Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЛУГ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием “природное сообщество” на примере нового природного сообщества - луга; рассказать о многообразии представителей растительного и животного мира луга; объяснить возможность их совместного обитания; способствовать развитию умений раскрывать связи между обитателями луга, работать с различными источниками информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с природным сообществом “Луг”, многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе “Луг” |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: видеть красоту природы и искусства |
|||
Образовательные ресурсы: иллюстрации “Растения и животные луга”, гербарий травянистых растений луга |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Решите кроссворд “Животные леса” и прочитайте ключевое слово. Вопросы к кроссворду: 1. На свинью похож, а в лесу живет. 2. Всю зиму спит, Весной на пасеку спешит. 3. В птичник повадится - жди беды: Рыжим хвостом заметает следы. 4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. 5. Посреди поля белый клубок катается. Проводит графический диктант (см. ресурсный материал к уроку). - Какие цепи питания существуют в дубовом лесу? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают кроссворд и рассказывают о лесных животных. Если правильно отгадали все загадки, то в выделенных клетках по вертикали читают слово: белка. Выполняют графический диктант. Составляют цепи питания в дубовом лесу: Кора дуба → короед → кукушка Листья дуба → гусеница → кукушка Желуди дуба → белка → орел Желуди дуба → сойка → орел Желуди дуба → кабан → волк Желуди дуба → мышь → лиса Желуди дуба → мышь → змея Желуди дуба → мышь → сова |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадки: • Поутру росой умыт, Раз в году косой побрит. (Луг.) • Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой, И желт, и синь, и ал! (Луг.) - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отгадывают загадки. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ. Обсуждение (возможно в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. Обобщение |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Как вы себе представляете луг? Где вы видели луга? Что можно сказать о красоте луга? - Луг - это местность, на которой растут только травянистые растения. Луга часто располагаются по берегам рек, озер. - Рассмотрим план местности села Мирное. - Около реки Татьянки расположены луга. Они бывают заливные и суходольные. Заливные луга весной заливаются весенними водами, потому так и называются. Суходольные же получают влагу от выпадающих осадков. - Чем отличается луг от леса? - Рассмотрим внимательно растения луга. Как они растут? Как травянистые растения луга приспособились уживаться рядом друг с другом? Демонстрирует обучающимся гербарные экземпляры этих растений и показывает их на рисунках. - Какие растения расположились в верхнем ярусе? - Почему на лугу не растут деревья? - Второй ярус занимают клевер и мятник. Обратите внимание, что стебли этих растений значительно ниже стеблей растений первого яруса. Клевер и мятлик могут расти и развиваться в тени. - Какие растения растут в третьем ярусе? - Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами. Как же уживаются растения друг с другом? Организует работу в парах. - Богат и животный мир лугов. В основном это мелкие животные, так как крупным здесь очень трудно спрятаться, нет деревьев и кустарников. Рассмотрите рисунок в учебнике. Расскажите соседу по парте, каких животных можно встретить на лугу. - Почему на лугу крупные животные не живут? - Какие именно животные обитают на лугах, чем они питаются? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - На лугу растут только травянистые растения, а в лесу - деревья, кустарники и травы. - Растения луга растут так же ярусами, как и деревья в лесу. - В верхнем ярусе расположились светолюбивые растения с высокими стеблями: василек, колокольчик, тысячелистник. - На лугу не растут деревья, потому что в верхнем слое луговой почвы густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. - В третьем ярусе растут мхи. Как и в лесу, растения луга различаются по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести весной, другие цветут в середине лета. Это тоже помогает растениям приспособиться к совместному обитанию в сообществе. - Растения луга различаются по времени своего цветения. Одни цветут весной, другие - в середине лета. Работа в паре. - На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться. Поэтому на лугах они не живут. Зато там много мелких животных — насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц. - На лугу, как и в лесу, совместно обитают разнообразные живые существа. Они тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 52). Какие животные обитают на лугу? - Перепелок называют луговыми курочками. Они взлетают очень редко, в основном бегают по земле. Увидеть их трудно. - Скрываются в траве многочисленные мыши, которые являются пищей для хищных луговых птиц - канюка, пустельги. Кто живет в луговой почве? - Почему луг тоже называют природным сообществом? - Какие можно составить цепи питания, образующиеся на лугу? - Сколько ярусов на лугу? - Какие растения луга вы знаете? Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку). - Какие животные встречаются на лугу? - Какие насекомые живут на лугу? Организует работу в тетради № 2 (задания 20, 21, с. 18). - Составьте цепи питания, которые образуются на лугу |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - С цветка на цветок порхают бабочки. Обилие цветов дает пищу - нектар — пчелам, шмелям. В траве прячутся жуки, муравьи, кузнечики. Обилие насекомых дает пищу для лягушек и ящериц, а также для луговых птиц: перепелов, трясогузок, коростелей. - В луговой почве живут муравьи, черви, почвенные микробы. - Все обитатели луга: растения, животные, грибы, бактерии - тесно связаны между собой и зависят друг от друга. - Растение → кузнечик → ящерица; насекомое → перепел → канюк. - На лугу три яруса. Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы. Рассматривают рисунок расположения растений луга по ярусам в учебнике (ч. 2, с. 51). Выделяют ярусность растительного мира трав. Пишут названия растений каждого яруса. Составляют схему: Составляют цепи питания на лугу: Трава → гусеницы → птицы Цветы → бабочки → птицы |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату. Планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. — Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 50-54) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какие растения встречаются на лугу? - Каких насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих животных можно встретить на лугу? - Как связаны между собой организмы в сообществах? - Как животные луга приспособились к жизни на лугу? - Почему на лугах растут травянистые растения, а деревья и кустарники встречаются очень редко? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Луг - это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособлены к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов и лесных опушках, по краям болот. - На лугу растут тимофеевка, василек луговой, колокольчик, клевер, мятлик, щавель, тмин, лядвенец рогатый, ромашка лекарственная, нивяник. - Насекомые - бабочки, кузнечики, жуки, муравьи, кобылки, медведка (в почве); земноводные - жабы; пресмыкающиеся-ящерицы; птицы - трясогузка, перепел, коростель, канюк, пустельга, лунь; млекопитающие - мыши, полевки, крот (в почве). - Главные связи - пищевые. Но кроме этого, растения помогают животным укрываться от врагов. Животные помогают расселению плодов и семян растений. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |
||
Ресурсный материал к уроку
Графический диктант
- Если высказывание верно, поставьте знак “+”. Если высказывание неверно, поставьте знак “-”.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. Средний ярус - это мхи и лишайники.
3. На дереве обитают кроты и землеройки.
4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.
6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
7. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
Взаимопроверка по таблице:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Загадки
Растения
• Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка.)
• Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звона нет! (Колокольчик.)
• Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Завари - и будет чай.
Что за травка, отгадай! (Душица.)
• Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)
Насекомые
• Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)
• Прыгает пружинка - зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
• Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)
• Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчелы.)
• Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница.)