Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КАРТУ
Тип урока: применение знаний на практике |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для развития умения свободно ориентироваться на карте полушарий, физической карте России; способствовать формированию умений с помощью условных обозначений находить, а также показывать на карте физические объекты; совершенствовать навыки самообразования, взаимодействия в парах |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с картой полушарий, физической картой России, условными обозначениями на карте, со шкалой глубин и высот; научатся находить и показывать на карте физические объекты; сравнивать карту полушарий и глобус; определять высоту гор и глубину океанов по карте полушарий |
Мета предметные: регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - обсуждать роль карты в жизни людей |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном; проявлять интерес к путешествиям по карте |
|||
Образовательные ресурсы: карточки с терминами для заданий игры “Эрудиты”, зеленые карточки для заданий игры “Аукцион знаний”; демонстрационный глобус, карта полушарий, физическая карта России |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит игру “Аукцион знаний”. Записывает на классной доске слова “географическая карта”. - Прочитайте ребус. Расскажите все, что вы узнали на прошедшем уроке о географической карте. Проводит игру “Эрудиты”. Создает проблемную ситуацию. - Знаменитый герой романов Артура Конан Дойла сыщик Шерлок Холмс умел извлекать из карт весьма полезную информацию. Раскрывая тайну собаки Баскервилей в одноименном романе, он спрашивает доктора Ватсона: “ - ... Как вы думаете, где был я? - Тоже весь день просидел сиднем? - Вот и нет, я успел побывал в Девоншире. - Мысленно? - Совершенно верно. <.. .> я послал к Стенфорду за картой дартмурских болот, и мой дух блуждал по ним весь день. Лыцу себя надеждой, что теперь я освоился с этими местами как следует! - Карта крупного масштаба? - Да, очень крупного. - Он развернул один сектор этой карты и положил его на колени: - Вот тот самый участок, который нас интересует...” И далее Шерлок Холмс по карте точно воссоздает ландшафт местности и ситуацию, в которой разыгрывалась баскервильская трагедия |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают ребус: Ответ: карта. Выполняют задания игры “Аукцион знаний”. Правила аукциона: по знаку учителя отвечает ученик, поднявший руку. За каждый правильный ответ ученик получает зеленую карточку. Неверные или повторяющиеся ответы не засчитываются. Три ученика, набравшие наибольшее число карточек, получают отметки в журнал. Выполняют задания игры “Эрудиты”. К классной доске выходят желающие ученики. На столе учителя лежат карточки с терминами: “меридианы”, “параллели”, “экватор”, “нулевой меридиан”, “равнины”, “горы”, “океаны”, “материки”. Каждый ученик берет по одной карточке и объясняет смысл того термина, который в ней указан. Затем, используя настенную карту, показывает конкретные объекты, которые обозначаются этим термином |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадку: • Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадку: - Географическая карта. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику, тетради для самостоятельной работы |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Сравните карту полушарий и глобус. Чем они похожи и чем отличаются? Далее организует работу в парах с целью проверки выполненного задания в тетради. - Выполните в тетради для самостоятельной работы задание 11. - На земном шаре уже не осталось неоткрытых островов, но и теперь карты служат средством исследования и получения разнообразной информации. Можно, сидя в кабинете, детально рассмотреть карту - модель местности, обмерить ее, сопоставить с другими и получить новые данные. - Рассмотрите физическую карту. Как изображают океаны, моря, реки, озера? - Как обозначены горы? Каким цветом обозначены равнины? - Рассмотрите внимательно глобус и карту полушарий. Заметили ли вы, как окрашены океаны и на глобусе, и на карте? - Только с помощью цвета на ровной поверхности карты и глобуса можно показать разную высоту гор и глубину океанов. Чем выше и глубже, тем темнее цвет. - Чем глубже водоем, тем цвет темнее. Найдите на карте глубокие места, покажите их друг другу. - Чем выше горы, тем темнее их цвет на карте. Найдите на карте самые высокие точки, назовите. Какова их высота? - На картах расстояния уменьшены в сотни тысяч раз и даже в миллионы. Посмотрите на физическую карту на доске, ее масштаб 1 : 5 000 000, то есть 1 см на карте соответствует 50 км на местности. На физической карте России в вашем учебнике 1 см соответствует 270 км. На физической карте полушарий в учебнике 1 см = 1200 км. - В словарике учебника прочитайте значение терминами “шкала глубин”. - В нижней части физической карты России найдите шкалу глубин. По шкале глубин определите, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Найдите на карте Северный Ледовитый океан и его самые глубокие места, окрашенные в темно-синий цвет. Найдите участки океана, окрашенные в голубой цвет, и определите их глубину. - Где находится самое глубокое место в океанах? Специальная экспедиция обнаружила в Тихом океане самое глубокое место в мире - Марианскую впадину. Ее глубина 11 034 м. И если на дно впадины поместить самую высокую гору мира - Эверест (Джомолунгма) высотой 8848 м, то корабли, проплывая над Марианской впадиной, не заметят, что под ними величайшая гора. Проводит динамическую минутку. - Неровности поверхности суши изображают разными оттенками коричневого цвета. Например, Уральские горы, которые располагаются на территории России, считаются невысокими. Обратите внимание на то, что на карте эти горы окрашены светло-коричневым цветом. Гималаи - самые высокие горы на Земле. Поэтому они окрашены темно-коричневым цветом. Высоту гор помогает определить шкала высот, которая также находится в нижней части карты |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. - Глобус — модель Земли, а карта - уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Рассматривая глобус, мы видим целиком только половину земной поверхности, карта полушарий позволяет видеть целиком поверхность нашей планеты. На глобусе и на карте одинаковые географические объекты показаны одними и теми же условными знаками. Зная их, можно “прочесть” карту. На карте, как и на глобусе, океаны, моря, реки, озера обозначаются синим и голубым цветами, равнины — зеленым и желтым цветом, горы - коричневым. Выполняя задание в тетради, ученики находят названия двух-трех океанов, морей, рек, гор, равнин и выписывают их. Работа в парах. Один из учеников показывает соседу по парте на карте полушарий в учебнике Атлантический, Тихий и Индийский океаны. А сосед показывает эти же объекты на глобусе. - Моря, океаны обозначают голубым или синим цветом. Горы обозначают коричневым цветом. Равнины - зеленым или желтым. - Они окрашены неодинаково. Некоторые места океанов показаны бледно-голубым цветом, другие - синим или темно-синим цветом. Работают с картой. Изучают условные знаки. Выполняют динамическую минутку. Встают со своих мест, объединяются в пары и подходят к настенной географической карте. Один ученик показывает на карте любое место в океане. Вместе по шкале глубин определяют глубину этого места. Вывод: условными знаками на карте изображаются леса, болота, озера, реки, каналы, города, государственные границы, города, столицы |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия всоответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику и тетради для самостоятельной работы |
Организует беседу, помогает, сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. - Рассмотрите физическую карту России. Обратите внимание: в нижней части карты есть условные обозначения. Найдите и покажите столицу Российской Федерации. Покажите, где проходит государственная граница нашей Родины. Как обозначается граница полярных владений? Покажите. Организует работу в парах. - Найдите и покажите реки нашей Родины, моря, горы. - Рассмотрите шкалу глубин и высот. Определите глубину океанов и морей. Найдите самые глубокие места. - Найдите самые высокие точки. Определите высоту гор. - Используя условные обозначения, расскажите о территории нашей Родины. Организует работу в тетради (задания 12, 13, с. 8) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работа в парах. Один из учеников находит на физической карте России географический объект и называет его, а сосед по парте пытается отыскать названные реку, море, равнину. Один из обучающихся показывает соседу по парте на карте полушарий Гималаи, а его сосед показывает Уральские горы. Задание 12: используя карту полушарий, находят и записывают по шкале глубин и высот самые глубокие и самые мелкие места Тихого океана, высоту Кавказских гор, высоту Гималаев. Задание 13: используя физическую карту России, определяют условные знаки рек, озер, болот, вулканов и перерисовывают их в свои тетради. По результатам выполнения заданий организуют выставку рисунков |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 25-27), рассказы из хрестоматии (с. 19-24) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Что такое географическая карта? Какое значение имеет карта в жизни людей? Почему карта является особым источником географических знаний? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Карта - уменьшенное изображение всей земной поверхности или ее частей на плоскости с помощью условных знаков. А величина этого уменьшения называется “масштаб”. - Сегодня я узнал... - Я приобрел... - Я научился... - У меня получилось ... - Я смог... - Я попробую... - Меня удивило... - Мне захотелось... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности) |