Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени; объяснить понятия “месяц”, “год”, “век”, основные события; учить ориентироваться по ленте времени; повторить основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля (сосновый, дубовый, белокаменный, красно-каменный) с XII по XV век |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с понятиями “месяц”, “год”, “век”; основными событиями, связанными с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; получат представление о ленте времени; научатся ориентироваться по ленте времени |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
|||
Образовательные ресурсы: бумага, цветные карандаши, карточки с названием времен года |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки: • Пришел вол – Весь народ умолк, Ясен сокол прилетел - Весь народ повеселел. (Ночь и день.) • Вышел старик-годовик, Махнул рукавом, И полетели двенадцать птиц, У каждой птицы по четыре крыла, В каждом крыле по семь перьев, Каждое крыло с одной стороны черное, А с другой — белое. (Год, месяцы, недели, ночи, дни.) • Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.) • Стоит дом в двенадцать окон, В каждом окне по четыре девицы, У каждой девицы по семи веретен, У каждого веретена разное имя. (Год, месяцы, дни, ночь, день.) • Ежегодно приходит к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. Составляют ребусы про весенние месяцы года: апрель, март, май. |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадку: • Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отгадывают загадку: время. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Что такое год? - Что такое век? - Что такое тысячелетие? - Для того чтобы не потеряться в бесконечном времени, люди выбирают в прошлом событие, которое становится точкой отсчета. Это событие называется эра. От него отсчитывают дни, годы, века в одну и другую сторону. - Для того чтобы наглядно представить себе последовательность времени, можно использовать ленту времени. - Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 104). Что изображено на рисунке? - Как расположены месяцы? - Как вы это определили? - Рассмотрите ленту времени в учебнике (с. 106). Это изменения Московского Кремля, которые происходили с XII по XV век. - Откройте первый форзац учебника по математике и еще раз познакомьтесь с таблицей веков. - Век - это 100 лет. В таблице века обозначают римскими цифрами, а года - арабскими. Когда начался XXI век и когда он закончится? До этого был XX век, который длился с 1901 по 2000 год. - Рассмотрите ленту времени, на которой показаны события, связанные с изменением облика Московского Кремля. Сначала Кремль был сложен из сосновых бревен. Затем построили новые стены из крепких дубовых бревен. Деревянные стены заменили белокаменными, а позже был выстроен кирпичный Кремль. - В каком веке Московский Кремль был деревянным, или, иначе говоря, первое упоминание о Москве? - В каком веке стены Московского Кремля стали бело-' каменными? - Как изменился облик Московского Кремля в XV веке? Проводит динамическую паузу в виде игры. Предлагает ученикам встать возле парт. Называет какой-либо месяц года, а ученикам нужно назвать следующие за ним месяцы |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Год - это отрезок времени в 12 месяцев. - Век - это отрезок времени в 100 лет. - Тысячелетие - это отрезок времени в 1000 лет. Рассматривают рисунок ленты времени и отмечают, что схема условно разделена на временные отрезки - 4 времени года. В свою очередь, каждый отрезок разделен на три части. Из этой ленты времени сразу видно, какое время года за каким следует и сколько месяцев длится каждый сезон. - Календарь месяцев - год. - Месяцы расположены по сезонам года. Каждый сезон обозначен своим цветом, и у него свои месяцы. Работа в парах. Используя таблицу учебника математики, один из учеников по ленте времени говорит, в каком веке происходили эти изменения Кремля. А его сосед вспоминает имена великих князей, с которыми связаны эти события. Затем одна из пар предлагает свой вариант ответа классу. - В XII веке Московский Кремль был деревянным. - В XIV веке стены Московского Кремля стали белокаменными. - В XV веке построили новый из красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас. Выполняют динамическую паузу: стоят около парт. После того как учитель назовет месяц года, называют все следующие за ним месяцы и делают зарядку |
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Расположите в нужной последовательности единицы времени: день, век, месяц, неделя, сутки, час, год, эра. - Нарисуйте ленту времени, чтоб на ней поместился 21 квадратик, что соответствует векам нашей истории. Поставьте 0 в том месте, где начинается наша эра (см. ресурсный материал к уроку). - Запишите, в каком веке произошли эти события: • Куликовская битва - 1380 г. • Основание Москвы - 1147 г. • Открытие Америки - 1492 г. • Принятие христианства на Руси - 988 г. • Изобретение первой машины в России - 1763 г. - Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже года: 1850 г.-... 1700 г.-... 1240 г.-... 2005 г.-... 5 г.-... 1120 г.-... 86 г.-... 1961 г.-... 1399 г.-... 1599 г.-... - Нарисуйте свою ленту времени. Отметьте на ней наиболее запоминающиеся события и назовите их соседу по парте. - Ответьте на вопросы в учебнике (с. 107). Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание 50) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Записывают последовательность: Час - день - сутки - неделя - месяц - год — век - эра. Записывают ответы: - Куликовская битва - XIV в. - Основание Москвы -XII в. - Открытие Америки - XVв. - Принятие христианства на Руси -X в. - Изобретение первой машины в России - XVIII в. Указывают век: 1850 г. - XIXв. 1700 г. - XVIII в. 1240 г. - XIII в. 2005 г. - XXI в. 5 г. - I в. 1120 г. - XII в. 86 г. - I в. 1961 г. - XX в. 1399 г. - XIV в. 1599 г. - XVI в. Выполняют работу в тетради |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 103-107) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? Какой сейчас год? А какой месяц? Сколько месяцев составляют год? А сколько в году времен года? Сколько месяцев составляют каждое время года? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Год составляют 12 месяцев. Каждый год природа России переживает 4 сезона - 4 времени года: зиму, весну, лето, осень. Каждый сезон длится 3 месяца. - Наглядно представить себе последовательность смены времен года и месяцев, которые их составляют, помогает рисунок ленты времени сезонов года в учебнике (с. 106). - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием |
||
Ресурсный материал к уроку
Лента времени
0 |
988 г. |
1147 г. |
1380 г. |
1492 г. |
1763 г. |
|||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
XIV |
XV |
XVI |
XVII |
XVIII |
XIX |
XX |
XXI |