Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
РАЗРУШЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД
Тип урока: решение частных задач |
||||
Педагогические задачи: объяснить, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании; способствовать формированию умений наблюдения при проведении опытов учителем, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: познакомятся с образованием осадочных горных пород из вулканических при выветривании; научатся наблюдать при проведении учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды |
Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные — анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
||
Образовательные ресурсы: коллекция горных пород, образцы гранита; пинцет, спиртовка, спички, дощечка с двумя вбитыми гвоздиками, монета, стаканы с холодной водой |
||||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Из чего состоит поверхность нашей Земли? - Какие горные породы вы знаете? - На какие две группы делят горные породы? - Какие магматические породы вы знаете? - Какие осадочные породы вы знаете? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Поверхность нашей Земли состоит из горных пород. - Горные породы: песок, глина, гранит, мрамор, каменная соль, каменный уголь и др. - Горные породы делят две группы: магматические и осадочные. - Магматические породы: гранит, базальт. - Осадочные породы: каменный уголь, торф, известняк |
Осуществлять актуализацию личного опыта |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадки: • Этот мастер белый, белый, - В школе не лежит без дела, Пробегает по доске, Оставляет белый след. • Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. • Что за странный камень это? Непонятного он цвета... Он из зёрен состоит, Называется... • Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль. - Как одним словом назвать слова-отгадки? - На какие группы можно разделить эти горные породы? - Что относим к магматическим породам? - Что относим к осадочным породам? - В чём отличие образования осадочных и вулканических пород? - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадки: - Мел (известняк). - Торф. - ...гранит. - Каменный уголь. - Мел (известняк), торф, гранит, каменный уголь — горные породы. - Это магматические и осадочные. - К магматическим породам относят базальт, гранит. - К осадочным породам относят каменный уголь, известняк, торф. - Осадочные сформировались из остатков растений, живых организмов; магматические образуются при затвердении и остывании магмы, возникающей во время извержения вулканов. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
|
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Какие горные породы можно увидеть, гуляя по улицам города (села), в лесу, у реки, у оврага, на берегу моря? - Как образовались эти горные породы? - Сверьте свои предположения с ответом Маши (учебник, ч. 2, с. 9). - Расскажите о тайнах происхождения каменного угля и торфа, а заодно вспомните, чем образование этих горных пород отличается от образования магматических горных пород. - Проведем два опыта по учебнику (ч. 2, с. 9-10). Опыт с пластинкой гранита. Раздает образцы гранита обучающимся и просит их раскрошить гранит пальцами рук. Обучающиеся убеждаются, что гранит - твердая и прочная горная порода, раскрошить его невозможно. Затем берет пинцетом кусочек гранита и нагревает его в пламени спиртовки. Чтобы опыт прошел успешнее, желательно взять кусочек гранита в форме пластинки. Нагретый гранит опускает в стакан с холодной водой. Нагревание и охлаждение породы повторяет 3-4 раза. Охлажденный кусочек гранита легко крошится в руках учителя или ученика. - Почему это происходит? Ответ найдите в тексте учебника. Какой можно сделать вывод? Что произошло с гранитом? - Как появились песок и глина, которые мы всюду встречаем в природе? - Песок, глина, галька, гравий - это тоже осадочные породы. Еще их называют обломочными. Опыт с монетой. Показывает обучающимся дощечку, в которую два гвоздика вбиты так, чтобы между ними едва проходила монетка. Затем берет эту монетку пинцетом и нагревает на спиртовке. Нагретая монета не проходит между гвоздями. Следовательно, составляющие ее частицы расширились. Остывшая монета вновь свободно проходит между гвоздиками дощечки. - Посовещайтесь в группах (парах) и попытайтесь сами объяснить, как в природе образуются песок и глина. Термин “выветривание” записывает на доске. - В результате выветривания от скал отламываются обломки разной величины. Их подхватывают потоки воды, ветер и лед. Обломки скатываются вниз по склону. Они сталкиваются друг с другом, разбиваются, измельчаются. Крупные обломки превращаются в мелкий гравий, а мелкий гравий - в песок и глину. - О размерах частиц этих горных пород вы можете узнать из таблицы, помещенной в тетради для самостоятельной работы № 2 (с. 2). - Крупные и мелкие обломки горных пород перемещаются с вершин гор в долины, оседают на дне водоемов. Поэтому валуны, гальку, гравий, песок и глину также называют осадочными горными породами |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Маша осенью, когда земля еще не была покрыта снегом, видела речную гальку, песок, глину, огромный валун, кусочек каменного угля и торф. Но объяснить, как образовались речная галька, песок, глина, огромный валун, она не может. