ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, с их значением в жизни человека; объяснить понятия “полезные ископаемые”, “сплавы”, “металлы”, “месторождение”, “руда”; раскрыть их значение в жизни человека; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственную точку зрения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями “полезные ископаемые”, “сплав”, “металлы”, “месторождение”, “руда”; “горючие, рудные и строительные полезные ископаемые”; их значением в жизни человека; научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: демонстрационный материал “Полезные ископаемые”, карта полезных ископаемых; коллекции полезных ископаемых, отдельные образцы полезных ископаемых; материал для деления обучающихся на группы (разноцветные круги, квадраты, треугольники, прямоугольники)

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Какие горные породы вы знаете?

- Какие минералы вы знаете?

- Как их человек использует?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Горные породы: торф, известняк, гранит.

- Минералы: кварц, слюда, шпат, графит

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы обучающимися, постановку учебной задачи.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми.

Наша страна богата полезными ископаемыми. Они бывают твердые, жидкие, газообразные. Скопление полезных ископаемых называется месторождением. Это место, где залегают полезные ископаемые. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

- Какие твердые полезные ископаемые вы знаете?

- Какие жидкие полезные ископаемые вы знаете?

- Газообразные?

- Рассмотрите физическую карту полезных ископаемых России. Найдите условные обозначения. Каждое полезное ископаемое обозначено значком.

- Перечислите, какие полезные ископаемые есть на территории России.

- Давайте рассмотрим некоторые из них.

- Основным топливом для фабрик, заводов, жилых домов являются каменный уголь, торф, природный газ.

- Рассмотрите каменный уголь. Какой он?

- Положим кусочек каменного угля и ударим по нему молоточком.

- Бросим кусочек в воду.

- Основное его свойство - горючесть. Каменный уголь используется для выплавки металлов из железных руд.

- Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение все машины?

- Бензин, керосин, дизельное топливо - это продукты переработки нефти. Посмотрите на физическую карту и найдите условные знаки в виде вышек - это места нахождения нефти.

- Какое главное свойство нефти?

- Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь.

- Какое топливо используют для атомных электростанций?

- С давних пор человек ищет месторождения руд, содержащих различные металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, чугун, сталь, из руд цветных металлов - алюминий, медь, цинк, свинец.

Люди впервые овладели железом за 4-5 тысячелетий до н. э. На поверхности земли им попадались железные метеориты, из которых люди делали украшения, орудия труда и охоты. Их и сейчас находят при археологических раскопках на всех континентах. Самый древний предмет из железа - бусы из полых трубочек, найденные при раскопках египетских захоронений. Древние индийские металлурги получили чистое железо, растирая руду в порошок. В мире разведано около 800 млрд тонн железных руд - этих запасов хватит человечеству примерно на 400 лет.

- Из чего сделаны ножницы, ножи, вагоны, тракторы?

- Чтоб получить сталь, в железо добавляют другие металлы. Получается сплав. Что такое сплав?

- Почему изделия изготавливают не из чистых металлов?

- Какие драгоценные металлы привлекают ювелиров?

- Существуют строительные полезные ископаемые. Какие? Расскажите о них.

- Мы хорошо отличаем почву песочную - легкую, сухую, сыпучую - от глинистой - вязкой, насыщенной водой после дождя, и твердой, окаменевшей в сухую погоду.

Как приятно лежать на горячем песке на пляже, на берегу реки или моря. И как тяжело идти в дождь по глине, в которой вязнут ноги.

- Сколько песка на Земле?

- Представьте песчаные земли на десятки и сотни километров. В пустынях Средней Азии и Казахстана пески занимают не менее миллиона квадратных километров.

- Рассмотрите песок. Какого он цвета?

- Из чего он состоит?

- Как образовался песок?

- Больше всего в песке кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве. Кирпич делают с использованием песка.

Глина - тоже очень широко применяемый строительный материал. Кирпичи делают из глины. А кроме того, из разных сортов глины получают фарфор и фаянс.

- Как образуется глина?

- Мрамор - разновидность известняка.

- Какой он по составу?

- Давайте расколем мрамор. Мрамор бывает различной окраски. Он хорошо полируется.

- Где вы видели мрамор?

- Какие строительные полезные ископаемые вы знаете?

- Особенно ценится гранит. Он твердый и прочный.

Из него делают опоры мостов, фундаменты высотных зданий. Им украшают полы и лестницы дворцов и музеев.

Проводит динамическую минуту. Делит школьников на три группы.

- Каждая группа читает свою часть одного и того же параграфа учебника: 1-я группа-об использовании песка (ч. 2, с. 19); 2-я группа - использование глины (ч. 2, с. 19-20); 3-я группа - использование гранита (ч. 2, с. 21). Далее представитель каждой из групп рассказывает свою часть текста параграфа

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Твердые полезные ископаемые: торф, песок, каменный уголь, гранит, алмаз и др.

-Жидкие полезные ископаемые: нефть, минеральная вода.

- Газообразные: природный газ.

- Каменный уголь черного цвета, твердый, блестит.

- Каменный уголь рассыпался, хрупкий.

- Каменный уголь тонет в воде.

- Нефть помогает человеку привести в движение все машины.

- Нефть горит.

- Уран используют для атомных электростанций.

В словарике учебника читают, что означают слова “месторождение полезных ископаемых”.

- Ножницы, ножи, вагоны, тракторы изготовлены из стали.

- Сплав — вещество, полученное при плавлении двух и более металлов.

- Одним изделиям необходимы пластичность, гибкость; другим - прочность, твердость; третьим - легкость и блеск.

- Серебро, золото, платина.

- Строительные полезные ископаемые: песок и глина, мрамор и гранит.

- Песка очень много.

- Песок бывает черным, зеленоватым, красноватым, хотя желтым и белым встречается чаще всего.

- Песок состоит из минеральных частиц размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра.

- Песок - продукт разрушения твердых вулканических, изверженных и осадочных пород под действием солнца, воды, ветра.

- Глина образуется в результате выветривания различных горных пород.

- Мрамор - твердый и плотный камень.

- Мрамор состоит из отдельных блестящих зернышек.

- Из мрамора делают статуи, колонны, ступени лестниц, письменные приборы.

- Строительные ископаемые: глина и песок.

Делятся на три группы.

Работа в парах. Читают абзац параграфа о мраморе, рассматривают фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Один обучающийся находит фрагменты на фотографии и показывает соседу по парте. А сосед рассказывает о разнообразной окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Рассмотрите рисунки в учебнике (ч. 2, с. 17-18). Расскажите, какие искусственные материалы люди научились изготавливать из каменного угля, нефти и железной руды.

- Рассмотрите физическую карту России (полезных ископаемых). Назовите полезные ископаемые, которые есть на территории России.

Организует работу в тетради № 2 (задание 5, с. 5). -Допишите полезные ископаемые, которые еще есть на территории России.

- На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (Жидкие, твердые и газообразные.)

- Назовите полезные ископаемые каждой группы. Проводит групповую работу с рассказами из хрестоматии. Использует методику “Мозаика”

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Знакомятся с условными обозначениями некоторых полезных ископаемых, делят их на группы и дополняют названия полезных ископаемых каждой из групп. Подчеркивают те названия полезных ископаемых, которые добывают в родном крае.

- Полезные ископаемые можно разделить на жидкие, твердые и газообразные.

Обучающиеся делятся на три группы с помощью разноцветных карточек. 1-я группа читает рассказ “Откуда взялся уголь?”; 2-я группа - “Каменный уголь - очень полезное ископаемое”; 3-я группа - “Как образовалась нефть?”.

Затем обучающиеся объединяются в новые группы, в которые входит по одному представителю из ранее образованных групп. В них школьники обмениваются полученными знаниями

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 16-21), рассказ в хрестоматии “Какие богатства прячутся под землей?” (с. 80-84)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Жизнь людей невозможна без полезных ископаемых. Это бесценное богатство нашей страны

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности






Для любых предложений по сайту: [email protected]