ВЕТЕР

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ВЕТЕР

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: объяснить причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; расширять знания о разрушительной работе ветра в природе и жизни; создать условия для знакомства с приборами “флюгер” и “анемометр”; способствовать формированию умений учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли; созидательной и разрушительной работой ветра в природе и жизни человека; приборами “флюгер” и “анемометр”; понятиями “ураган”, “шторм”; научатся пользоваться флюгером и анемометром, сравнивать свойства наблюдаемых объектов

Метапредметные:

регулятивные — осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

коммуникативные - осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: свечи на подставке, спички, флюгер, анемометр, карточки-задания

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемыеспособы

деятельности

обучающегося

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Какие стихотворения о ветре вы знаете?

- Вспомните строчки из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина:

... Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе...

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова. Сообщает вопросы, на которые обучающиеся будут искать ответы. Эти вопросы в виде плана до урока записаны на доске:

1. Что такое ветер?

2. Куда дует ветер?

3. Есть ли от ветра польза?

4. Приносит ли ветер вред?

5. Как люди определяют направление и силу ветра?

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Предлагают одноклассникам отгадать загадки по карточкам:

• Без рук, без ног, по полю рыщет,

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет. (Ветер.)

• Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

• Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его. (Ветер.)

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Вы знаете, что Землю окружает воздух. Он постоянно перемещается над поверхностью Земли из одной области земного шара в другую. Это происходит потому, что поверхность земного шара нагревается солнечными лучами неравномерно.

Нагретый воздух легче, он поднимается вверх, а более холодный воздух опускается вниз. В этом можно убедиться, подержав руку, например, над зажженной свечой. Рука почувствует струю поднимающегося теплого воздуха. Подумайте, почему дым из трубы поднимается вверх?

- Движение воздуха над поверхностью Земли называют ветром. Движение воздуха можно обнаружить, если открыть дверь из теплой комнаты в холодный коридор. Мы почувствуем, как из холодного коридора дует ветер, то есть движется воздух, в теплую комнату.

Опыты.

- Приоткроем дверь и поставим зажженную свечу на порог класса. Что происходит со свечой?

- Поднимите свечу вверх. Что происходит со свечой?

- Это выходит из комнаты верхом легкий, теплый воздух.

- В каком месте ветер может меняться два раза в сутки?

- Рассмотрите рисунки (с. 117). Объясните, что происходит с воздухом над морем.

- А есть ветер, направление которого не меняется, и сам он остается постоянным - дует себе и дует, не затихая.

В каком месте нашей Земли такое может происходить?

- Но есть и непостоянные ветры. В Индийском океане вдоль южного берега Евразии ветер полгода дует в одном направлении, а другие полгода - в другом. Эти ветры называют муссонами, что в переводе с арабского означает “сезон”. Зимой - с холодного материка на теплый океан, а летом, когда теплее суша, - с океана на материк.

- Какой может быть ветер?

- Ветер различают по направлению, скорости, силе.

- Как определить название ветра? Если ветер дует с юга, его называют южным, с северо-востока - северо- восточным и т. д.

- Скорость движения ветра определяют в метрах в секунду. По силе ветер бывает слабый, умеренный, сильный. Если ветер очень сильный, то это буря, шторм, ураган. Силу ветра определяют баллами - условными цифрами от 1 до 12. Ветер, отмеченный баллом 12, - это ураган. Ветер, который чуть-чуть шевелит листья на деревьях, называют тихим. Его сила равна 1 баллу. Ветры дуют везде: в одних районах - чаще и сильнее, в других - реже и слабее. Ученые наблюдают за ветром и каждый день сообщают о его силе, скорости и направлении. Самый простой прибор для определения направления ветра - флюгер. Это фигурка, которая свободно поворачивается по ветру.

- Рассмотрите рисунок (с. 118).

- Какой дует ветер, если флюгер повернется в южную сторону?

- Какой будет северный ветер?

- Какой будет южный ветер?

- Для определения силы ветра используют вертушку - анемометр. Чем сильнее ветер, тем быстрее она крутится

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Дым подхватывает теплый воздух, образующийся в печке при горении дров.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Пламя наклоняется в сторону класса. Значит, холодный воздух, как более тяжелый, идет из коридора низом.

Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх и освобождает место, которое немедленно занимает холодный воздух, проникающий в класс из коридора.

- Пламя отклоняется в сторону коридора. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх и уходит в коридор, занимая место, которое ему освободил холодный воздух, врывающийся в класс из коридора. Если поместить горящую свечу в средней части двери, ее пламя не отклонится ни в сторону коридора, ни в сторону класса. В средней части приоткрытой двери движение воздуха в класс и коридор отсутствует.

- На берегу моря ветер может меняться два раза в сутки.

- В течение дня суша нагревается, а от нее нагревается воздух, который становится легким и поднимается вверх, холодный же ветер с моря занимает его место. Воздух начинает двигаться от моря в сторону суши. Возникает дневной ветер. Ночью земля остывает (вода же остается теплой) и поднимает вверх воздух, находящийся над водой, то есть ветер уже дует с берега, занимая место теплого воздуха. Возникает ночной ветер - с суши в сторону моря. Такой меняющийся два раза в сутки ветер называют “бриз”.

- На экваторе всегда тепло, в любое время года. Здесь ветер постоянно, без перерыва, дует с востока на запад, а к югу от экватора, наоборот, с запада на восток.

- Ветер может быть теплый, холодный, легкий, сильный.

- Название ветру дают по той стороне горизонта, откуда он дует.

- Северный ветер.

- Холодный, так как на севере находится Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, и там воздух холодный.

- Теплый ветер

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельнаяработа

Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 55).

- Рассмотрим рисунки. Покажите, как происходит движение теплого воздуха в поселке Мирном.

- Какую роль играет ветер в жизни людей?

- Еще в древности человек научился строить лодки и корабли. Они двигались очень медленно - при помощи весел. Грести веслами было тяжело. Потом люди научились пользоваться ветром. На корабли стали ставить мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабли вперед.

- От дыхания людей, от пыли, дыма воздух портится. Если бы не ветер, в больших городах накопилось бы много дурного воздуха. Но ветер постоянно уносит испорченный воздух и вместо него приносит чистый - воздух лесов и полей.

- Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей Земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озера.

- Если бы в природе не происходило движения воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче, в холодных же странах - еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных - теплее.

Организует дискуссию “Ветер нам друг или недруг?”.

- Уточнить и дополнить ответы помогут рассказы в хрестоматии “Какая от ветра польза?” и “Какие злые ветры летают над землей?”

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения.

Задание 55: рассматривают рисунки. Показывают красными стрелками движение теплого воздуха, а синими - движение холодного воздуха, дописывают предложения:

“Ветер на берегу водоема ночью дует с берега на водоем, а днем с водоема на берег”.

Выделяют следующие моменты:

1) Ветер - это движение воздуха вдоль земной поверхности.

2) Разные участки земной поверхности нагреваются неодинаково, потому над одними участками воздух более теплый, над другими - холодный.

3) Теплый воздух поднимается вверх, а на освободившееся место поступает более холодный воздух с соседних участков - так возникает ветер.

4) Ночью суша быстро охлаждается, а вода держит тепло. Воздух над водой теплее, он поднимается вверх, а на его место приходит холодный воздух с суши. Поэтому ветер ночью дует с суши на море. Днем, наоборот, суша теплее, чем вода. Ветер дует с водоема на сушу

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 115-119), рассказы в хрестоматии “Почему дует ветер?”, “Откуда дует ветер?” (с. 69-75)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебныезадачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Отчего бывает ветер? Как убедиться, что теплый воздух легче холодного? Как называется очень сильный ветер? Какие бедствия причиняет ураган?

- Почему появление ветра предвещает смену погоды?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня я узнал...

- Я научился...

- Было интересно...

- У меня получилось ...

- Было трудно...

- Я смог...

- Я выполнял задания...

- Я попробую...

- Я понял, что...

- Меня удивило...

- Теперь я могу...

- Урок дал мне для жизни...

- Я почувствовал, что...

- Мне захотелось...

- Я приобрел...

Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием






Для любых предложений по сайту: [email protected]