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Твердые тела так же, как жидкие и газообразные, при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. При нагревании гранита составляющие его частицы расширяются. При этом одни больше, а другие меньше. При охлаждении они сжимаются, между частицами образуются пустоты, которые часто в природе заполняет вода. Нагреваясь, вода расширяется и еще больше разрушает связи между частицами. Поэтому гранит теряет свою прочность и рассыпается. - При нагревании твердые тела, так же как жидкие и газообразные, расширяются, а при охлаждении сжимаются. - При нагревании частицы гранита расширялись, нарушалась его прочность, и поэтому гранит рассыпался. - Отколовшиеся от скал куски гранита продолжают разрушаться бурными горными потоками, а также медленно сползающими с гор ледниками. Потоки и ледники измельчают и перетирают куски гранита, которые становятся все меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Измельченные полевой шпат и слюда под действием воздуха и воды превращаются в глину. Глина и песок разносятся водой, развеиваются ветром. - Главная причина разрушения горных пород - изменение температуры в течение суток. Днем солнечные лучи нагревают поверхность скал. Горные породы расширяются. Ночью они остывают и сжимаются. Под влиянием температурных изменений в горных породах постепенно появляются маленькие, а затем большие трещины. Разрушение горных пород усиливают вода, ветер, растения. Вода проникает в трещины. Замерзая, она превращается в лед, который давит на стенки трещин, расширяет их. Дождевая и талая воды, проникая в трещины, вымывают из горных пород растворимые частицы. Сильный ветер выдувает мельчайшие частицы из трещин в горных породах. Разрушение усиливается. В трещины попадает пыль, там поселяются бактерии, мелкие животные, ветер заносит семена растений. Живые организмы еще больше расширяют и углубляют трещины в горных породах. Разрушение горных пород под влиянием изменения температуры, воды, воздуха, живых организмов называетсявыветриванием |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
|
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Что происходит с телами при нагревании? - Что происходит при охлаждении? - Что может произойти с предметом, если его нагревать и охлаждать? - Когда хотят построить что-то прочное, из чего лучше строить? - Мосты, памятники делают из камня. Проходят годы, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят. Но как ни прочен камень, и он не вечен. Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается. Отчего это происходит? - Могут ли разрушаться горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра? - Что происходит в жаркую погоду с горами? - Что происходит ночью? - Что происходит с частицами гор? - Эти расширения и сжатия очень невелики, но, сменяя друг друга не день или два, а сотни и тысячи лет, они уменьшают прочность горы. Появляются трещины. - Что происходит с трещинами во время дождей? - Что происходит с водой в трещинах зимой? - Поэтому нам только кажется, что постройки, сделанные из камня, стоят как ни в чем не бывало, а уж горы и подавно вечные: возвышаются они, огромные и неподвижные, и будут всегда. Нет, прочны камни, из которых состоят горы, но не вечны. Постепенно, хоть и очень медленно, разрушаются. В одной старой книге описывается такой случай. Лежал в лесу огромный камень. Строили там дорогу, и понадобилось камень убрать. Он был так велик и тяжел, что его нельзя было ни поднять, ни увезти. Один крестьянин взялся убрать камень и развел вокруг него огромный костер. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой. Потом опять развел костер и опять облил раскаленную глыбу водой. Когда он проделал это несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда крестьянин с телегой и в несколько дней перевез обломки. Отчего раскололся камень? Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание, 2, с. 2) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Тела при нагревании расширяются. - Тела при охлаждении сжимаются. - Предмет может разломиться и разрушиться. - Лучше строить из камня. - Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается под влиянием высокой и низкой температуры, дождя, снега, воды и ветра. - Горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра могут разрушаться. - В жаркую погоду склон горы сильно нагревается. - Ночью камень остывает. - Частицы гор при нагревании увеличиваются в объеме, а при охлаждении сжимаются, уменьшаются в объеме. - Во время дождей вода попадает в трещины, размывая их. - Зимой вода замерзает, расширяет трещину, и горы начинают разрушаться. - Все твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. От резкого перепада температуры тела теряют свою прочность и разрушаются. Выполняют задание в тетради, осуществляют самопроверку |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
|
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 9-11) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Почему даже крепкие скалы раскалываются на обломки разной величины? Как образуются обломочные горные породы? Какую роль в образовании осадочных пород играют вода и ветер? Можно ли сказать, что некоторые осадочные горные породы образуются из вулканических пород? Почему в скалах образуются трещины? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Вода и ветер играют большую роль в образовании осадочных горных пород (песка, глины, гальки и др.). - После разрушения огромных скал остается песок, глина, галька. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |