Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “почва”, “плодородие”; дать представление о том, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы, ее плодородии |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: получат представление о том, что почва - единство живой и неживой природы, о цепи питания, о составе почвы (плодородие, минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы |
Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к почве |
|||
Образовательные ресурсы: блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички; для урока учителю понадобится прокаленная почва и профильтрованная жидкость, в которую предварительно на три-четыре часа была опущена почва |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Решите ребус: - Каких животных вы видели в почве? Как образуется почва? - Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные? - Из чего состоит почва? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают ребус: почва. Составляют схему: |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ. Обсуждение (возможно в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. Обобщение |
Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Очередное заседание клуба можно начать с организационного момента. Предлагает членам клуба “Мы и окружающий мир” рассказать о своих успехах и трудностях при выполнении заданий для олимпиады, содержании писем, которые они написали в Москву, и ответах, которые получили. Председатель очередного заседания (обязательно член клуба) приглашает всех присутствующих принять участие в заседании клуба и подготовить сообщение на тему “Что растения получают из почвы?”. - Обратите внимание на следующие моменты: 1) Главное свойство почвы - плодородие. Почва - это не просто верхний слой земли, а верхний плодородный слой земли. 2) Когда говорят, что “почва - плодородный слой земли”, то имеют в виду, что в этом слое содержатся вещества, необходимые для роста и развития растений, благодаря чему они образуют плоды и дают урожай. Закономерно возникает вопрос: какие вещества получают растения из почвы? - Какие свойства и состав имеют почвы? Чтобы узнать это, проведем небольшие опыты. - Где вы видели почву? Организует практическую работу. - Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой. - Что вы наблюдаете? - Какой цвет почвы? - Опускаем кусочек почвы в стакан с водой. Что вы наблюдаете? - Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Подержим стекло над огнем. - Что вы наблюдаете? - Нагреем на огне баночку с почвой. Подержим над почвой холодное стекло. Что наблюдаете? - Продолжаем нагревать почву. Что может гореть в почве? - В почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной. - Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? - Значит, перегной придает почве темный цвет. - Насыплем в стакан с водой прокаленную почву и размешаем ее. Пусть отстоится. Что вы наблюдаете? |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Почва образует жизненное пространство, в котором со всеми удобствами “устраиваются” различные группы животных, размещается корневая система всевозможных растений. Из почвы растения получают необходимые им питательные элементы: воду, азот, фосфор, калий, кальций, обеспечивающие уникальное свойство почвы - ее плодородие. Большая пористость позволяет ей впитывать влагу и воздух и при определенных условиях освобождать их. Почва “дышит”, обмениваясь газами с атмосферой. - Почву мы видели на даче, в поле, на огороде. Для первого опыта обучающиеся берут на столе учителя блюдечки с почвой, разрыхляют комочки почвы с помощью стеклянной палочки, рассматривают почву под лупой, находят полусгнившие остатки корешков растений, части тел насекомых и других мелких животных. Результаты наблюдений записывают в тетради, оформляя свои выводы соответствующими рисунками (задание 14). - Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. - Цвет почвы - серый, черный. Во втором опыте ученики опускают комочки почвы в стаканчики с водой. Дети видят выделение пузырьков воздуха и делают вывод: в состав почвы входит воздух. - Из почвы через воду идут пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух. Опыты 3, 4, 5 проводит учитель, а обучающиеся наблюдают за его действиями и делают выводы по результатам наблюдений. - После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде. - На стекле появились капельки воды, значит, в почве есть вода. - Появляется дым, значит, в почве что-то горит. - Прокаленная почва стала светлая. - На дно стакана осел песок, а поверх песка - глина |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбор обосновывать. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Что получают из почвы растения? - Почему говорят, что животные, обитающие в почве, повышают ее плодородие? - Почему на прокаленной почве растения не растут? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Растения получают из почвы воздух, необходимый для дыхания корней, воду с растворенными в ней минеральными солями, которая всасывается корнями. - Плодородие почвы зависит от количества веществ, необходимых для роста и развития растений, то есть от количества воды, воздуха, минеральных солей. Животные, которые обитают в почве, рыхлят ее, в почву лучше проникает воздух и вода. - Некоторые животные перерабатывают останки погибших растений и животных, пополняя почву перегноем, благодаря которому в ней увеличивается содержание минеральных солей. - Потому что в этой почве нет перегноя - ее важной составной части. Записывают результаты своих наблюдений и оформляют в тетради (задания 14-15, с. 12-13) |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 39—42). Выполнить задание 16 в тетради № 2 |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Выполняя это задание, обучающиеся проверяют свои знания о составе почвы и о цепях питания, которые складываются в ней |
Принимать, сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - В почве есть все вещества, необходимые для роста и развития растений. - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Цветовая рефлексия. Обучающиеся в конце урока поднимает карточку одного из трех цветов, который соответствует его оценке прошедшего урока. Карточка красного цвета означает: “Я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке”. Карточка желтого цвета означает: “Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно”. Карточка зеленого цвета означает: “Пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был” |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |