БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для развития умения рассказывать об опасностях, которые возникают при неправильном поведении в лесу; содействовать развитию умений соблюдать правила безопасного поведения в лесу

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с правилами безопасного поведения в лесу;

научатся выполнять правила безопасного поведения в лесу

Meтапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни

Образовательные ресурсы: карточки красного, желтого, зеленого цветов, компасы; конверты со словами-подсказками; письма членов клуба “Мы и окружающий мир”

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Что вам известно о лесе? Почему нужно дружить с лесом?

- Расскажите об особенностях природы зоны лесов.

- Какие животные обитают в зоне лесов?

- Почему животные леса так разнообразны?

- Как охраняют животных леса?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Лес - это:

- “фабрика” чистого воздуха, лёгкие нашей планеты;

- источник чистой воды;

- место отдыха;

- аптека;

- дом для растений и животных;

- источник топлива и строительных материалов;

- кладовая ягод, орехов, грибов;

- зелёная одежда планеты

Выделять существенную информацию из текста.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова. Предлагает выбрать председателя очередного заседания клуба “Мы и окружающий мир”

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Желающие могут зачитать содержание ответов на те письма, которые они отправляли в Москву.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Председатель приглашает всех принять активное участие в очередном заседании клуба и просит рассказать о своих успехах в работе клуба.

Председатель объявляет тему заседания. По просьбе председателя один из членов клуба записывают на классной доске задание для всех присутствующих: составить правила безопасного поведения в лесу

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Один из членов клуба (которого учитель подготовил до заседания) рассказывает, как прошло подобное заседание в школе села Мирного.

- Все ли знают правила безопасного поведения в лесу? Ведь лес - это совсем другая жизнь, где каждое дерево, каждый листок - это свой мир, своя тайна. Отправляясь в лес, надо вспомнить все, что мы с вами изучали, и применять свои знания на практике.

- По плану работы клуба в конце учебного года должна состояться экскурсия в лес совместно с учениками первого класса. Поэтому члены клуба сочли необходимым обсудить правила безопасного поведения в лесу и довести их до сведения первоклассников. Председатель клуба Костя Погодин предложил вспомнить о местных приметах, которые помогают ориентироваться на местности. Миша вспомнил, как можно ориентироваться по солнцу. А Маша рассказала, как это делать с помощью компаса.

Организует работу в группах.

- Откройте план села Мирного (учебник, ч. 1, с. 28), найдите участок леса, куда ученики собираются на экскурсию.

- Этот участок леса находится в северо-западном направлении от школы. Именно на это просит обратить особое внимание всех членов клуба Костя Погодин, когда формулирует первое правило путешественников. Что это за правило?

- Расскажите о способе ориентирования по лесным просекам.

- Прочитайте правило в учебнике (ч. 2, с. 75). Война давно закончилась, но земля до сих пор хранит в себе заржавевшие патроны, гранаты, мины.

- В лесу вы можете встретить животных. Как нужно вести себя при этом?

- Рассмотрите плакат “Лесные жители”. Почему этих животных поместили здесь?

- Клещи падают на человека с листьев кустарников и деревьев. Прочитайте правила, которые необходимо соблюдать при встрече со змеей и во избежание укусов клещей.

- Представители Министерства чрезвычайных ситуаций - МЧС - подготовили для вас Памятку о правилах поведения в лесу, которую вы должны хорошо изучить, запомнить и брать с собой (см. ресурсный материал к уроку). Давайте прочитаем все пункты и ответим на вопрос: почему нужно так делать?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

Председатель предлагает ученикам вспомнить о способах ориентирования на местности.

Работа в группах. С помощью карточек красного, желтого и зеленого цветов ученики делятся на три группы.

Первая группа готовит краткое сообщение о том, как можно ориентироваться на местности по местным признакам. Эта группа получает конверт со словами-подсказками: муравейник, мох, лунки у стволов деревьев, пни деревьев, смола на деревьях, кора березы, дерево на опушке. С помощью этих слов ученики вспоминают признаки, о которых шла речь в параграфе учебника и в рассказах хрестоматии “Живые компасы”.

Вторая группа вспоминает, как можно определять стороны по солнцу, и поручает одному из учеников рассказать об этом на заседании.

Третья группа, получив компасы, вспоминает правила работы с этим прибором, о которых затем и сообщает одноклассникам

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание 36).

- Что нужно делать, чтобы все бережно относились к природе?

- Как нужно вести себя в лесу?

Организует чтение памяток с комментированием (см. ресурсный материал к уроку).

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Читают памятки и выполняют рисунки

Выбирать действия всоответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения учебным действием

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 74-78), рассказы из хрестоматии (с. 123-126). Выполнить в тетради № 2 задание 37

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Подумайте, какие бы правила поведения в природе вы предложили?

- Как добиться, чтобы все к природе относились бережно?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свои знания на уроке по “Лесенке успеха”:

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием







Ресурсный материал к уроку

Памятки

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

• Перед выходом в лес предупредите родных, куда идете.

• Если едете в лес на машине, подумайте, хватит ли бензина, чтобы проехать туда и обратно.

