Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ НА ГЛОБУСЕ
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: расширять знания о материках и водных пространствах нашей планеты; проверить умение объяснять значение терминов “материки”, “океаны”; создать условия для формирования умений находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны, материки); способствовать формированию умений взаимодействовать в группах, анализировать, обобщать |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с терминами “материки”, “океаны”, “равнины”, “горы”; названиями шести материков; научатся находить на глобусе материки и океаны |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные:проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||
Образовательные ресурсы: разноцветные карточки для деления на группы, разноцветные конверты, карточки со словами: “глобус”, “меридиан”, “параллель”, “экватор”; карта полушарий; демонстрационный глобус; школьные глобусы как раздаточный материал для работы в парах или группах; скотч, карточки с цифрами от 1 до 5, указка |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Что такое глобус? - Как называются линии на глобусе, проведенные вдоль и поперек? - Что указывают меридианы? - Как называется меридиан, проведенный более толстой линией? - Где он проходит? - Давайте совершим путешествие по меридианам (работа в парах). Покажите и расскажите соседу, как вы совершаете путешествие по 60-му меридиану, а он вам - по 120-му - Какая самая длинная параллель? - Виден ли экватор с космоса? Организует групповую работу, которая поможет проверить знания обучающихся, полученные на предыдущем занятии. Подводит итог групповой работы |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Глобус - модель земного шара. - Параллели и меридианы. - Точное направление с севера на юг. - Нулевой меридиан. Работа в парах. Совершают “путешествие” по глобусу”. - Самая длинная параллель - экватор. - Экватор - это условно проведенная на поверхности земного шара линия, делящая его на два равных полушария. Работа в группах. Берут по одной или по две разноцветные карточки на столе учителя и по их цвету объединяются в группы. Каждая группа получает конверт соответствующего цвета. В конвертах карточки со словами: “глобус”, “меридиан”, “параллель”, “экватор”. Составляют рассказ-загадку по темам, указанным в конверте. Упоминать термин не разрешается. Одноклассники должны будут понять из рассказа, о чем идет речь. (Каждый ученик группы должен быть готов пересказать составленный рассказ-загадку.) Обучающиеся по очереди загадывают придуманные в группах загадки, а другие группы их отгадывают |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Как совершить кругосветное путешествие, не выходя из классной комнаты? Что для этого необходимо? Какого цвета глобус? Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего? Какой цвет преобладает на глобусе? Почему? - Рассмотрите в учебнике (с. 12), как видят нашу планету космонавты. Какой она формы? - Объясните значение слова “океан”. Прочитайте определение в учебнике. Организует работу в парах. - Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Давайте внимательно рассмотрим глобус. Найдите океаны, изображенные на нем. Сколько их насчитали? Назовите все. - Какой самый большой океан? Самый маленький? - Так что же такое океан? - Какое значение имеют океаны в жизни человека? Океан - мощный регулятор тепла на планете. Огромная масса воды, нагревшись, сохраняет тепло, полученное от Солнца. Ведь даже Северный Ледовитый океан не промерзает до дна. Океанские воды поддерживают равновесие в природе планеты. Вода забирает в себя много минеральных веществ, растворяет газы, в ней поселяются разнообразные живые организмы. - Годится ли для питья вода океанов? - Что пополняет запасы воды океанов? - Соли в океанах столько, что если ее всю извлечь и равномерно распределить на суше, то это будет слой толщиной около 150 м, а на каждый квадратный метр придется по 330 т соли. - Верно ли поэт А. Усачев объясняет современную географию? - Покажите на глобусе местоположение Южного океана. Этот океан сравнительно недавно выделен из Мирового океана в самостоятельный. - Обратите внимание на огромные участки суши, которые со всех сторон окружены океанами и окрашены в коричневый, зеленый и желтый цвета. Эти участки суши называют “материками”. - Найдите материки на своих глобусах. Определите их количество, прочитайте их названия. - Сравните величину материков. Какой самый большой материк? Какой самый маленький? - Какой самый жаркий материк, а какой самый холодный? - Рассмотрите глобусы и расскажите, каким цветом показаны материки на глобусе. - Кое-где видны неровные линии голубого цвета. Что они означают? - Зеленым и желтым цветами показаны равнины, а коричневым - горы. Прочитайте в словарике в конце учебника значения слов “равнины” и “горы”. - Что такое горы? - Что такое равнины? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работ в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. - Голубым и синим цветом на глобусе обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озера. Они на Земле занимают большую часть поверхности. Большая часть поверхности Земли покрыта водой, поэтому на глобусе много синего и голубого цвета. - Планета Земля формы шара. Работа в парах. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. Для работы в парах необходимы раздаточные глобусы. Один из учеников находит на глобусе и показывает соседу по парте два океана, а сосед показывает ему еще три океана. Читая текст учебника дальше, проверяют, правильно ли выполнили задание. Один ученик вызывается к классной доске. Он называет и показывает указкой океаны, пользуясь демонстрационным глобусом на столе учителя. - На планете 5 океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный (Антарктический). - Самый большой океан - Тихий. Самый маленький - Северный Ледовитый. - Океан - водное пространство, покрывающее большую часть поверхности земного шара. - С океаном связана жизнь человека. - Для питья вода океанов не годится. Она соленая. - Запасы воды океанов пополняют реки, озера, таяние снегов. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. ЧЕТЫРЕ ОКЕАНА На нашей Земле океанов - четыре: Индийский - самый соленый в мире, Океан Атлантический - славен сельдями, Ледовитый - все время спит подо льдами, А Тихий, конечно же, вовсе не тихий – А буйный, глубокий и самый великий! (Андрей Усачев.) - На планете Земля 6 материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка. - Самый маленький материк — Австралия, а самый большой - Евразия. - Самый жаркий - Африка, самый холодный —Антарктида. - Материки на глобусе показаны зеленым, желтым, коричневым цветом. - Неровные линии голубого цвета, проведенные по поверхности материков, — это реки. - Горы - значительные возвышенности, поднимающиеся над окружающей местностью. - Равнины - ровная, без гор и холмов местность |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового |
Организует самостоятельную работу в группах. - Прочитайте текст в хрестоматии. Подготовьте устное сообщение. По окончании самостоятельной работы вызывает к доске по одному представителю от каждой группы, которые рассказывают, что нового они узнали. Организует работу в парах. - Рассмотрите глобусы. Покажите на глобусе своему соседу по парте все материки, а он пусть покажет все океаны. Проводит командную игру. - Давайте проверим, насколько вы внимательны. Разделитесь на две команды. Первая команда будет задавать вопросы, связанные с океанами, а вторая команда - вопросы о материках. За правильный ответ - 5 баллов, за исправление неправильного ответа вычитается один балл. Подведение итогов командной игры |
Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Работают в группах. С помощью цветных карточек обучающиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается для чтения один из рассказов в хрестоматии: “О чем рассказывает глобус?”, “Тайны пяти океанов”, “Тайны шести материков”, “Полярные области Земли”. Работа в парах. Один ученик показывает на глобусе своему соседу по парте все материки. А другой ученик – все океаны. Участники от каждой команды задают друг другу вопросы: - Самый холодный океан. (Северный Ледовитый.) - Самый большой материк. (Евразия.) - Перечислите океаны в порядке уменьшения площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Южный, Северный Ледовитый.) - Какие материки омывает Атлантический океан? (Северную и Южную Америку, Евразию, Африку.) - Какие океаны проходят через нулевой меридиан? (Северный Ледовитый, Атлантический и Южный.) - На каком материке находится наша страна? (На материке Евразия.) - Какой океан захватывает пересечение нулевого меридиана и экватора? (Атлантический.) - Через какие материки проходит экватор? (Через Африку и Южную Америку.) - Какой океан полностью находится в Северном полушарии? (Северный Ледовитый.) - Какой самый жаркий материк? (Африка.) - Назовите океаны, через которые проходит экватор. (Тихий, Атлантический, Индийский.) - Родина кенгуру. (Австралия.) - Моря каких океанов омывают нашу страну? (Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.) - Какие материки полностью находятся в Северном полушарии? (Северная Америка, Евразия.) - Какой океан полностью находится в Южном полушарии? (Южный.) - Какие материки находятся в Южном полушарии? (Антарктида, Австралия.) - Сколько океанов на планете? (5.) - Родина пингвинов. (Антарктида.) |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Выполнить в тетради для самостоятельной работы задания 3-6. Прочитать статью учебника (с. 12-14), рассказы из хрестоматии (с. 12-16) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимать, сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Обсуждаются контрольные вопросы, помещенные в конце параграфа. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Что изображено на глобусе? Почему большая часть карты окрашена в синий и голубой цвет? Какие вы знаете океаны? - Как называются участки суши на глобусе? Какие материки расположены на глобусе? Какие реки показаны на глобусе? - Напишите все материки и океаны, начинающиеся на букву А. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, используя опорные слова |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют задание: - Сегодня я узнал... - Было интересно... - Было трудно... - Я выполнял задания. - Я понял, что... - Теперь я могу... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |