Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: объяснить, в чем значение лесов для природы и для жизни человека; формировать активную жизненную позицию в отношении охраны природных богатств; содействовать развитию умений работать с разными источниками информации, анализировать, высказывать собственную точку зрения |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся со значением леса в природе и жизни человека; научатся заботиться о лесе |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Личностные: видеть красоту природы и искусства |
|||
Образовательные ресурсы: поделки из природного материала |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Какой лес мы называем тайгой? - Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые”. - Какое особое отличие есть у лиственницы? - Какое дерево является символом России? - Это животное умеет не только прыгать, но и летать. - Плодами какого дерева являются жёлуди? - У какого животного пять черных полос на спине? - Как вы понимаете пословицы? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Объясняют пословицы: • Из леса всегда что-нибудь принесешь - даже если ни к чему не прикасался. Лес всегда тебя одарит. (Н. Сладков.) • Рощи да леса - всему краю краса. • Лес - это наше богатство. • Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади. • Бесценна нашего леса краса, Зеленое золото - наши леса |
Осуществлять актуализацию жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Выдвигает проблему. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Какие картины, изображающие лес, вы знаете? - Какие стихотворения о лесе вы знаете? - Лес называют “фабрикой” чистого воздуха (см. ресурсный материал к уроку). - Какую пользу приносит человеку лес? - Лес снабжает человека: грибами, ягодами, мясом птиц и зверей. Мех лесных животных идет на изготовление теплой одежды. В лесах много растений, из которых делают всевозможные лекарства. Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просачиваясь в землю, вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее. Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы. Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев сильно разрастаются в песке и ими удерживают его около себя. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. - И. И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”. - Лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля. А лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей. - Лес защищает и почву от ветра и потоков воды, хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера. - Весной снег в лесах тает медленно. Талые воды постепенно пополняют ближайшие водоемы. - Лес - основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа. - Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты. - Лес — это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года. - Лес одаривает людей своими дарами - грибами, ягодами, орехами. В лесу люди собирают лекарственные растения. -Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей. - Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок. - Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных. - В тайге все еще развит промысел пушных зверей |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Приводить убедительные доказательства в диалоге, Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Прочитайте стихотворение “Зеленая застава” С. Я. Маршака. Найдите строчки, где поэт говорит о значении леса для жизни полей. - Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 72). Расскажите о значении леса, его пользе. - Людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. - Люди заботятся и о животных - друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц. В этом оказать посильную помощь взрослым могут члены клуба “Мы и окружающий мир”. - Что вы можете сделать, чтоб помочь сохранить лес? - Какой вклад в увеличение лесных богатств вы можете внести? - Какие правила по охране леса вы знаете? - Что может произойти от оставленного в лесу стекла в жаркую летнюю пору? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Беречь книги, карандаши, мебель. - Помогать высаживать молодые деревца, огораживать муравейники, подкармливать зимой лесных обитателей, весной развешивать искусственные гнезда для птиц. - Во время прогулки в лесу нельзя ломать деревья, кустарники, рвать зря, бездумно цветы. Нельзя оставлять в лесу мусор - битые стекла, консервные банки, бумагу. - Осколок стекла может стать причиной пожара, если долго стоит жаркая погода. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 69-73), рассказ в хрестоматии “Почему говорят: лес - наше богатство?” (с. 121-122) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Что могут сделать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? - Как вы понимаете слова: “Много леса - береги, мало леса - не руби, а нет леса - посади”? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение “Русский лес” С. Никулина.* - Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. - Лес — это дом для зверей и птиц. - Лес — это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. - Лес - это кладовая, щедро отдающая людям свои дары: орехи, ягоды, грибы. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
||
* URL.: http://zanimatika.narod.ru/RF13.htm
Ресурсный материал к уроку
Лес - “фабрика” чистого воздуха
Все население земного шара потребляет кислород в таком количестве, какого достаточно для жизни почти пятидесяти миллиардов человек. А на Земле живет немногим более пяти миллиардов человек.
Дело в том, что кислород расходуется в больших количествах на горение. При сгорании тонны угля кислород расходуется в количестве, необходимом для жизни десяти человек в течение года.
Лес, а также искусственные насаждения - парки, скверы, сады - это наиболее мощное средство обеспечения чистоты воздуха. В лесном воздухе много кислорода. Растительность, окружающая населенные пункты, является мощным “санитаром”, фильтром воздуха, очищает его от пыли и вредных газов.
Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько его нужно для дыхания двухсот человек. Но лес не только производитель кислорода. Он смягчает климат, сохраняет полноводность рек, охраняет поля от губительных суховеев, препятствует росту оврагов и распространению песков.
А кроме этого, лес еще и источник красоты, радости человека. Нас становится на Земле все больше и больше, а леса не прибавляется. Нужно помнить: утрамбованная людьми почва не пропускает к корням влагу, и растения гибнут. Вот почему лес нужно охранять, относиться к нему бережно - не оставить бы после себя запустения. Давайте же любить и оберегать лес в благодарность за те блага, которые он дарит человеку.