ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: объяснить, что такое погода и от чего она зависит, почему непостоянна, как ее изучают; способствовать формированию умений проводить наблюдения за погодой

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с определением “погода”; получат представление о том, от чего зависит погода; почему погода непостоянна; как изучают погоду; научатся вести элементарные наблюдения, работая с дневником наблюдений за погодой

Мета предметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его

Личностные: видеть красоту природы и искусства; проявлять интерес к прогулкам с целью расширения знаний о природе

Образовательные ресурсы: классный “Дневник наблюдений”

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Беседует о проделанной работе.

- Какие явления природы вы знаете?

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Как образуется ветер? Какие бывают ветры?

- Как называется очень сильный ветер?

- Какой силы ветер преобладает в нашей местности летом, зимой?

- Есть ли ветер сейчас? Какой он? В каком направлении дует ветер в данное время?

- Что было бы с воздухом населенных пунктов, где есть промышленные предприятия, если бы не было ветра?

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки по карточкам:

• Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

(Ветер.)

• Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

(Гроза.)

• По земле идет без ног,

В дом без рук стучится.

Но не пустишь на порог,

Чтоб не намочиться.

(Дождь.)

• Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.

(Метель.)

• Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга.)

Рассказывают о выполненной работе дома

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит работу с текстом параграфа “Что такое погода?”.

- Что такое погода, о которой говорят по телевидению, дома и в школе, от которой зависит урожай, работа транспорта и самочувствие людей?

- Обратите внимание на следующие важные моменты:

1) природные явления, характеризующие погоду: небо ясное или облачное, есть ли атмосферные осадки, направление и сила ветра, какова температура воздуха;

2) все эти природные явления взаимосвязаны с воздухом, поэтому говорят: погода - это состояние воздуха в данный момент;

3) погода непостоянна и изменчива.

- Почему погода непостоянна? От чего она зависит?

- Каждый день все мы слушаем прогноз погоды. Есть такая наука — метеорология. Возраст этой науки — 23 века! Первым автором монографии об этой науке был древнегреческий ученый Аристотель, который жил в IV в. до н. э. Аристотель рассуждал, на первый взгляд, несложно. Воздух выдыхает Земля, говорил он: холодный - северные страны, теплый - южные. Холодный воздух стекает на юг с ветром северным, теплый, соответственно, течет на север с ветром южным.

А ведь по сути так оно и есть: создает погоду смена направлений ветра. Однако у этого простого правила оказалось так много исключений, что двух тысячелетий не хватило, чтобы полностью в них разобраться.

Всех интересует погода, какая она будет, допустим, завтра, в воскресенье, летом. И мы смотрим на небо, потому что там, в окружающем Землю воздушном океане, и рождается погода.

Любая комбинация различного количества влаги, тепла и движения в атмосфере — это погода. И она находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, от месяца к месяцу, год от года. Предвидеть будущую погоду можно, если постоянно следить за всеми изменениями температуры воздуха, влажности, характера облачности, направления и скорости ветра. Этим занимаются метеорологи на метеорологических станциях, оборудованных специальными приборами.

- Рассмотрите условные знаки (с. 122). Все явления природы обозначены определенным значком. Посмотрите в окно и напишите знаки, соответствующие сегодняшнему дню.

Организует групповую работу.

- Зачем людям этих профессий нужны наблюдения за погодой?

Формулируют тему урока, ставят учебные задачи. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Чтение первых двух абзацев текста обобщает знания обучающихся о движении холодного и теплого воздуха и помогает перейти к изучению нового материала.

- Главный источник всех изменений погоды — Солнце.

С его положением над горизонтом связана температура: высоко стоит Солнце - тепло, низко - холодно. Но если бы только положение Солнца над горизонтом определяло погоду, она чередовалась бы в строгом порядке, поскольку высота Солнца в полдень в одной и той же местности всегда одинакова. А погода иногда меняется в течение суток несколько раз. Следовательно, на погоду влияет что-то еще. Что же это? А это ветер! Он влияет на температуру: дует с севера - температура понижается, с юга - температура повышается. Ветры перемещают облака по небу. Небо то ясное, безоблачное, то пасмурное, все затянутое облаками. Облака приносят осадки на Землю.

- Когда тепло и много влаги, хорошо растут пшеница, ячмень, другие культуры. Когда лето сухое или холодное, растения плохо развиваются, урожай меньше. Северные ветры в период цветения плодовых культур нередко губят урожай.

С помощью цветных карточек обучающиеся делятся на группы (или получают роли): “медицинские работники”, “работники сельского хозяйства”, “летчики”, “моряки”, “водители городского транспорта”.

Группа “медицинских работников” рассказывает о влиянии погоды на самочувствие человека.

Группа “работников сельского хозяйства” сообщает о влиянии погоды на урожай сельскохозяйственных растений

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Наблюдения за погодой ведут метеорологи.

