридиана на земном шаре принят меридиан, проходящий через старейшую астрономическую обсерваторию в Гринвиче, расположенную в Англии, вблизи Лондона. От него отсчитывают долготы в обе стороны - от 0 до 180° - к востоку (и тогда говорят: “Столько-то градусов восточной долготы”) и к западу (и тогда, соответственно, - “западной долготы”), при этом добавляя слова “к востоку от Гринвича” или “к западу от Гринвича”. - А сейчас совершим “путешествие” по нулевому меридиану - от северной точки Земли до южной. Пусть каждый из вас найдет на глобусе город, расположенный на каком-нибудь меридиане, и совершит такое же “путешествие” от Южного полюса до Северного. Покажите друг другу путь. - На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины - Западное и Восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике. Посмотрите внимательно. - А как еще можно разделить земной шар? - Рассмотрите второй глобус (на с. 9). Что вы видите? - Это линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам. Они называются параллели. Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель? - Это экватор - воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Длина экватора составляет 40000 км. Он делит земной шар на два полушария. Подумайте, на какие? - Если мы посмотрим на глобус сверху, что мы увидим? - Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? -Для чего нужны параллели и меридианы? - Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? Далее организует эксперимент, цель которого - наглядно показать обучающимся, почему земной шар сплюснут у полюсов. Первым свою модель демонстрирует учитель. Он держит длинный конец карандаша между ладонями и вращает карандаш с закрепленным на нем “шаром” |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задание на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Самостоятельно (или “по цепочке”) читают первые четыре абзаца параграфа. - Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы — сообщения о своем удалении от центра Земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли “нарисовать” форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар. - Эти линии на глобусе помогают определять точное местоположение тех или иных земных объектов. Заранее подготовленный ученик рассказывает интересные сведения. - Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии - от Рима, во Франции - от Парижа. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга (теперь эта обсерватория входит в черту города). Работа в парах. Один учащийся показывает на глобусе соседу по парте, как совершает “путешествие” по нулевому меридиану от самой северной точки Земли до самой южной. А сосед показывает на глобусе меридиан, который находится недалеко от Москвы, и совершает по нему “путешествие” от Южного полюса до Северного; находят на глобусе экватор и параллели. Работа в парах. С помощью обычной нитки сопоставляют длину меридианов и параллелей на глобусе. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. - Меридианы имеют одну и ту же длину. - Параллели - линии постоянной широты, идущие параллельно экватору. - Самые короткие параллели — это Северный и Южный полюса. - В переводе с латинского означает “шар”. - Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами. Глобусы звездного неба: на них изображены созвездия, Млечный путь. Глобусы стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые. - Глобус немного наклонен. В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца. - Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля. - На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и земную ось увидеть и пощупать нельзя. - Форма Земли шарообразная. - В давние времена люди догадывались, что Земля не плоская. Но если Земля - шар, думали они, то ее можно объехать вокруг: поедешь из какого-нибудь места в одну сторону и попадешь в это же место с другой стороны. Совершить такое путешествие можно было только по океанам. Ни железных дорог, ни самолетов тогда еще не было. Сначала люди не решались отплывать далеко от берегов. В океане бывают большие волны, а плавать приходилось на маленьких суденышках. Четыреста с лишним лет назад мореплавателям — испанцам под командованием Магеллана-удалось обогнуть земной шар - совершить кругосветное путешествие, которое продолжалось три года и было очень трудным. Многие его участники погибли. Из 265 человек вернулись домой только семнадцать. В последующие годы путешественники не один раз объезжали Землю вокруг в разных направлениях. Кругосветные путешествия подтвердили догадку о том, что Земля - это огромный шар. Позднее ученые с помощью особых приборов определили его величину. Чтобы объехать Землю вокруг, надо проделать путь более 40 тысяч километров. - На поверхности глобуса показаны океаны, моря, крупные озера и реки, горы и равнины, материки, острова, поверхность нашей планеты. - На глобусе можно показать, как происходит суточное вращение Земли, видеть угол наклона земной оси. - Круговые линии соединяют Северный полюс с Южным полюсом Земли. - Земной шар можно разделить по горизонтали. - Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария. - Сверху мы увидим Северный полюс и Северное полушарие. - Снизу увидим Южный полюс и Южное полушарие. - Параллели и меридианы помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара. - Нет, это воображаемые линии. Обучающиеся проводят эксперимент: вырезают из плотной бумаги две полоски размером 3 см на 40 см. Положив полоски крест-накрест, склеивают их так, чтобы середины полосок совпали; 4 свободных конца склеивают и получают “шар”. Когда засохнет клей, в месте склейки делается маленькое отверстие, в которое просовывается остро отточенный конец карандаша на глубину 3-5 см. Обучающиеся видят, что во время вращения шара его верхняя и нижняя части сплющиваются, а центральная часть раздувается. Вывод: как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута в средней части |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания. - Уточнить и дополнить ваши знания о меридианах и параллелях поможет рассказ в хрестоматии “Земля в авоське”. Прочитайте этот рассказ “по цепочке” и ответьте на вопросы, помещенные в конце текста. - Могут ли люди, оказавшись на Северном полюсе, дотронуться до оси вращения Земли? - По какой параллели можно совершить самое длинное кругосветное путешествие? - Можно ли совершить самое длинное кругосветное путешествие по меридиану? Организует работу в тетради (задание 1). - Сегодня мы познакомились с экватором, нулевым меридианом, Северным и Южным полюсами. Рассмотрите глобус и подпишите названия на нем. - Какие полушария вы знаете? - В каком полушарии находится наша страна Россия? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Читают рассказ в хрестоматии. - Люди не могут дотронуться до оси вращения, так как ось вращения Земли воображаемая. - По экватору. - Нельзя, так как все меридианы по длине равны между собой. - Северное, Южное, Западное и Восточное. - Россия находится в Восточном полушарии |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Выполнить в тетради для самостоятельной работы задание 2. Прочитать статью учебника (с. 7-11). Прочитать рассказы из хрестоматии (с. 7-11) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимать, сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. Обсуждение контрольных вопросов, помещенных в конце параграфа. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Для того чтобы увидеть нашу планету, необязательно лететь в космос. Что придумали ученые? - Что изображает глобус? - Что за круговые линии на глобусе? - Как называются самая северная и самая южная неподвижные точки земного шара? Покажите их на глобусе. - Как называется условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария? Найдите и покажите ее на глобусе - Какова форма Земли? - Одинакова ли форма Земли с формой глобуса? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Глобус - модель земного шара. - На глобусе изображены суша, вода. - Это параллели и меридианы. - Форма Земли — шарообразная. - Наша Земля - это огромный шар, сплющенный у полюсов, к такому мнению пришли ученые. Но поверхность Земли тоже не идеально ровная. В одних местах высятся горы, в других - раскинулись равнины, в третьих – находятся впадины. Если принять во внимание все неровности поверхности Земли, то ее форму не опишешь даже самым сложным математическим выражением. Поэтому было принято считать поверхностью Земли ее водную гладь, мысленно продолженную под материками. А образованная в результате фигура получила название геоид |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку |
||
* Здесь и далее на каждом уроке предусматривается работа по опорным словам, направленная на развитие умения формулировать цели и задачи учебной деятельности в ходе беседы. Ученики должны осознать, что именно и для чего им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.