ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: дать представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху; способствовать формированию умений измерения температуры воздуха с помощью термометра; содействовать развитию исследовательских умений

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с причинами неравномерного нагрева земной поверхности; получат представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху;

научатся измерять температуру воздуха с помощью термометра

Метапредметные:

регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения

Образовательные ресурсы: плакат “Строение атмосферы”; линейки, комнатные термометры, уличный термометр, классный календарь погоды

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемыеспособы

деятельности

обучающегося

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки:

• Без него плачемся,

А как появится - от него прячемся. (Солнце.)

• Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)

- Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным?

- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Отгадывают загадки.

- На Земле станет темно и холодно.

- Солнце дает тепло и свет

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Рассмотрите рисунок “Строение атмосферы” на доске. Рассказывает о составе атмосферы (см. ресурсный материал к уроку).

- Какие свойства воздуха вы знаете?

- Прочитайте текст учебника. Что происходит с воздухом при нагревании?

- Воздух прозрачен, и он пропускает солнечные лучи, которые нагревают Землю.

- Можно ли сказать, что чем дальше от поверхности Земли, тем воздух теплее? Прочитайте два абзаца параграфа “Температура воздуха”.

- Что делает тепло, исходящее от нагретой поверхности?

- Чем ближе к земной поверхности, тем воздух теплее.

- В жаркий летний день у реки какой песок и какая вода?

- Что произойдет вечером?

- Почему так произошло, ведь вода и песок весь день грелись под одним солнцем и получили одинаковое количество тепла?

- В равных ли количествах Земля получает тепло?

- Зависит ли температура воздуха от высоты Солнца?

- В какое время суток это происходит?

- Зависит ли температура воздуха от продолжительности дня?

- Как нагревается воздух зимой?

- Когда в летние дни воздух теплее - ранним утром или днем? Почему?

- Изменение температуры воздуха в течение суток зависит от высоты Солнца над горизонтом. Чем выше Солнце над горизонтом, тем круче падают лучи и тем лучше они греют земную поверхность. А та, в свою очередь, - воздух. Именно поэтому на закате и восходе Солнце греет не так сильно, как в полдень, когда оно высоко над горизонтом.

- Обратите внимание на то, что зимой Солнце в полдень поднимается над горизонтом ниже, чем в остальные времена года. На температуру воздуха влияет и продолжительность дня. Чем длиннее световой день, тем больше солнечного тепла попадает на земную поверхность, а значит, она больше нагревается и соответственно нагревает воздух

Обсуждают, формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Рассматривают рисунок, слушают рассказ учителя.

- Воздух без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемый, упругий, проводит звук, удерживает тепло, имеет вес.

- Нагретый воздух расширяется, становится легче и устремляется вверх.

- Нагревает воздух.

- Песок очень горячий, а вода - прохладная.

- Песок будет прохладный, а вода теплая и приятная.

- Твердые тела быстро нагреваются и быстро остывают, а жидкости долго нагреваются и долго остывают.

- Земля получает тепло в разных количествах. Обучающиеся делают “открытие”. Казалось бы, что высоко над поверхностью Земли воздух должен быть очень теплым, ведь сверху его нагревают солнечные лучи, и снизу от земной поверхности поднимается поток теплого воздуха. Но на самом деле, чем дальше от поверхности Земли, тем воздух холоднее.

- Температура воздуха от высоты Солнца зависит. Чем выше Солнце, тем больше получает тепла поверхность Земли, тем выше температура воздуха.

- В полдень, когда Солнце занимает самое высокое положение над Землей.

- Температура воздуха от продолжительности дня зависит. Летом, при длинном дне, Солнце высоко поднимается и посылает много тепла на поверхность Земли, а от Земли нагревается и воздух.

- Зимой Солнце поднимается низко, день короткий, мало тепла поступает на поверхность Земли, и температура понижается.

Делают выводы:

1. Воздух прозрачен. А прозрачные тела хорошо пропускают солнечные лучи, а сами почти не нагреваются. Поэтому от солнечных лучей, которые беспрепятственно проходят сквозь воздух, он почти не нагревается. Зато поверхность Земли непрозрачная, она задерживает солнечные лучи и хорошо прогревается (держит тепло).

И уже от поверхности Земли, как от печки, нагревается воздух. А раз так, то чем ближе воздух к источнику тепла, то есть земной поверхности, тем теплее. Воздух нагревается от поверхности Земли.

2. На поверхности Земли есть суша и вода. А они по-разному нагреваются от солнечных лучей. Вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Мы замечали, как в жаркие ясные дни солнечные лучи так накаляли песок на пляже, что по нему нельзя было ходить босиком. Но солнечные лучи никогда не нагревают маленькую лужу так, чтобы вода в ней обжигала ноги. Вода в водоеме и жаркие дни прохладная. Значит, днем воздух больше нагревается над сушей, чем над водой. Вечером, наоборот, песок холодный, а вода теплая. Воздух будет больше нагреваться над водой. Вечером воздух больше нагревается над водой и меньше над сушей

Планировать решение учебной задачи: выстраиватьалгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельнаяработа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущегонового материала

Проводит беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Организует работу в парах.

- Рассмотрите в учебнике рисунок (с. 114) трех уличных термометров. Расскажите, какую температуру воздуха они показывают.

- Какой это термометр?

- Какие вы еще знаете термометры?

- Расскажите, как менялась (повышалась или понижалась) температура воздуха в течение дня.

- Какую температуру воздуха показывает уличный термометр?

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 54, с. 41).

Организует практическую работу.

- Какая температура в классе?

Демонстрирует подготовленный календарь погоды.

- Члены клуба будут ежедневно с этого дня определять температуру воздуха на улице и отмечать ее в календаре

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Это уличный термометр.

- Водяной, комнатный, медицинский термометры.

Задание 54: рассматривают рисунок. Линейкой измеряют длину изображенных дощечек и убеждаются, что она одинакова. Считают, сколько лучей попадает на поверхность дощечки, по которой они “скользят”, и сколько на ту, на которую “падают” отвесно.

Делают вывод: во втором случае на поверхность дощечки попадает больше лучей, чем в первом случае. Значит, изменение температуры воздуха в течение суток зависит от высоты Солнца над горизонтом.

Обучающиеся подходят к комнатному термометру, находящемуся в классе, и определяют температуру воздуха в помещении. Показания термометра сравнивают с температурой, наиболее благоприятной для организма человека (от +21 до +24 °С).

Определяют температуру воздуха по уличному термометру и записывают ее в календарь

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владениятем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характерасделанных ошибок.

Осуществлятьвзаимный контроль,планироватьспособы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 111-114)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебныезадачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Воздух - это смесь газов, каждый из которых прозрачен и невидим. Как же доказать, что теплый воздух поднимается вверх?

- Почему летней ночью воздух над поверхностью водоема теплее, чем вдали от него?

- Почему вершины высоких гор покрыты снегом?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональноесостояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Вода медленнее, чем суша, нагревается днем, зато и ночью она медленнее отдает свое тепло воздуху. Сушаночью остывает быстрее, воздух над ней меньше нагревается.

- Чем дальше от поверхности Земли, тем холоднее. Кроме того, воздух с увеличением высоты становится разрежённым, и он не способен удерживать столько же земного тепла, сколько внизу, где он плотнее. Потому остывание земной поверхности в горах происходит быстрее. На определенной высоте температура воздуха не поднимается выше 0 °С. В горах на такой высоте снег уже не тает, поэтому вершины высоких гор покрыты снегом.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности,инициативности, причины неудачи)







Ресурсный материал к уроку

Состав атмосферы

В атмосфере выделяется несколько слоев, отличающихся друг от друга температурой и газовым составом.

Нижний слой - тропосфера - получает тепло снизу, от Земли, которая, в свою очередь, нагревается солнечными лучами. Непосредственно за счет поглощения солнечных лучей воздух нагревается в десятки раз меньше, чем от Земли.

По мере увеличения высоты температура воздуха понижается до -55 °С на верхней границе тропосферы. Этому способствует то, что воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается.

Выше тропосферы располагается слой воздуха с постоянно низкой температурой - тропопауза. В тропиках, где солнечные лучи падают отвесно или почти отвесно, а суша и море нагреваются сильнее, этот слой находится на высоте 14-16 км.

Слой выше тропопаузы называется стратосферой. По мере подъема воздух в ней вначале медленно, а потом все быстрее нагревается примерно до -3 °С на высоте около 50 км. Это происходит прежде всего за счет поглощения озоном ультрафиолетового солнечного излучения.

Выше озонового слоя - в мезосфере, температура вновь убывает с высотой. Новый нагрев воздуха происходит еще выше, в термосфере. Он тоже связан с поглощением ультрафиолетового излучения. Выше 1000 км - в экзосфере, частицы газов (преимущественно водорода) рассеиваются в околоземном космическом пространстве и навсегда покидают окрестность нашей планеты.

Слои атмосферы (выше 50 км) проводят электричество и отражают радиоволны. Это помогает налаживать дальнюю радиосвязь вокруг Земли.

Под действием солнечной радиации в верхних слоях атмосферы часто возникают свечения. Самое эффектное из них - полярное сияние.






Для любых предложений по сайту: [email protected]