- Мы все зависим от погодных условий. Даже при запуске космических ракет приходится считаться с погодой. Несколько лет назад с одного американского полигона была запущена космическая ракета. Через 20 секунд полета ракета неожиданно получила крен и стала совершать беспорядочные колебания. Затем шум двигателя оборвался, через несколько секунд из облака показалась беспомощно падающая металлическая сигара. Тщательные исследования показали, что виной всему была погода. Это она вывела из строя жизненно важные системы ракеты.

Человек, не желая быть в зависимости от погоды, постоянно стремится ослабить неблагоприятное и, наоборот, усилить благоприятное ее влияние на свою хозяйственную деятельность. Но для того чтобы уметь это делать, надо очень хорошо изучить явления природы.

В том, что человек может заранее предвидеть погоду, нет ничего загадочного. Погода, как и всякое другое явление природы, подчиняется определенным закономерностям. Наши предки предсказывали погоду, основываясь на народной мудрости, на различных приметах. Многими из этих примет мы пользуемся и в наше время. Град над полями, садами и виноградниками испокон веков считался тяжелой и неизбежной данью стихии. Земледельцы давно научились защищать урожай от ветра, вредителей, болезней. Только на град не находили управы. Но и с градом научились бороться. Тысячи боевых пушек приобрели мирную профессию. Снаряды, выпущенные из них в градовые облака, рассеивают специальные вещества, и вместо града на землю выпадает дождь. В борьбе с градом используют также специальные ракеты. Они уходят в тучу, оставляя за собой длинный шлейф огня и дыма, взрываются в ней, распыляя необходимые химические вещества.

Уже давно замечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят нахохлившись - это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали - значит, можно ожидать наступления ясной погоды.

Своеобразно реагируют на изменение погоды белые медведи, содержащиеся в зоопарках. За 2-3 дня до того, как должно наступить похолодание, они перестают купаться в бассейне. А дня за три до потепления охотно лезут в воду и подолгу купаются.

По поведению пчел пасечник очень точно может предсказать погоду. Если пчелы с раннего утра стремительно летают, значит, часов через 6 будет дождь. Бывает так, что небо в тучах, даже гром гремит, а пчелы не прячутся, энергично трудятся, - значит, дождя не будет. Перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а,следовательно, со значительным понижением давления, в колодцах, прудах повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье.

Среди моряков широко распространено мнение о способности чаек предвидеть погоду: если чайки садятся на воду - погода будет хорошей; если бродят по берегу, по прибрежным отмелям - погода испортится; если летают над водой - будет ветрено.

Оценивает ответы обучающихся, выставляя отметки в классном журнале. Следует проследить, чтобы каждый школьник получил отметку за наблюдения за погодой

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Изучают условные знаки для ведения “Дневника наблюдений” за погодой. Составляют план, по которому будут вести наблюдения за изменениями погоды.

Задание 56: записывают в тетради погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков.

Один из учеников (обычно дежурный класса) рассказывает о погоде сегодняшнего дня. Он называет температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность, вид осадков (если есть) и отмечает все эти данные в классном календаре (таблица 1).

Дневник наблюдений

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Дата

Температура и сила ветра

Направление

Облачность

Вид осадков

11.01.

20____

-12 °С

Западный

слабый

(облака)

Пасмурность

(рисунок)

(Снег)

Другой ученик рассказывает о погоде предыдущих дней (со времени прошедшего урока), используя записи в своем “Дневнике наблюдений”. Третий ученик сравнивает погоду сегодняшнего дня и предыдущих. Определяет общие и отличительные признаки.

В начале каждого нового месяца во время “минутки дневника наблюдений” желательно подвести итоги наблюдений за месяц. Дети подсчитывают самостоятельно число дней с температурой ниже 0 °С и выше 0 °С, ветреных и безветренных дней, пасмурных, ясных, дней с переменной облачностью, с различными видами осадков. Данные можно записать в таблицы:

Температура

Что обозначать

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Дни с температурой ниже 0 °С

0 °С

Дни с температурой выше 0 °С

Ветер

Что обозначать

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Ветреные дни

Безветренные дни

Облачность

Что обозначать

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Пасмурные дни



Ясные дни



Дни с переменной облачностью



Осадки

Что обозначать

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Дни без осадков



Дни со снегом



Дни с дождем



Дни с туманом



Дни с изморозью



V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 120-122), рассказ в хрестоматии “Какая будет погода?” (с. 76)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебныезадачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Предсказание погоды, а тем более управление ею - дело очень сложное. Ученым предстоит еще много трудиться, чтобы раскрыть сложные процессы, происходящие в воздушном океане, и научиться управлять ими.

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние ha уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Прием “Паровозик”. На парте перед каждым обучающимся в начале урока раскладывают по два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой - с грустным. На доске в конце урока размещают поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Обучающиеся опускают “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а “грустное личико” - в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон на усмотрение обучающегося

Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Оценивать результаты деятельности






Для любых предложений по сайту: [email protected]