Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с замечательными городами России, их достопримечательностями; учить называть и показывать города России; вызвать у обучающихся чувство восхищения и необходимости изучения истории своей страны, гордости за своих предков, которые создали и сохранили историческое наследие |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с древними городами России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России; научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы); планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих людей; используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка, УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков |
|||
Образовательные ресурсы: иллюстративный материал по городам Золотого кольца (альбомы, открытки) |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит тест по теме “Единицы измерения времени”. - Выберите верный ответ: 1. Самая крупная единица времени: а) час; б) минута; в) год. 2. Какое из утверждений верное? а) Час - это 60 минут; б) в году 12 месяцев; в) сутки - это 12 часов; г) в неделе 5 суток. 3. В каких утверждениях есть ошибки? а) Летние месяцы: август, сентябрь, октябрь; б) зимние месяцы: декабрь, январь, февраль; в) времена года: зима, весна, лето, январь |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют тест. Выбирают верный ответ. Ключ к тесту: 1 - в. 2 - а, б. 3 - а, в |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
ІІІ. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Форма проведения урока: экскурсия по древнерусским городам. - Есть ли красивые постройки в нашем городе? Расскажите о них. - Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию (заочную) по древнерусским городам, которые называют Золотым кольцом России. Садимся в автобус и отправляемся в путь. Первый город, который мы посетим, - это Сергиев Посад. Город назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. Но наибольшую популярность завоевала Сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли “столицей потешного царства”. Купить игрушку у стен Лавры - значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам. - Рассмотрите стены монастыря на рисунке (ч. 2, с. 111). Они усилены 11 сторожевыми башнями, которые тянутся более чем на 1120 метров. Их высота достигает 15, а толщина - 10 метров. В 1918 году здесь был основан художественно-педагогический музей игрушки. В Сергиевом Посаде находятся НИИ игрушки и единственный в стране колледж игрушки. Вместе с музеем игрушки этот необычный комплекс сохраняет за городом славу “столицы потешного царства”. Именно здесь родилась известная во всем мире русская матрешка. Сейчас монастырь представляют постройки XVIII-XIX веков. Главные из них - Покровский собор (1811-1816 гг.) и Никольский храм (1899-1904 гг.). - Следующий город Золотого кольца - это Переславль- Залесский. - У Плещеева озера, в ста километрах от Москвы, раскинулся этот город. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. В 1152 г. здесь, на пересечении торговых путей, князь Юрий Долгорукий основал новый город. Переславль некогда был богат и знаменит. Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся в городе и ставший затем князем в Новгороде. Переславцы не забыли имя великого полководца. На Красной площади князю Александру Невскому благодарные земляки установили памятник. После присоединения в 1302 г. к Московскому княжеству Переславль видел почти всех великих князей и царей. Современный Переславль, несмотря на целый ряд крупных промышленных предприятий, остается заповедным местом. Город пленяет каждого каким-то особенным уютом, спокойствием узких улочек, тихим течением Трубежа, перевернутыми лодками возле аккуратных домиков, расположившихся по обе стороны улицы-реки. На Красной площади недалеко от Спасо-Преображенского собора в 1585 г. была поставлена церковь Петра Митрополита в честь видного церковного деятеля XIV в., первого митрополита Москвы - Петра. Форма шатра этого храма унаследована от деревянных русских церквей. Каменные шатровые церкви - большая редкость. К этому типу храмового строительства относится всемирно известный храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Не забыта переславцами история создания “потешной флотилии”. Один из уцелевших петровских ботов - “Фортуна” - хранится в музее “Ботик”. Музей-усадьба “Ботик” расположена в трех километрах южнее города на берегу Плещеева озера. Овеянное легендами Плещеево озеро, изумительное по красоте и чистоте, представляет собой одну из главных ценностей Переславля-Залесского. Для сохранения уникальной природно-исторической среды на территории города в 1988 г. создан Переславский национальный парк. - Вот мы подъезжаем к самому древнему городу Золотого кольца - Ростову Великому. Великими называли только два города - Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, город с