КАК ОБРАЗУЕТСЯ ПОЧВА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

КАК ОБРАЗУЕТСЯ ПОЧВА

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “горные породы”, “цепи питания”, “процесс почвообразования” (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); способствовать формированию понятий: почва как единство живой и неживой природы; содействовать развитию универсальных учебных действий - работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с горными породами, процессом почвообразования, понятием “цепь питания”;

научатся работать с учебными текстами, характеризовать объекты неживой природы

Метапредметные:

регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: карточки для графического диктанта

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- По одной из гипотез, вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок - основу земли. Постепенно стали появляться растения на Земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.

Проводит графический диктант по главе “Тайны недр Земли”. Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов: “Правда ли, что...”:

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород?

2. Горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные?

3. Гранит-осадочная горная порода?

4. Базальт - магматическая горная порода, а каменный уголь - осадочная горная порода?

5. В состав гранита входит три минерала?

6. Торф образовался из раковин морских животных?

7. Нефть, каменный уголь, природный газ - это горючие полезные ископаемые?

8. Мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым?

9. Из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов - алюминий, медь?

10. Запасы полезных ископаемых на Земле безграничны?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выполняют графический диктант.

Если ученик согласен с высказыванием, то он ставит знак “+”, а если не согласен - знак “-”.

Осуществляют взаимопроверку.

Ключ:

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

+

-

+

+

-

-

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Прочитайте вслух “по цепочке” первые четыре абзаца нового параграфа. Ваша задача - выделить в тексте новые для себя сведения.

- Вспомните прогулку в лес и на основании прежних наблюдений докажите, что почва - это единство живой и неживой природы.

- В почве находятся песок, глина, камешки. Все это части неживой природы. Но в почве всегда присутствуют корни растений, бактерии, животные, а это относится к живой природе. Живые организмы прокладывают в почве ходы, куда проникают вода и воздух (компоненты неживой природы). Таким образом, в почве воедино связана живая и неживая природа.

- Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому ходит и на котором произрастают деревья, травы, сельскохозяйственные культуры, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.

Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений.

Людям уже давно стало известно о громадном “населении” почвы. В каждом ее грамме может содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Отмечают новые знания:

1. Почва - это самый верхний слой земли, на котором растут растения.

2. Основа образования почвы — горные породы Земли.

Нет горных пород - нет почвы.

3. Образование почвы идет в результате разрушения горных пород (выветривания) под воздействием всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы вместе взятые, действуя друг на друга, образуют почву. Нет воды и воздуха - не будет почвы, нет живых организмов - не будет почвы.

4. Образование почвы - процесс очень длительный.

Еще один важный вывод: почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 33).

- Назовите животных, которых можно увидеть в почве. Каких животных вы видели в природе?

- Чем питаются животные почвы?

Животные в почве питаются остатками живых организмов, корнями растений, другими животными. Например, личинки майских жуков грызут корни одуванчика, а личинок поедают кроты.

- Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой такой цепи первое звено - всегда растения, поскольку только растения способны на свету производить питательные вещества из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей. Второе звено - растительноядные животные. Третье звено - хищные или всеядные животные. Когда хищные или всеядные животные погибают, их останки становятся пищей бактерий, обитающих в почве.

- Что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков? Есть ли связь между растениями и животными?

- И растения, и животные связаны между собой цепями питания. Эта пищевая цепь показывает, кто кого ест.

Организует работу в тетради № 2 (задания 11-13, с. 10-11)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работа в парах: рассматривают рисунок в учебнике. Один из школьников называет животных, которых можно увидеть в почве. А другой рассказывает, каких из этих животных он видел в природе.

- Животные почвы питаются корнями растений, другими животными.

- Если в лесу не будет одуванчиков, то кроты будут голодать, так как они любят личинки майских жуков, которые, в свою очередь, грызут корни одуванчиков.

- Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость: корень одуванчика →личинка → крот.

Вывод: и растения, и животные связаны между собой цепями питания. Эта пищевая цепь показывает, кто кого ест.

Задание 13: рассматривают рисунок, обращают внимание на обитателей почвы - дождевых червей и глубину их проникновения в почву, пишут о пользе, которую приносят организмы почвы природе

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 31-34); в хрестоматии прочитать рассказы “Чудесный гастроном” и “Какую пользу приносит почве крот?” (с. 88-90)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Как образуется почва? Какое участие в образовании почв принимают растения и животные? Есть ли связь между ними?

- Чем питаются животные почвы?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- В образовании почвы участвуют растения и животные. Растения и животные связаны цепями питания, то есть между ними существует пищевая зависимость. -Животные почвы питаются растениями и животными.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности)






Для любых предложений по сайту: [email protected]