Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ПОЛЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о поле как искусственно созданном человеком природном сообществе для выращивания культурных растений; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира поля и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений работы с разными источниками информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с природным сообществом “Поле”; многообразием растительного и животного мира поля и их взаимодействием; получат представление о том, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питания в природном сообществе “Поле” |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество) |
|||
Образовательные ресурсы: иллюстрации и рисунки с изображением животных и растений поля; гербарии или рисунки культурных и сорных растений поля, гербарии или рисунки растений леса и луга |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит графический диктант (см. ресурсный материал к уроку). - Назовите ценные кормовые травы, которые растут на лугу? Почему они здесь произрастают? - Какие ядовитые травы знаете? - Чем животный мир луга отличается от леса? - Почему на лугу так много насекомых? - Какую пользу приносят человеку пчелы? - Какие растения и животные луга подлежат охране? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют графический диктант. - Лютик едкий, болиголов, сон-трава |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадки: • Зимой бело, весной черно, Летом зелено, осенью стрижено. (Поле.) • В долг зерно возьмет – Каравай вернет. (Поле.) - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадки. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ. Обсуждение (возможно в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. Обобщение |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Какие зерновые растения люди выращивают на полях и какие продукты питания из них получают? - Прочитайте первые пять абзацев параграфа в учебнике (ч. 2, с. 55, 56) и выделите новые сведения, которые на заседании клуба не обсуждались. - Как вы себе представляете поле? - Отгадайте, какие культуры выращивают на поле (см. ресурсный материал к уроку). - На какие культуры разделяют растения поля? - Назовите несколько видов каждой группы. - Но на полях вместе с культурными растениями вырастают и сорняки. Назовите их. - Почему они так хорошо растут на полях? - К чему приводит разрастание сорняков? - Как бороться с сорняками? - Обратите внимание на насекомых-вредителей, которые приносят вред культурным растениям (колорадский жук, морковная муха, капустная белянка, тля, жук- кузька и др.). Но среди животных поля есть и друзья культурных растений (божьи коровки, насекомоядные птицы - жаворонок, серая куропатка). - Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 56). Какие животные обитают в поле? - Отгадайте загадки: • Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения. (Жаворонок.) • В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живет без оконца, Не видывал солнца. (Крот.) • Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! • Вот я хитренький какой! (Хомяк.) - Почему все эти животные живут в поле? - Рассмотрите иллюстрацию с изображением насекомых поля в учебнике (ч. 2, с. 57). Какие насекомые есть на полях? - Все ли насекомые безобидны? Какие насекомые приносят вред? - Но у растений поля есть и друзья: божья коровка поедает тлю, жаворонок и серая куропатка питаются насекомыми-вредителями. Серая куропатка - единственная птица, которая уничтожает колорадских жуков. Насекомых-вредителей и их личинки поедают грачи, чайки, вороны. - Почему в полях живут мелкие зверьки? - Кто строит свой домик среди колосьев? - Она очень маленькая, весит меньше 5 граммов, как кусочек сахара. - Под землей живут мыши-полевки, кроты. - Кто охотится на мышей? - Чем отличается заяц-беляк от зайца-русака? - Почему у зайца-русака не меняется шерсть? Организует работу в парах. |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - На полях люди выращивают рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, кукурузу, гречиху. А главные продукты питания из зерновых культур - хлеб и крупы. - Поле - это большие участки земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников. - Поле - это тоже природное сообщество, но оно искусственно создано человеком для культурных растений. - Растения поля разделяют на культуры: зерновые, овощные, масленичные, прядильные, кормовые. - Зерновые: рожь, ячмень, пшеница, овес, просо, кукуруза, гречиха; овощные: капуста, свекла, картофель, горох, морковь, помидор; кормовые: люцерна, люпин; масленичные: подсолнух; прядильные: лен, хлопок. - Сорняки - осот, лебеда, василек полевой, вьюнок, пырей, сурепка, пастушья сумка. - Сорняки-наносят вред культурным растениям. У сорняков очень развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные соли. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света. Поэтому на полях, где много сорняков, всегда плохой урожай. - Разрастание сорняков приводит к плохому урожаю культурных растений. - Сельские труженики стараются избавиться от сорняков на полях и проводят прополку. - В поле обитают мыши, кроты, зайцы, куропатки. Отгадывают загадки. - На полях много пищи. - Бабочки, кузнечики, пчелы, шмели, жуки. - Колорадский жук, тля, капустная белянка приносят вред. - На полях низкорослые растения, мелким зверькам легче спрятаться от хищников. - Мышь-малютка строит свой домик среди колосьев. - На мышей охотятся ежи, совы. - Заяц-русак живет в поле и к зиме не меняет шерстку. - На полях мало снега. Работа в парах. Рассматривают рисунки животных, которые обитают в поле. Один из учеников называет их, а другой рассказывает, чем они питаются. Затем одна из пар озвучивает свой ответ для всего класса |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Чем поля отличаются от лугов? - Почему люди борются с сорняками? - Зависит ли жизнь хищных птиц от растений поля? - Составьте цепи питания, которые образуются на поле. Организует работу в тетради № 2 (задания 22-24, с. 19) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Поле - это природное сообщество, которое искусственно создано человеком для культурных растений. - Сорные растения наносят вред культурным растениям, поэтому полеводы проводят прополку на полях и удаляют сорные растения. - Да, потому что хищные птицы питаются растительноядными животными. Если будет плохой урожай растений на полях, будет меньше пищи растительноядным животным, они будут умирать, а значит, будет меньше пищи и хищникам. Составляют цепи питания: Зерно → мыши → ежи →совы. Картофель → колорадскийжук → куропатка →хищные птицы. - Первым звеном в цепи питания всегда являются растения |
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 55-58), рассказы из хрестоматии “Почему на полях после гороха другим растениям хорошо живется?”, “Какие грызуны живут в поле?”, “Какие птицы охраняют наш урожай на полях?”, “Почему пырей называют “огнём полей”?” (с. 113-120). |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, поставьте значок “+” на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в уроке |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Анкета 1. Я считаю, что урок был интересным ____________ скучным. 2. Я научился многому ____________ малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно ____________ невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии часто ____________ редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен ____________ не доволен |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием |
||
Ресурсный материал к уроку
Графический диктант
- Если высказывание верно, поставьте знак “+”. Если высказывание неверно, поставьте знак “-”.
1. Лес - это природное сообщество, где скапливается вода, и поэтому там растут влаголюбивые травянистые растения.
2. Луг - это природное сообщество, где растения растут ярусами.
3. Сосна, ель, береза, черника, шиповник, земляника, мох - это растения леса.
4. Колокольчик, клевер, тимофеевка, перепелка - это сообщество “Луг”.
5. Выпиши названия обитателей луга: бабочка, медведь, жук-могильщик, шмель, мышь, дятел.
Ключ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- |
- |
+ |
+ |
бабочка, шмель, мышь |
Загадки
• В поле - метелкой,
В мешке - золотом. (Овес - зерновые.)
• Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали. (Лен - прядильные.)
• Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель - овощные.)
• Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь - зерновые.)
• Красный нос В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь — овощные.)
• Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнух — масленичные.)
• В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница — зерновые.)