тысячелетней историей, центр культуры и искусства Древней Руси, родину сказочных богатырей и героев. “Повесть временных лет” упоминает в 862 г. в числе русских городов и Ростов. В XI в. Ростов - столица обширного Ростово- Суздальского княжества. В 1070 г. город становится центром Ростовской епископии. Ко времени татарского нашествия город имел каменный собор, княжеский двор с палатами и церковью, епископский двор и несколько монастырей, среди которых был и Григорьевский затвор, где уже в начале XIII в. возникла школа иконописания и было учреждено духовное училище. В 1474 г. Ростовское княжество было присоединено к Москве. К XVI в. из всего своего былого величия Ростов сохранил значение крупного торгового центра, так как через город проходил важный торговый путь на север из Москвы в Архангельск, и одного из крупнейших епархиальных центров Руси. В 1589 г. в Ростове учреждена Митрополия. В этот период в Ростове начинается интенсивное каменное строительство, складываются архитектурные ансамбли, дошедшие до наших дней. Во второй половине XVII в. при митрополите Ионе III Сысоевиче, крупнейшем церковном и государственном деятеле своей эпохи, сооружается Архиерейский двор, в XIX в. получивший название Ростовский кремль. Многое из того, что и сегодня восхищает нас в Ростове, связано с именем Ионы Сысоевича. Это не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора, которая была построена по повелению владыки в 1682-1687 гг. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой - Сысой, весом 32 тонны. Звон колоколов ростовской звонницы слышен в радиусе двадцати километров. - Сейчас мы подъезжаем к городу на Волге - Угличу. Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 г. Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу “ради сбора дани”. Археологические раскопки подтвердили, что эти места обжиты людьми много тысяч лет назад. Древнейшая стоянка первобытного человека близ села Золоторучье относится к периоду палеолита. Крупный клад арабских серебряных монет VII—IX вв. был найден на заволжской стороне Углича в 1879 г. В X в. на месте Угличского кремля возникло дружинное варяжское поселение, положившее начало городу. В 1148 г. город впервые упомянут в общерусских летописях под названием “Углече-поле”. В XIII в. он становится столицей небольшого княжества, земли которого раскинулись по левобережью Волги в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В 1238 г. город был занят татарскими войсками. Приблизительно в 1326 г. Угличское княжество стало уделом Московского. В XV столетии город - один из значительных политических, экономических и культурных центров Русского государства. Здесь чеканили свою монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги. В советское время строительство гидроэлектростанции и заводов очень сильно изменило облик города. На окраинах возникли новые районы, улицы, но было уничтожено и утрачено большое число ценных памятников-храмов, художественных и исторических реликвий. И только реставрация 1950-1980 гг. позволила многое сохранить и сберечь для будущего. - Мы въехали в самый крупный волжский город Золотого кольца - Ярославль. Мирная жизнь города была нарушена в XIII в. нашествием татарских полчищ. В 1238 г. Ярославль, как и множество других городов, был сожжен и разорен. За годы войны город сильно пострадал, но восстановление шло чрезвычайно быстро. Вскоре Ярославль по занимаемой площади и количеству жителей стал уступать только Москве. В XVIII в. Ярославль получил “регулярный план” застройки. Центром города стала Ильинская площадь, от которой правильными лучами расходились улицы. В XVIII в. в Ярославле был создан первый в России общедоступный театр. Имя его создателя - Федор Волков. Сегодня Ярославль - крупнейший промышленный и культурный центр России. Над городом проносились войны, пылали пожары, менялся облик улиц и площадей Ярославля. Но неизменным остается значение города как сокровищницы русской культуры. В XVII—XVIII вв. в Ярославле большое распространение получило использование поливной керамики при отделке архитектурных сооружений. Богоявленская церковь (1684-1693 гг.) построена из красного кирпича, и это сочетание камня с обильно украшающими ее зеленоватыми изразцами придает сооружению нарядный и праздничный вид. Церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654 гг.), Николы Мокрого (1665-1672 гг.) украшены декоративными поливными изразцами. Наличник окна церкви Иоанна Златоуста достигает трехметровой высоты. Керамическими плитами украшали и главы церквей. Правда, потом мода на керамику прошла, и купола стали покрывать железом. Ярославская научно-реставрационная мастерская наладила производство цветных изразцов в соответствии со старинными рецептами. Эти изразцы применяются при реставрации памятников архитектуры. Старейшая сохранившаяся постройка Ярославля - это Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (1506-1516 гг.). Собор служил усыпальницей князей и знатных ярославцев. - А этот город построили всего на пять лет позже Москвы. Кострома. Город был основан в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар. Из источников явствует, что “были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри”, а скрывались здесь разбойники, от которых “и совсем проезду не было”. Юрий Долгорукий “морем пламенным” расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома. Во второй половине XVIII в. в жизни города происходят перемены. В 1773 г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Вскоре был утвержден генеральный план перестройки города. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений. В 1778 г. Кострома стала столицей губернии, в связи с чем началось строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города. Ипатьев Троицкий монастырь основал в 1330 г. татарский князь Чет, предок Годуновых. Князь Чет принял крещение по случаю. Проезжая в Москву через костромские земли, Чет тяжело заболел. Находясь при смерти, татарский князь удостоился чудесного явления. Чет узрел Пресвятую Богородицу с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Усердно помолившись, князь получил исцеление и тогда же построил каменную церковь Живоначальной Троицы с приделами апостола Филиппа и святого Ипатия. В церкви Чет поместил икону, изображавшую его видение. В монастыре погребены основатель его Чет и Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя. В стенах монастыря находится Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник “Ипатьевский монастырь”. - Рассмотрите в учебнике (с. 118) церковь Воскресения на Дебре. Из какого камня построена церковь? (Из красного кирпича.) - Рассмотрите фигурки животных в кирпичных окошках. - А сейчас рассмотрим фрески Гурия Никитина и Силы Савина. (На доске иллюстрации - фрески из Троицкого собора.) - Отправляемся в путь. Если вы еще не были в Суздале, то сегодня мы побываем там. Это город, который, по праву, считают “жемчужиной” Золотого кольца. Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 г. и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры. В XI в. Суздаль - крупный город на северо-востоке могущественной Киевской державы, в середине XI в. он достигает наивысшего расцвета: становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром. Это было во времена княжения сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В 1152 г. в загородной княжеской резиденции в селе Кидекша на берегу Нерли по указу Юрия Долгорукого была построена церковь Бориса и Глеба, положившая начало белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси. При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском столица княжества была перенесена во Владимир. Трагические события монголо-татарского нашествия наносят экономике и культуре края тяжелый урон: Суздаль был сожжен и разграблен, значительная часть населения города уведена в плен. После нескольких безуспешных попыток в XIV в. вернуть себе былое значение и политическую самостоятельность Суздаль к XV в. входит в состав Московского княжества. XVI-XVII вв. - период интенсивного строительства в Суздале. В это время формируются все ныне существующие ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли древнего Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей. Древнейшая часть Суздаля - Кремль (продолжение см. в ресурсном материале к урокам) |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Заранее подготовленный ученик рассказывает. - Троице-Сергиев монастырь стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек Кончуры и Вондюги. Монастырь был основан в 30-40-х гг. XIV в. братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой. В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого монастырь был превращен в мощную крепость, имевшую оборонительное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня. В 1608-1610 гг. монастырь шестнадцать месяцев находился в осаде польско-литовских интервентов. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность и способствовал росту авторитета монастыря. При Петре Iмонастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. Во время Стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрывался за стенами монастыря. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений. Сегодня Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Московская духовная академия и семинария и музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV-XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное пособие по истории русского зодчества, музей под открытым небом. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заранее подготовленный ученик рассказывает: - Горицкий Успенский монастырь, возникший в XVI веке при Иване Калите, находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду. В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Из сорока семи залов музея почти половина занята картинной галереей. Здесь представлены полотна Шишкина, Маковского, Юона, Коровина и других мастеров русской живописи. Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов, возникший в 1508 г. Монастырь был основан иноком Даниилом, впоследствии крестным отцом Ивана Грозного. Главное здание монастыря - Троицкий собор - построено в 1532 г. В 1662 г. костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин покрыли стены собора фресковой росписью. Особенно интересно изображение Христа в куполе. В 80-90-х гг. XVII в. на средства князей Барятинских были сооружены Всехсвятская церковь, колокольня, Трапезная и Братский корпус. Все здания монастыря скомпонованы в единый ансамбль, который возвышается над деревянной застройкой бывшей монастырской слободы. Ныне это действующий монастырь. При въезде в город со стороны Москвы стоит Федоровский монастырь. Согласно легенде, монастырь возник уже в XIVв., но известность он приобрел после того, как в 1557 г. у Ивана Грозного родился сын Федор, названный так в честь святого, которому посвящен монастырь. В честь рождения сына царь повелел построить в монастыре собор Федора Стратилата. А на месте рождения царевича Федора была поставлена часовня “Крест”, сохранившаяся до наших дней. Она находится в трех километрах южнее Переславля-Залесского. К северу от города, на возвышенном берегу Плещеева озера, расположился Никитский монастырь. Это древнейший монастырь в городе. Он основан в начале XII в. Монастырь получил известность во второй половине XII в. к моменту смерти Никиты Столпника — переславского чудотворца. Сохранилась часовня на месте его кельи. Центром архитектурного ансамбля монастыря является Никитский собор, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Этот храм превосходит по размерам все храмы XVI в. Внушительные стены и башни монастыря (XVI в.) помогали охранять подступы к городу с севера и выдержали польско-литовскую осаду в XVII в. С 1993 г. Никитский монастырь является действующим мужским монастырем. Никольский монастырь в Рыбной Слободе существует с 1350 г. Каменные сооружения появились здесь в конце XVII в. Из построек более всего сохранилась надвратная церковь Петра и Павла (1748 г.). С 1993 г. это действующий женский монастырь. От древнего города, строительство которого завершил сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский, сохранились только земляные валы и Спасо-Преображенский собор (1157), старейшее сооружение Северо-Восточной Руси, один из ранних образцов владимиро-суздальского зодчества. Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает своей суровостью и неприступностью. Внутреннее убранство храма, к сожалению, утрачено. Но отдельные фрагменты росписи, иконы, церковная утварь находятся в крупнейших московских музеях. В соборе похоронены сын и внук Александра Невского. На площади перед храмом сооружен памятник великому полководцу. Заранее подготовленный ученик рассказывает: -Князь Андрей Большой (1462-1491 гг.) вел каченное строительство в кремле и окрестных монастырях. 15 мая 1591 г. в северо-восточном углу Угличского кремля при загадочных обстоятельствах погиб последний отпрыск династии Рюриковичей - царевич Димитрий. Это событие имело роковое и трагическое значение для России. Оно стало прелюдией Смутного времени - кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев, интервенции и разорения страны. Углич подвергся страшному разгрому в 1610-1611 гг., и только со второй половины XVII в. в городе вновь развернулось строительство каменных храмов. В правление Екатерины II город стал центром уезда. В 1784 г. утверждается регулярный план его застройки, по которому вместо свободно разбегавшихся от крепости извилистых улиц прокладывались прямые магистрали, формировались прямоугольные кварталы. В XIX в. Углич превратился в провинциальный городок, где действовало несколько небольших кожевенных, полотняных и бумажных предприятий. Значительная часть населения уходила на заработки в столицу. Заранее подготовленный ученик рассказывает: - На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя. По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. Гербом нового города стал медведь с секирой в лапах. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества. На левом берегу Волги чуть выше Ярославля стоит Толгский Свято-Введенский монастырь. Основан этот монастырь в 1314 г. Толгский монастырь закрыли в 1926 г. Здесь обосновалась детская воспитательно-трудовая колония. Обитель пришла в ужасающее состояние. Древнейший Крестовоздвиженский храм превратился в руины, крепостные стены разбирали на кирпич, фрески замазывали дегтем. В 1987 г. монастырь был передан церкви. В следующем году колония покинула монастырь, и здесь поселились послушницы-сестры. Это первая возродившаяся обитель на территории России. В 1992 г. были отреставрированы Спасский (XVIII в.) и Никольский (1672 г.) храмы, частично Введенский собор (1681- 1688 гг.). Спасо-Преображенский монастырь основан в 1216 г. князем Константином Всеволодовичем. В 1550-1580 гг. вокруг монастыря были возведены каменные стены и башни. Монастырь превратился в сильную крепость, где хранилась государева казна и стоял стрелецкий гарнизон. Оборону в течение трех недель выдержали стены монастыря в 1609 г. во время оккупации Ярославля поляками. В 1612 г. в монастыре формировалось народное ополчение под руководством Минина и Пожарского, и обитель стала фактически центром страны. Заранее подготовленный ученик рассказывает: - Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово “кострум” - “крепость” (когда-то здесь жили финно-угорские племена). По другой версии, название связывают с языческим обрядом. “Костромой” назывался в этих местах праздник, напоминающий Масленицу. Во времена татаро-монгольских нашествий город был разорен и сожжен. В 1272 г. костромичи разбили отряд татарских сборщиков дани у Святого озера, и татары были сброшены в воду. Разорение претерпел город в период борьбы Москвы и Твери за великое княжение. В XV в. Кострома трижды опустошалась пожарами. С периодом Смутного времени связана история подвига Ивана Сусанина. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу... XVII век - расцвет Костромы, превратившейся в богатый купеческий и ремесленный город. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебреники, холщевники. Костромские кожевенные изделия известны были за границей. Славилось костромское мыло, по всей стране расходились костромские весы, замки, холсты. Заранее подготовленный ученик рассказывает: - В XVIII в. в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на посаде. К началу XIX в. городской ансамбль Суздаля складывается окончательно. У Суздаля - счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков город не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Виноградов — эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей. И хотя в XVIII—XIX вв. Суздаль превратился в рядовой провинциальный город, в 70-е годы XXв. он обрел новое дыхание, но уже как крупный центр туризма. Привычным стало название Суздаля - “город-музей”. А впервые появилось оно в 1923 г., когда после обследования Суздаля губернская комиссия по делам охраны памятников искусства и старины пришла к выводу, что “...весь Суздаль является большим музеем, и сохранение всех его памятников в неприкосновенности диктуется интересами науки и искусства”. По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Ныне здесь на площади 9 кв. км сохраняется свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры XII-XIX вв. Оставшись в границах XVIII в., Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - От Суздаля совсем недалеко и до города Владимира. В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера - речкой Лыбедью, с востока и запада - глубокими оврагами. Новая крепость была названа Владимиром - в честь основателя. Наследник Мономаха- князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, развернул затем строительство новых крепостей на Суздальской земле. Им были основаны города: Москва, Переславль-Залесский, Кидекша, Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород. Во Владимире князь отстроил новый княжеский двор с церковью во имя своего небесного покровителя Георгия (1157 г.). Стремительный рост города определил его превращение в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158-1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо, прозванный так из-за многочисленного потомства. В 1238 г. город был разорен и сожжен татарами. Подняться до былой высоты Владимир уже не сумел. В XIV в. Владимир вошел в состав Великого княжества Московского. - Рассмотрите собор в учебнике (с. 121). Он был заложен в 1158 г. одновременно с началом строительства оборонительного кольца вокруг города. Для возведения собора “Бог привел мастеров из всех земель”, в том числе из западных стран. В 1185 г. собор пострадал во время сильного пожара. Восстановить в прежнем виде Успенский собор не удалось. Поэтому храм окружили галереями, по углам которых поставили четыре главы. - Последний город, который мы посетим, - Гусь-Хрустальный. Он завершает Золотое кольцо древнерусских городов (см. ресурсный материал к урокам) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Задания 53, 55 в тетради для самостоятельной работы № 2. Ученики рассматривают план города Костромы. Он напоминает веер. Там, где улицы, расположенные в виде веера, сходятся, и построены Торговые ряды. Школьники обводят их на плане кружком. В прежние времена каждому товару отводилось свое место. Об этом мы узнаем в наши дни по названиям Торговых рядов (Масляничные, Пряничные, Мучные, Табачные и т. д.). Заранее подготовленный ученик рассказывает: - Сегодня Владимир - областной центр, обладающий мощным промышленным потенциалом и богатейшим культурным наследием. Золотые ворота — редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены. Впервые здание пострадало в 1238 г., когда город осадили татары. В XV в. надвратную церковь реконструировали. Новые повреждения здание получило во время военных действий начала XVII в. Починка и восстановление Золотых ворот были произведены в конце столетия. И, наконец, в 1785 г. здание претерпело последние переделки. Земляные валы, примыкавшие к стенам ворот, были снесены, свод здания переложен, возведена новая кирпичная церковь. Сегодня в здании расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Успенский собор — прекрасный образец русской архитектуры XII в. Это была крупнейшая постройка новой столицы. Собор стоит на вершине высокого холма, господствуя над панорамой Владимира |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 108-123), рассказы из хрестоматии (с. 133-138) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Вспомните названия городов, с достопримечательностями которых вы познакомились. - Фотография какого города украшает начало главы “Путешествие в прошлое”? - В каком городе Троице-Сергиева лавра? Почему монастырь назвали лаврой? Что вы можете рассказать о Ростове? Чем он знаменит? - Чем вам запомнилась экскурсия по древнерусским городам? Какой город вам захотелось посмотреть больше всего? - В каких городах, кроме Москвы, есть кремли? - В каком городе находится Успенский собор, по образцу которого построен Успенский собор в Московском Кремле? - Какие города Золотого кольца основаны князем Юрием Долгоруким? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Фотография Ростова Великого украшает начало главы. - Юрий Долгорукий основал Кострому, Переславль-Залесский. Прием “Точка зрения”. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
||
Ресурсный материал к урокам
Рассказ о Суздале (продолжение)
Композиционным центром Суздальского Кремля является кафедральный собор Рождества Богородицы XII в. Южные и западные врата собора, выполненные в технике огневого золочения, являются уникальным памятником декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В ансамбль Кремля также входят Архиерейские палаты XV-XVII вв. - самый древний памятник гражданской архитектуры Суздаля, колокольня (1635 г.), известная часами- курантами. В 1967 г. из села Глотово соседнего Юрьев-Польского района была привезена и установлена в кремлевском дворе деревянная Никольская церковь (1776 г.). В настоящее время в помещениях Кремля размещаются экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. К западу от Кремля, на противоположном берегу реки Каменки, находится музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Сюда, на место древнего несохранившегося Дмитриевского монастыря, были свезены наиболее интересные деревянные постройки XVIII-XIX вв. из сел Владимирской области. Так возник музей под открытым небом - “село” с Преображенской и Воскресенской церквами, крестьянскими избами, хозяйственными постройками-амбарами, овинами, колодцем, ветряными мельницами. В 1352 г. суздальско-нижегородский князь Борис Константинович основал Спасский монастырь, названный позже Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря. В XVI в. деревянные монастырские постройки заменяются каменными. Древнейшая из них - небольшой храм над могилой Евфимия, ставший в 1564 г. приделом построенного рядом Спасо-Преображенского собора.
В 1642 г. из алтаря собора в своей родовой усыпальнице был похоронен национальный герой России князь Дмитрий Михайлович Пожарский. На соборной площади монастыря располагается Успенская шатровая трапезная церковь (1525 г.), корпус архимандрита (XVII в.), монастырская звонница (XVI-XVII вв.), на которой устраиваются концерты колокольных звонов. К востоку от собора находятся больничные покои с Никольской церковью (XVII в.) и двухэтажный братский келейный корпус (XVII-XIX вв.). Территория монастыря ограничена крепостными стенами с 12 башнями XVII в. Сейчас Спасо-Евфимиев монастырь является крупнейшим музейным ансамблем города.
О Гусь-Хрустальном
Летоисчисление Гусь-Хру стального начинается с середины XVIII в. В 1756 г. орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал “во Володимирском уезде Московской губернии” хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, ставшего уникальным явлением художественной культуры владимирской земли. Полтора столетия хрустальная фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцовых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникальной коллекции в собрании Музея хрусталя имени Мальцовых. К 1738 г. В. Мальцов становится одним из самых крупных производителей стекла в России. Ассортимент - бутыли, бокалы, рюмки, чаши бесцветного стекла с гравировкой и позолотой. Получено разрешение ставить на посуду свою марку - вензель “М. В.”. В 2006 г. было отпраздновано 250-летие Гусевского хрустального завода.