Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ПЛАН МЕСТНОСТИ
Тип урока: решение частных задач |
|||||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования понятия “план местности”; показать, как при помощи условных обозначений ориентироваться на плане местности; способствовать формированию умений отличать план местности от рисунка местности; содействовать развитию умений работать с различными источниками информации |
|||||||
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные: получат представление о масштабе; научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного |
Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана; познавательные - сравнивать рисунок и план местности, размечать наиболее распространенные виды планов; коммуникативные - обсуждать значение планов в нашей жизни |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, интерес к чтению планов и их практическому использованию, осознание значения планов в жизни человека |
|||||
Образовательные ресурсы: рисунки местности и планы местности; цветные карандаши |
|||||||
Организационная структура урока |
|||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Нарисуйте дорогу от вашего дома до школы. - Изобразите все, что встречаете на вашем пути. - Когда люди попадают в незнакомую местность, они часто пользуются планом. Он поможет выбрать самую короткую и удобную дорогу к намеченному месту |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома |
Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную задачу |
||||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Вспомните, как выглядит село Мирное. Где живут Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин? Помните ли вы рисунки села Мирного? На какой реке стоит село? Как выглядит главная улица села? Какие здания находятся на этой улице? - Чтобы рассмотреть город или село, надо подняться на холм или высокое здание. Оттуда видны парки, площади, улицы. Сверху очень легко определить, как ближе и удобнее пройти из одного места города в другое. - Рассмотрите рисунки, изображающие село Мирное. Что вы видите? - На рисунке вы видите село Мирное таким, какое оно есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче. - Попробуйте определить точное расстояние между домами; улицами; до реки; до леса. - Чтобы точно изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности. - Совершая “полет на вертолете”, можно изобразить местность на листе бумаги. Это изображение называется планом местности. - Попробуйте мысленно как можно выше подняться над поверхностью земли на вертолете и посмотреть вниз на село Мирное. Тогда и дома, и школа, и пляж, и овраг будут видны в уменьшенном виде - уменьшенном изображении. На плане, как правило, изображается очень небольшая часть поверхности Земли с помощью определенных условных обозначений. - Что такое план местности? - На плане местность дается как бы сверху, то есть это небольшая площадь, которая изображена с помощью условных знаков. Прочитайте обозначения (учебник, с. 29). Зная условные знаки, легко понять, что находится на данной местности. - Расскажите, что вы видите на плане села Мирное. - Расскажите, как от дома Ивановых дойти до пляжа, используя условные обозначения |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. (Уточнить ответы поможет текст учебника (с. 28), который школьники читают вслух в классе. Текст содержит новые сведения: вид села, который они видят сверху.) - Река Татьянка, лес, улицы, школа, магазин, детский сад. - Точно определить не получается. - План местности - изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками. Знакомятся с условными знаками, рассматривая план села Мирного. - Условные знаки - это своеобразная азбука, без которой нельзя прочитать изображение местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книги. Они просты в рисовании; непохожи друг на друга, их трудно спутать; наглядны и выразительны (изображение условных знаков напоминает сам предмет). Составляют устный рассказ |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость |
||||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Чем отличается рисунок местности от плана? Заполните таблицу. - С помощью таблицы сделайте вывод, чем отличается план от рисунка. - Как обозначают предметы на плане? - Как предметы умещаются на плане? - Что такое масштаб? - Откройте физическую карту России. Рассмотрите условные знаки. Найдите, как обозначены реки, озера, болота, вулканы, и перерисуйте их в тетрадь. - А сейчас вы разделитесь на 8 групп. Каждая группа идет от школы в своем направлении: первая группа - на север; вторая - на северо-запад; третья - на юг, и так во все направления. Ваша задача - выйти за пределы села Мирного и с помощью условных знаков изобразить все, что вы “увидели” на своем пути. Вернувшись обратно в школу, каждая группа расскажет, что видела в походе. Организует самостоятельную работу в тетради (задания 14, 15) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют таблицу: |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||||
Признаки сравнения |
Рисунок |
План |
|||||
Как видим объекты |
сбоку |
сверху |
|||||
Как изображены объекты |
как видим |
условные знаки |
|||||
Где можно измерять расстояния |
- |
+ (масштаб) |
|||||
Где можно определять направления |
- |
+ (стороны горизонта) |
|||||
- На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане - как мы видим их сверху. - С помощью условных знаков. - Все предметы показаны в масштабе. - Масштаб - это мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении предметов на карте или плане. Работа в группах. Чертят план своего похода с использованием условных обозначений, а затем вывешивают план на доске и рассказывают. Задание 14: рассматривают план села Мирного и условные знаки, записывают объекты живой и неживой природы, с которыми они встретятся по дороге от дома Ивановых до дуба. Задание 15: чертят на плане села Мирного маршрут от школы до метеостанции; от метеостанции до пляжа |
|||||||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 28-30), рассказ по карточке |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Рассказывают по карточке: Путь в дальний лес лежал через . Нам пришлось перейти , обогнуть и обойти , прежде чем мы достигли . В лесу было много грибов и ягод. Мы развели костер и испекли картошку, а вечером решили возвратиться по , чтобы в темноте не сбиться с пути |
Сохранять учебные задачи |
||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Назовите основные признаки плана. - Что можно узнать на плане местности? - Что значит “читать план”? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Основные признаки плана: вид сверху, наличие условных знаков, масштаба, стрелки. - Можно узнать, какие объекты находятся на местности, где расположены относительно сторон горизонта и друг друга, расстояние между объектами. - Видеть предметы за условными знаками, определять расстояния, месторасположение объектов относительно сторон горизонта -значит уметь читать план. - Читать план - значит: • видеть за условными знаками изображенные предметы; • пользоваться масштабом (ши определять расстояния с помощью масштаба); • определять стороны горизонта, расположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |