Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСЕ»
Тип урока: решение частных задач; обобщение и систематизация знаний |
|||||||||
Педагогические задачи: расширять знания о формах поверхности Земли, их разновидностях - равнинах и горах; продолжить работу над формированием практических умений использовать глобус как источник информации; содействовать развитию умений самостоятельной работы |
|||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные: познакомятся с формами поверхности - равнинами и горами; терминами “холмистая равнина”, “горная равнина”; научатся различать равнины и горы на глобусе; показывать на физической карте России равнины и горы |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; соблюдать правила безопасного поведения в школе |
|||||||
Образовательные ресурсы: глобус, иллюстрации с изображением равнин, холмов и гор, физическая карта полушарий; учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; школьные глобусы, цветные карандаши, карточки для деления обучающихся на группы |
|||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Сколько материков и сколько океанов на планете? - Какой материк самый большой? - Какие океаны омывают материк Евразия? - Какой океан остался? - Какой материк омывается только одним океаном? Проводит самостоятельную работу в группах, цель - формирование навыков работы с глобусом, проверка знаний обучающихся. Вопросы: 1. Самый большой материк на Земле? 2. Самый маленький материк на Земле? 3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? 4. Материк, через который проходят все меридианы? 5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6. Полушарие, в котором находится Северный полюс? 7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли? 8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? 9. Самый большой океан? 10. Второй по величине океан Земли? 11. Материк, пересекаемый экватором в северной части? 12. Материк, который расположен Севернее Южной Америки? 13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Шесть материков и пять океанов. - Евразия. - Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский и Тихий. - Южный. -Антарктида. Обучающиеся делятся на две группы. Задание каждой группе: прочитать вопросы и найти ответы. Первая группа выписывает буквы, означающие верные ответы, из левого столбика, а вторая - из правого. Ответы. Если обучающиеся ответили верно, то в первом варианте из букв получается фраза: “Ух ты, правильно”, а во втором: “Все помнишь, ура”. |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные по существу полученного задания |
||||||
А |
Северный Ледовитый океан |
Н |
|||||||
И |
Тихий океан |
Ш |
|||||||
П |
Южный океан |
О |
|||||||
Л |
Атлантический океан |
Ь |
|||||||
О |
Индийский океан |
А |
|||||||
В |
Африка |
И |
|||||||
У |
Евразия |
В |
|||||||
Ы |
Антарктида |
П |
|||||||
Н |
Северная Америка |
Р |
|||||||
Ь |
Южная Америка |
У |
|||||||
X |
Австралия |
С |
|||||||
Т |
Южное полушарие |
Е |
|||||||
Р |
Северное полушарие |
М |
|||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадки: • Носит бабка снежную шапку. Каменные бока закутаны в облака. (Гора.) • В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю. (Гора.) - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отгадывают загадки. - Знания об условных цветах основных форм поверхности помогут нам находить горы и равнины даже на глобусе с надписями на иностранном языке. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||||||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Поверхность Земли такая же ровная, как вы ее видите на глобусе? - Рассмотрите внимательно материки. Какие цвета вы видите на материках? - Ученые договорились изображать формы поверхности Земли на глобусе условными обозначениями. Коричневый цвет - горы, зеленый и желтый - равнины. Назовите, на каких материках вы видите горы, равнины. - Рассмотрите рисунок (с. 16-17). На какой местности стоит Маша, а на какой - Миша? У кого из детей обзор больше? - Маша стоит на плоской равнине. Прочитайте определение в вашем словаре. - У плоской равнины нет возвышений и понижений. Человек старается заселить равнины: построить города, поселки, распахать землю, вырастить урожай. Но посмотрите на эту равнину (иллюстрация на доске). Что может быть более унылым, чем однообразный пейзаж плоской равнины, безлюдной и пустынной?! Ее хозяин ветер беспрепятственно гуляет по просторам, зимой гоняя облака снега, а летом - тучи пыли. Человек здесь чувствует себя беззащитным даже за стенами дома или внутри автомобиля. Но равнина не означает идеально ровное на всем протяжении пространство. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. Посмотрите: что видит Миша? У кого больше обзор: у Маши или Миши? - Миша стоит на холмистой равнине и не видит села, его закрывает возвышенность, на котором растет кустарник, не видит вдалеке лес. - Самые крупные равнины на территории России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. По слегка холмистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь (названные объекты показывает на демонстрационном глобусе.) - Некоторые равнины считаются великими, площадь каждой из них - несколько миллионов квадратных километров. К таким равнинам относятся крупнейшая на Земле Восточно-Европейская, или Русская, равнина. Ее площадь более 6 млн кв. км. Она протянулась с севера на юг - от Белого моря до Черного, а с запада на восток - от Балтийского моря до Уральских гор. Найдите ее на глобусе. Каким цветом окрашена Восточно-Европейская равнина? - Это низменность. Но на глобусе вы видите много и желтоватых пятен. Это возвышенности. Поверхность Восточно-Европейской равнины не везде ровная. На ней часто встречаются холмы и овраги. - По ней протекают великие реки: Волга, Дон, Днепр. Найдите и покажите соседу по парте эти реки. - Западно-Сибирская равнина расположена на севере Евразии, за Уральскими горами. Ее площадь около 3 млн кв. км. Каким цветом она окрашена? - Черточками обозначают болота. Леса и болота покрывают большую часть Западно-Сибирской равнины. По ней течет река Обь. Найдите ее на глобусе и покажите соседу по парте. - Великие равнины Северной Америки простираются на 3600 км. Несколько скромнее размеры равнин на юге и востоке Азии, известных как колыбели древних цивилизаций: Индо-Гангская и Великая Китайская равнины. Пустыни Африки, Азии, Австралии в основном располагаются в пределах обширных равнин, которые собственных названий не имеют. - Какие пословицы или поговорки вы знаете со словом “гора”? Когда и почему так говорят: “Гора свалилась с плеч”, “Горы воротить”, “Пир горой”, “Дела пошли в гору”, “Под гору катиться”, “Обещать золотые горы”? - Кто из вас видел горы? Расскажите о ваших впечатлениях. - Знаете ли вы, что самые высокие горы - Гималаи? Найдите их на глобусе. “Гималаи” на языке индийцев - “мать снегов”. Они занимают площадь 2400 км в длину и 350-400 км в ширину, покрыты грандиозными ледниками. В Гималаях около 100 тысяч вершин. И над всем этим изобилием льда - три наиболее высоких пика земного шара: Джомолунгма (Эверест, 8848 м), Чогори (8611 м), Кангченджанга (8383 м). В Гималаях берут начало самые большие реки Южной Азии - Инд, Ганг, Брахмапутра. - Найдите на глобусе самую длинную горную систему, которая протянулась вдоль всего материка Южная Америка - Анды. Ее длина составляет около 9000 км. В Андах самые высокие вулканы. Кордильеры Северной Америки в целом напоминают Анды, но они ниже и заметно шире, местами достигают в поперечнике 1500 км. Организовывает работу с текстами хрестоматии по методике “Мозаика”. Для проверки усвоенного материала может использовать вопросы из текстов хрестоматии (исключая вопросы, предусматривающие работу с картой) |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. - Нет, она разнообразна. - Желтый, зеленый, коричневый. - Поверхность материков очень разнообразна, но ее основными формами являются горы и равнины. - Маша стоит на плоской равнине. Эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши больший обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, проселочные дороги и тропинки. - Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения (холмы) чередуются с понижениями. Обзор окружающего пространства у Миши меньше. Он не видит села, закрытого небольшими возвышенностями, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских. - Большая часть Восточно-Европейской равнины окрашена зеленым цветом. Работа в парах. Один из учеников показывает соседу по парте реки, а другой проверяет на глобусе. - Западно-Сибирская равнина окрашена зеленым цветом, и на ней нарисовано много мелких черточек. Работа в парах. Один из учеников показывает Восточно- Европейскую равнину, а его сосед по парте - Западно-Сибирскую равнину. Читают соответствующий текст в учебнике. Работа в группах: знакомятся с текстами хрестоматии. С помощью цветных карточек разной формы (круглые, треугольные) делятся на группы. Первая группа читает рассказ “Как на Земле образуются горы?”. Вторая - “Чем знамениты Уральские горы?”. После чтения объединяются по цвету карточек (красные, желтые) и рассказывают друг другу о том, что узнали нового |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |
||||||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. - Какие формы поверхности Земли наиболее благоприятны для жизни людей - горные или равнинные? - Какая поверхность земли преобладает в вашем крае? - Какие формы поверхности Земли вы знаете? - Какие крупные равнины на территории России вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? - Что можно увидеть на плоской равнине? Что - на холмистой? - Какие горы вы нашли на глобусе? На каких материках они находятся? Организует самостоятельную работу в тетради (задание 7, с. 5). - Возьмите лист бумаги и нарисуйте небольшую картину. Изобразите понравившуюся поверхность Земли (степь, поле, горы или тихую равнинную речку). - Какие формы поверхности Земли наиболее благоприятны для жизни людей? - Какая поверхность земли преобладает в родном крае? |
Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - В горах трудно найти ровные удобные площадки для строительства поселений и возделывания полей. Очень трудно прокладывать в горах дороги. Составляют схему “Поверхность Земли”: - Равнины более подходят для жизни людей, так как в горах сложнее заниматься сельским хозяйством, строительством зданий, дорог |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль |
||||||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 15-18) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку |