Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЧТО ТАКОЕ МИНЕРАЛЫ
Тип урока: решение частных задач |
||||||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о минералах как составных частях горных пород; рассказать о разнообразии минералов, их практическом использовании человеком; способствовать формированию умений работать с разными источниками информации |
||||||||
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные: познакомятся с понятием “минералы”; разнообразием минералов, их практическим использованием; получат представление о минералах как составных частях горных пород; о том, из каких минералов состоит гранит; научатся выполнять практическую работу |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле |
Личностные: видеть красоту природы и искусства |
||||||
Образовательные ресурсы: коллекция горных пород, образцы гранита и ручные лупы |
||||||||
Организационная структура урока |
||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Из чего состоит верхний твердый слой Земли? Приведите примеры. - Какие бывают горные породы? Приведите примеры. - Какие обломочные горные породы вы знаете? - Какую роль играет солнце в разрушении горных пород? - Какую роль играет ветер в разрушении горных пород? - Какую роль играет вода в разрушении горных пород? - Какую роль играют растения в разрушении горных пород? - Что остаётся после разрушения огромных скал? - А эти породы мы в какую группу отнесём? - Можно ли сказать, что осадочные горные породы образуются из магматических или вулканических? Проводит работу по проверке умений обучающихся определять образцы горных пород. На доске запись: |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Верхний твердый слой Земли состоит из горных пород. -Горные породы: осадочные и магматические. Осадочные горные породы: известняк, торф, каменный уголь и др. Магматические горные породы: гранит, базальт. - Обломочные горные породы: глина, песок, галька, гравий. Днем под палящими лучами солнца горные породы нагреваются, а ночью, наоборот, охлаждаются, что ведет к разрушению пород. Вода и ветер играют большую роль в образовании осадочных горных пород. - После разрушения огромных скал остаются песок, глина, галька. - Эти породы мы отнесём к осадочным. - Осадочные горные породы образуются из магматических или вулканических. Записывают с помощью цифр последовательность демонстрации горных пород учителем. Ответы: 4, 7, 1, 6, 2, 5, 3, 8. Проводят взаимопроверку работ |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
|||||
1 - гранит 2 - каменный уголь 3 - известняк 4 - глина |
5 - песок 6 - базальт 7 - торф 8 - галька |
|||||||
Показывает образцы горных пород из школьной коллекции в таком порядке: глина, торф, гранит, базальт, каменный уголь, песок, известняк, галька. Демонстрирует правильный ответ на доске |
||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Основная цель урока - узнать, из чего состоят различные горные породы |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
|||||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективное чтение текста в учебнике. - Из чего состоят сами твердые горные породы? - Это зерна минералов. Минерал - это природное тело, образующееся в глубинах и на поверхности Земли, входящее в состав горных пород. У каждого минерала свои особые свойства, свое имя, свой химический состав и облик. Минерал в горной породе как отдельный человек в толпе: у него свое “лицо”, “характер”, “одежда”. Безгранично царство минералов. Известно более трех тысяч минералов и минеральных видов. - Некоторые горные породы имеют в своем составе только один минерал: кварцевый песок, например, состоит из кварца, известняк - из кальцита. - Слово “гранит” произошло от слова “гранум” - зерно. Объясните, почему гранит получил такое название. - Обратите внимание на то, что в граните зерна отличаются друг от друга цветом, блеском, размерами. - Рассмотрите под лупой кусочек гранита. Что вы наблюдаете? - Это полевой шпат, от его окраски зависит цвет гранита. - Какие еще зернышки вы видите? - Это кварц. - Есть в граните частички в виде блестящих пластинок- слюда. Показывает обучающимся из школьной коллекции образцы: слюды, кварца и полевого шпата. - Чаще всего гранит залегает глубоко в земле, но в некоторых случаях он выходит на ее поверхность и образует целые горы. Гранитные камни нередко встречаются на полях, лугах и в лесах. Иногда их бывает так много, что они мешают обрабатывать землю. - Попробуем разъединить частички гранита. - Гранит очень прочный камень. - Прочитайте “по цепочке” текст параграфа в учебнике (ч. 2, с. 14, 15). - Обратите внимание на многочисленность минералов, которые различаются тем, из каких частиц (молекул и атомов) состоят и как расположены эти частицы. - Рассмотрите минералы на рисунках. Какие вы видели в природе? - Все вы, конечно же, видели ювелирные изделия. Чем они украшены? - В древние времена драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название “рубин” было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни назывались изумрудами. А все голубые - сапфирами. Позже заметили, что некоторые драгоценные камни тверже других и дольше сохраняются. Ученые установили, что ценность камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но и от твердости. Слово “драгоценный” можно использовать только по отношению к четырем особенно ценным камням - алмазу, рубину, изумруду и сапфиру. Остальные камни относятся к полудрагоценным. - Многие минералы имеют цвет и блеск. Почти все минералы твердые и прочные. Самую высокую твердость имеет алмаз. Если провести им по поверхности любого камня, он оставит след. Обработанные и отшлифованные алмазы называют бриллиантами. Они в тысячи раз тверже, чем самые прочные граниты и базальты. Из алмазов делают резцы для твердых сплавов. Загадка алмаза в том, что при нагревании выше 1850 градусов он теряет свою твердость и превращается в хрупкий, мягкий графит - как бы в свою противоположность |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Все горные породы состоят из минералов. Некоторые горные породы состоят только из одного минерала, другие — из нескольких. Например, кварцевый песок состоит из минерала кварца, а гранит состоит из трех минералов - кварца, полевого шпата, слюды. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Если рассмотреть под лупой излом любого камня, то мы увидим разноцветные зерна. - Гранит состоит из разных зерен, этим и объясняется название этой горной породы. - Больше всего в кусочке гранита зерен красного цвета. - Мы видим еще полупрозрачные, беловатого цвета, похожие на кусочки мутного стекла. Рассматривают внимательно образцы горных пород. - Частички гранита разъединить нельзя: они крепко соединены между собой. - Графит — стержень в карандаше, мел — известняк (используют при побелке стен), песок - кварц. - Камнями - минералами, самоцветами (поделочными камнями) |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
|||||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует работу в тетради № 2 (задания 3, 4, с. 4). - Какие минералы вам известны? - Чем различаются минералы? Проводит тест на тему “Чем различаются минералы?”. - Выберите верный ответ: 1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют: а) алмаз; б) гранит; в) мрамор; г) песок. 2. Грифель карандаша сделан: а) из слюды; б) графита; в) кварца; г) гипса. 3. Самый твёрдый минерал: а) топаз; б) золото; в) алмаз; г) корунд. 4. Самый мягкий минерал: а) гипс; б) флюорит; в) тальк; г) топаз. 5. Поваренная соль - это минерал: а) графит; б) слюда; в) рубин; г) галит. 6. Минерал, который используют скульпторы и врачи- хирурги: а) глина; б) алмаз; в) тальк; г) гипс. 7. Каменные сосульки в пещере с потолка - это: а) сталактиты; б) сталагмиты. 8. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна, - это: а) сталактиты; б) сталагмиты. - Выполните самопроверку по таблице |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Рассматривают рисунки изделий из минералов, раскрашивают их, используя цветные рисунки учебника (ч. 2, с. 14). Выполняют работу в тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют тест с самопроверкой по образцу. Ключ: 1 - б. 2 - б. 3 - в. 4 - в. 5 - г. 6 - г. 1 - а. 8 - б |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
|||||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 12-15) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Сотни лет люди изучают минералы и горные породы, сотни лет они верно служат человеку, но еще много в мире камня неясного, спорного, загадочного. - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Гранит, песок, глину используют в строительстве. Торф, каменный уголь применяют в качестве топлива. Алмаз используется для изготовления различных приборов (часов, слесарных резцов), а графит - для изготовления карандашей. - Сегодня на уроке мы... |
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Оценивать результаты деятельности |