МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ НА ГЛОБУСЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ НА ГЛОБУСЕ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: расширять знания о материках и водных пространствах нашей планеты; проверить умение объяснять значение терминов “материки”, “океаны”; создать условия для формирования умений находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны, материки); способствовать формированию умений взаимодействовать в группах, анализировать, обобщать

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с терминами “материки”, “океаны”, “равнины”, “горы”; названиями шести материков; научатся находить на глобусе материки и океаны

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные:проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: разноцветные карточки для деления на группы, разноцветные конверты, карточки со словами: “глобус”, “меридиан”, “параллель”, “экватор”; карта полушарий; демонстрационный глобус; школьные глобусы как раздаточный материал для работы в парах или группах; скотч, карточки с цифрами от 1 до 5, указка


Организационная структура урока


Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Что такое глобус?

- Как называются линии на глобусе, проведенные вдоль и поперек?

- Что указывают меридианы?

- Как называется меридиан, проведенный более толстой линией?

- Где он проходит?

- Давайте совершим путешествие по меридианам (работа в парах). Покажите и расскажите соседу, как вы совершаете путешествие по 60-му меридиану, а он вам - по 120-му

- Какая самая длинная параллель?

- Виден ли экватор с космоса?

Организует групповую работу, которая поможет проверить знания обучающихся, полученные на предыдущем занятии. Подводит итог групповой работы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Глобус - модель земного шара.

- Параллели и меридианы.

- Точное направление с севера на юг.

- Нулевой меридиан.

Работа в парах. Совершают “путешествие” по глобусу”.

- Самая длинная параллель - экватор.

- Экватор - это условно проведенная на поверхности земного шара линия, делящая его на два равных полушария.

Работа в группах. Берут по одной или по две разноцветные карточки на столе учителя и по их цвету объединяются в группы. Каждая группа получает конверт соответствующего цвета. В конвертах карточки со словами: “глобус”, “меридиан”, “параллель”, “экватор”. Составляют рассказ-загадку по темам, указанным в конверте. Упоминать термин не разрешается. Одноклассники должны будут понять из рассказа, о чем идет речь. (Каждый ученик группы должен быть готов пересказать составленный рассказ-загадку.)

Обучающиеся по очереди загадывают придуманные в группах загадки, а другие группы их отгадывают

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Как совершить кругосветное путешествие, не выходя из классной комнаты? Что для этого необходимо? Какого цвета глобус? Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего? Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?

- Рассмотрите в учебнике (с. 12), как видят нашу планету космонавты. Какой она формы?

- Объясните значение слова “океан”. Прочитайте определение в учебнике.

Организует работу в парах.

- Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Давайте внимательно рассмотрим глобус. Найдите океаны, изображенные на нем. Сколько их насчитали? Назовите все.

- Какой самый большой океан? Самый маленький?

- Так что же такое океан?

- Какое значение имеют океаны в жизни человека? Океан - мощный регулятор тепла на планете. Огромная масса воды, нагревшись, сохраняет тепло, полученное от Солнца. Ведь даже Северный Ледовитый океан не промерзает до дна. Океанские воды поддерживают равновесие в природе планеты. Вода забирает в себя много минеральных веществ, растворяет газы, в ней поселяются разнообразные живые организмы.

- Годится ли для питья вода океанов?

- Что пополняет запасы воды океанов?

- Соли в океанах столько, что если ее всю извлечь и равномерно распределить на суше, то это будет слой толщиной около 150 м, а на каждый квадратный метр придется по 330 т соли.

- Верно ли поэт А. Усачев объясняет современную географию?

- Покажите на глобусе местоположение Южного океана. Этот океан сравнительно недавно выделен из Мирового океана в самостоятельный.

- Обратите внимание на огромные участки суши, которые со всех сторон окружены океанами и окрашены в коричневый, зеленый и желтый цвета. Эти участки суши называют “материками”.

- Найдите материки на своих глобусах. Определите их количество, прочитайте их названия.

- Сравните величину материков. Какой самый большой материк? Какой самый маленький?

- Какой самый жаркий материк, а какой самый холодный?

- Рассмотрите глобусы и расскажите, каким цветом показаны материки на глобусе.

- Кое-где видны неровные линии голубого цвета. Что они означают?

- Зеленым и желтым цветами показаны равнины, а коричневым - горы. Прочитайте в словарике в конце учебника значения слов “равнины” и “горы”.

- Что такое горы?

- Что такое равнины?

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работ в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника.

- Голубым и синим цветом на глобусе обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озера. Они на Земле занимают большую часть поверхности. Большая часть поверхности Земли покрыта водой, поэтому на глобусе много синего и голубого цвета.

- Планета Земля формы шара.

Работа в парах. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. Для работы в парах необходимы раздаточные глобусы. Один из учеников находит на глобусе и показывает соседу по парте два океана, а сосед показывает ему еще три океана. Читая текст учебника дальше, проверяют, правильно ли выполнили задание. Один ученик вызывается к классной доске. Он называет и показывает указкой океаны, пользуясь демонстрационным глобусом на столе учителя.

- На планете 5 океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный (Антарктический).

- Самый большой океан - Тихий. Самый маленький - Северный Ледовитый.

- Океан - водное пространство, покрывающее большую часть поверхности земного шара.

- С океаном связана жизнь человека.

- Для питья вода океанов не годится. Она соленая.

- Запасы воды океанов пополняют реки, озера, таяние снегов.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

ЧЕТЫРЕ ОКЕАНА

На нашей Земле океанов - четыре:

Индийский - самый соленый в мире,

Океан Атлантический - славен сельдями,

Ледовитый - все время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

(Андрей Усачев.)

- На планете Земля 6 материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

- Самый маленький материк — Австралия, а самый большой - Евразия.

- Самый жаркий - Африка, самый холодный —Антарктида.

- Материки на глобусе показаны зеленым, желтым, коричневым цветом.

- Неровные линии голубого цвета, проведенные по поверхности материков, — это реки.

- Горы - значительные возвышенности, поднимающиеся над окружающей местностью.

- Равнины - ровная, без гор и холмов местность

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Организует самостоятельную работу в группах.

- Прочитайте текст в хрестоматии. Подготовьте устное сообщение.

По окончании самостоятельной работы вызывает к доске по одному представителю от каждой группы, которые рассказывают, что нового они узнали.

Организует работу в парах.

- Рассмотрите глобусы. Покажите на глобусе своему соседу по парте все материки, а он пусть покажет все океаны.

Проводит командную игру.

- Давайте проверим, насколько вы внимательны. Разделитесь на две команды. Первая команда будет задавать вопросы, связанные с океанами, а вторая команда - вопросы о материках. За правильный ответ - 5 баллов, за исправление неправильного ответа вычитается один балл.

Подведение итогов командной игры

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Работают в группах. С помощью цветных карточек обучающиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается для чтения один из рассказов в хрестоматии: “О чем рассказывает глобус?”, “Тайны пяти океанов”, “Тайны шести материков”, “Полярные области Земли”.

Работа в парах. Один ученик показывает на глобусе своему соседу по парте все материки. А другой ученик – все океаны.

Участники от каждой команды задают друг другу вопросы:

- Самый холодный океан. (Северный Ледовитый.)

- Самый большой материк. (Евразия.)

- Перечислите океаны в порядке уменьшения площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Южный, Северный Ледовитый.)

- Какие материки омывает Атлантический океан? (Северную и Южную Америку, Евразию, Африку.)

- Какие океаны проходят через нулевой меридиан? (Северный Ледовитый, Атлантический и Южный.)

- На каком материке находится наша страна? (На материке Евразия.)

- Какой океан захватывает пересечение нулевого меридиана и экватора? (Атлантический.)

- Через какие материки проходит экватор? (Через Африку и Южную Америку.)

- Какой океан полностью находится в Северном полушарии? (Северный Ледовитый.)

- Какой самый жаркий материк? (Африка.)

- Назовите океаны, через которые проходит экватор. (Тихий, Атлантический, Индийский.)

- Родина кенгуру. (Австралия.)

- Моря каких океанов омывают нашу страну? (Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.)

- Какие материки полностью находятся в Северном полушарии? (Северная Америка, Евразия.)

- Какой океан полностью находится в Южном полушарии? (Южный.)

- Какие материки находятся в Южном полушарии? (Антарктида, Австралия.)

- Сколько океанов на планете? (5.)

- Родина пингвинов. (Антарктида.)

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Выполнить в тетради для самостоятельной работы задания 3-6. Прочитать статью учебника (с. 12-14), рассказы из хрестоматии (с. 12-16)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Обсуждаются контрольные вопросы, помещенные в конце параграфа.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Что изображено на глобусе? Почему большая часть карты окрашена в синий и голубой цвет? Какие вы знаете океаны?

- Как называются участки суши на глобусе? Какие материки расположены на глобусе? Какие реки показаны на глобусе?

- Напишите все материки и океаны, начинающиеся на букву А.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, используя опорные слова

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Выполняют задание:

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Я выполнял задания.

- Я понял, что...

- Теперь я могу...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость






Для любых предложений по сайту: [email protected]