• Не в сумке, а в кармане всегда имейте нож, спички в сухой коробочке, а также часы, которые помогут и не паниковать и ориентироваться, как по компасу.

• Одевайтесь ярко - в камуфляже вас могут не найти и с трех метров, предпочтительнее рыжие, красные, желтые, белые куртки, хорошо наклеить светоотражающие полоски или рисунки.

• Старайтесь не уходить далеко от знакомого маршрута, не “срезайте угол” по незнакомой местности, особенно по болоту.

• Если кто-то из ваших близких потерялся в лесу, сразу же вызывайте спасателей. Нередко самостоятельные поиски приводят только к затаптыванию следов, по которым можно было бы отыскать человека.

• Если вы пытаетесь, например, докричаться или догудеться (сигналом автомашины) до потерявшегося, ждите его на одном месте достаточно долго. Иногда найденные люди рассказывают, что шли на сигнал, но, выйдя, обнаруживали, что машина только что уехала, не прождав их и пятнадцати минут. А ведь выбежать из леса быстро довольно затруднительно.

• Нельзя забывать и о том, что поход в лес - это сильные физические нагрузки, которые непривычны для городских жителей. Поэтому учитывайте, что в лесу человеку может стать плохо. Если у вас есть еще какие-то хронические заболевания, то они могут обостряться, поэтому без необходимых медикаментов в лес идти нельзя. И, конечно, нужно иметь при себе хотя бы минимальный запас воды, чтобы в случае необходимости можно было запить лекарства.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ

Для того чтобы, оказавшись в одиночестве в лесу, остаться в живых, нужны элементарные первоначальные знания и огромное желание найти выход из сложившейся ситуации. Специалисты рекомендуют заблудившемуся прежде всего крепко обнять дерево и успокоиться.

• Не паникуйте, остановитесь и подумайте: откуда пришли, не слышно ли криков, шума машин, лая собак. Выйти к людям помогают различные звуки: работающий трактор (слышно за 3-4 километра), собачий лай (2-3 километра), проходящий поезд (до 10 километров). Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы за 6 километров, колокольни и башни - за 15 километров. При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего “выходить на воду” и двигаться вниз по течению. Ручей обязательно выведет к реке, река - к людям.

• Если есть возможность, немедленно свяжитесь со специалистами Единой службы спасения по телефону: 112 или 01 (звонок бесплатный).

• Если точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте, разведите костер, пойте песни - по дыму и голосу найти человека легко.

• Собираясь ночевать, сделайте постель из лапника, костер желательно поддерживать всю ночь - для этого киньте туда пару толстых веток.

• Если ищете дорогу сами, старайтесь не петлять, ориентируйтесь по солнцу, хорошо, если удалось выйти на линию электропередач, железную дорогу, газопровод, реку: идя вдоль этих объектов, всегда выйдете к людям, пусть и не там, где предполагали.

• Подавать звуковые сигналы можно ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу.

• При необходимости движения можно ориентироваться по сторонам света даже без компаса. Так, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. Смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны менее обильно, чем с южной. Все эти признаки бывают отчетливо выражены у отдельно стоящего дерева на поляне или опушке.

• Не пробуйте сокращать путь. Не паникуйте, если поймете, что начинаете кружить. Это обычное явление. Называется “фокусом правой ноги”. Один шаг у людей всегда короче другого. Как бы вы ни старались идти прямо, вас обязательно будет заносить в сторону. В горах петля будет короче, на равнине - длиннее. Лучше всего, сделав один круг, не пытаться перехитрить судьбу и делать второй, третий. Чтобы выдержать намеченное направление, необходимо выбирать хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м маршрута. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться от прямого направления.

• Наиболее коварные препятствия в тайге - это болота и трясины. Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигаются несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу.

• Если необходимо организовать временную стоянку, это нужно сделать на сухом месте. Построить убежище из подручных материалов, развести костер, пополнить запасы пищи из кладовой природы и ожидать прихода помощи. Расположиться лучше всего поблизости от ручья или речушки, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды. Кроме того, прохладный ветерок, постоянно дующий в ночные часы, будет лучшей защитой от нападения полчищ гнуса, чем дымокурные костры. Временным укрытием могут служить навес, шалаш, землянка. В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса.

• Сделайте себя видимым. Прежде всего необходимо найти открытое место, лучше на возвышении, соорудить на ближайшей же полянке три высоких (метра три) креста из еловых сучьев. Если есть спички, можно разжечь три костра или пяткой проделать в земле три глубокие бороздки, или сложить три каменные кучки вблизи тропы, поскольку спасатели, как правило, идут по ней. Одним словом, устанавливать такие знаки, каких в обычной природе не существует и которые могут быть видны с вертолета. Можно, к примеру, повесить на елку украшения из мусора (бутылки, банки, пакетики от чипсов и т. п.).

РАЗВЕДЕНИЕ ОГНЯ

Прежде чем разводить огонь, следует принять все меры для предупреждения лесного пожара. Это особенно важно в сухое, жаркое время года. Место для костра выбирают в стороне от хвойных и - особенно - высохших деревьев. Тщательно очищают пространство на метр-полтора вокруг от сухой травы, мха и кустарника. Если почва торфяниста, то, чтобы огонь не проник сквозь травяной покров и не вызвал возгорания торфа, насыпают “подушку” из песка или земли. Зимой при высоком снежном покрове снег тщательно утаптывают, а затем сооружают помост из нескольких стволов деревьев.

Используйте в качестве топлива высохшие деревья и ветки. В мокрую погоду сухое топливо можно найти под стволами поваленных деревьев. В качестве топлива можно использовать сухие травы, а иногда даже уголь или торф, которые могут находиться на поверхности почвы. Также могут быть использованы и некоторые растения, но ни в коем случае не ядовитые. Для разведения огня можно воспользоваться тем, что быстро зажигаются, к примеру, маленькие бруски сухого дерева, еловые шишки, кора деревьев, хворостинки, засохшие еловые иглы, травы. Даже в дождь смола еловых шишек или сухие пни быстро загорятся.

Сухая кора березы также содержит смолистые вещества, которые быстро загораются. Для разжигания огня пользуются сухими веточками, которые обстругивают так, чтобы стружка оставалась на них в виде “воротничка”. Поверх укладывают тонкие щепочки, расщепленную сухую кору (лучше березовую), высохший мох. Топливо в костер добавляют понемногу. По мере увеличения пламени можно класть более крупные ветви. Укладывать их надо по одной, неплотно, чтобы обеспечить хороший доступ воздуха. Если забыть об этом, даже жарко горящий костер может “задохнуться”. Защитите огонь от ветра при помощи щита (ветролома) или отражателя, который направит тепло в необходимом направлении. Правильно поддерживайте огонь. Используйте свежесрубленные бревна или торец толстого гнилого бревна, чтобы огонь горел медленно. Защищайте красные огоньки от ветра. Покрывайте их пеплом и сверху слоем почвы. Таким образом вам легче будет поддерживать огонь, чем разводить его заново.

Маленький огонь легче разводить и контролировать, чем большой. Несколько маленьких костров, разведенных в холодную погоду вокруг вас, дадут больше тепла, чем большой костер.

Для приготовления пищи и просушивания одежды наиболее удобен костер “шалаш”, дающий большое ровное пламя, или “звездный” - из 5-8 расположенных звездообразно сухих стволов. Их поджигают в центре и сдвигают по мере сгорания. Для обогрева во время ночлега или холодную погоду на толстый ствол веером укладывают 3-4 стволика потоньше. Такой костер называется таежным. Для обогрева в течение продолжительного времени пользуются костром. Два сухих ствола укладывают один на другой и закрепляют по концам с обеих сторон кольями. Между стволами вставляют клинья и в просвет закладывают растопку. По мере обгорания древесины пепел и золу время от времени очищают. Уходя с места стоянки, тлеющие угли тщательно загасите, залейте их водой или забросайте землей.

РАЗВЕДЕНИЕ ОГНЯ БЕЗ СПИЧЕК

Прежде чем попробовать зажечь огонь без спичек, приготовьте несколько сухих легковоспламеняющихся материалов. Затем укройте их от ветра и влаги. Хорошими веществами могут быть гниль, лоскутки одежды, веревка или бечевка, деревянные стружки и опилки, птичьи перья, шерстистые ворсинки растений и т. п.

Объектив фотоаппарата, выпуклая линза от бинокля или телескопа, наконец, зеркало могут быть использованы для фокусирования солнечных лучей на легковоспламеняющиеся вещества.

Для того чтобы быстро зажечь сухой трут в случае отсутствия спичек, можно воспользоваться таким способом: в качестве кремня возьмите твердый кусок камня, держите кремень как можно ближе к труту и ударьте им о стальное лезвие ножа или о какой-нибудь маленький брусок стали. Ударяйте так, чтобы искры попадали в центр трута.

ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ

Отсутствие воды в течение суток отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его работоспособность, волевые качества, вызывает быструю утомляемость. При ограниченных запасах воды организм с потом теряет много жидкости и обезвоживается, поэтому очень важно снизить потоотделение. Этого можно достигнуть, защитив себя от прямой солнечной радиации с помощью простейшего солнцезащитного тента, ограничив физическую нагрузку в жаркое время суток, увлажняя одежду и т. д.

1. Дождевая вода. Чтобы собрать дождевую воду, выкопайте ямку и выложите ее большими листьями, чтобы собранная вода не впиталась в землю.

2. Роса. Когда идет дождь, обвяжите тканью дерево. Вода, стекающая вдоль ствола, будет задерживаться и капать в емкость, поставленную внизу.

3. Вода из природных источников. Перед употреблением воды из реки, ручья и других водоемов ее необходимо (по возможности) вскипятить.

4. Все растения постоянно испаряют хотя бы небольшое количество воды, ее можно уловить с помощью обыкновенного мешочка из полиэтилена. Мешочек надевается на куст, ветку дерева и завязывается у основания. Вода, испаряемая растением, оседает в виде капель на внутренней поверхности полиэтилена, которые скапливаются в нижней части пакета. За час в зависимости от величины растения можно собрать до 50-80 мл воды. Важно, что этот способ практически не требует никаких физических усилий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]