ПЛАН МЕСТНОСТИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПЛАН МЕСТНОСТИ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования понятия “план местности”; показать, как при помощи условных обозначений ориентироваться на плане местности; способствовать формированию умений отличать план местности от рисунка местности; содействовать развитию умений работать с различными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные: получат представление о масштабе; научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана;

познавательные - сравнивать рисунок и план местности, размечать наиболее распространенные виды планов;

коммуникативные - обсуждать значение планов в нашей жизни

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, интерес к чтению планов и их практическому использованию, осознание значения планов в жизни человека

Образовательные ресурсы: рисунки местности и планы местности; цветные карандаши

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Нарисуйте дорогу от вашего дома до школы.

- Изобразите все, что встречаете на вашем пути.

- Когда люди попадают в незнакомую местность, они часто пользуются планом. Он поможет выбрать самую короткую и удобную дорогу к намеченному месту

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную задачу

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Вспомните, как выглядит село Мирное. Где живут Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин? Помните ли вы рисунки села Мирного? На какой реке стоит село? Как выглядит главная улица села? Какие здания находятся на этой улице?

- Чтобы рассмотреть город или село, надо подняться на холм или высокое здание. Оттуда видны парки, площади, улицы. Сверху очень легко определить, как ближе и удобнее пройти из одного места города в другое.

- Рассмотрите рисунки, изображающие село Мирное. Что вы видите?

- На рисунке вы видите село Мирное таким, какое оно есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче.

- Попробуйте определить точное расстояние между домами; улицами; до реки; до леса.

- Чтобы точно изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности.

- Совершая “полет на вертолете”, можно изобразить местность на листе бумаги. Это изображение называется планом местности.

- Попробуйте мысленно как можно выше подняться над поверхностью земли на вертолете и посмотреть вниз на село Мирное. Тогда и дома, и школа, и пляж, и овраг будут видны в уменьшенном виде - уменьшенном изображении. На плане, как правило, изображается очень небольшая часть поверхности Земли с помощью определенных условных обозначений.

- Что такое план местности?

- На плане местность дается как бы сверху, то есть это небольшая площадь, которая изображена с помощью условных знаков. Прочитайте обозначения (учебник, с. 29). Зная условные знаки, легко понять, что находится на данной местности.

- Расскажите, что вы видите на плане села Мирное.

- Расскажите, как от дома Ивановых дойти до пляжа, используя условные обозначения

Находят в тексте информацию по данному вопросу. (Уточнить ответы поможет текст учебника (с. 28), который школьники читают вслух в классе. Текст содержит новые сведения: вид села, который они видят сверху.)

- Река Татьянка, лес, улицы, школа, магазин, детский сад.

- Точно определить не получается.

- План местности - изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками. Знакомятся с условными знаками, рассматривая план села Мирного.

- Условные знаки - это своеобразная азбука, без которой нельзя прочитать изображение местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книги. Они просты в рисовании; непохожи друг на друга, их трудно спутать; наглядны и выразительны (изображение условных знаков напоминает сам предмет).

Составляют устный рассказ

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Чем отличается рисунок местности от плана? Заполните таблицу.

- С помощью таблицы сделайте вывод, чем отличается план от рисунка.

- Как обозначают предметы на плане?

- Как предметы умещаются на плане?

- Что такое масштаб?

- Откройте физическую карту России. Рассмотрите условные знаки. Найдите, как обозначены реки, озера, болота, вулканы, и перерисуйте их в тетрадь.

- А сейчас вы разделитесь на 8 групп. Каждая группа идет от школы в своем направлении: первая группа - на север; вторая - на северо-запад; третья - на юг, и так во все направления. Ваша задача - выйти за пределы села Мирного и с помощью условных знаков изобразить все, что вы “увидели” на своем пути. Вернувшись обратно в школу, каждая группа расскажет, что видела в походе.

Организует самостоятельную работу в тетради (задания 14, 15)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Заполняют таблицу:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

Признаки сравнения

Рисунок

План

Как видим объекты

сбоку

сверху

Как изображены объекты

как видим

условные знаки

Где можно измерять расстояния

-

+ (масштаб)

Где можно определять направления

-

+ (стороны горизонта)

- На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане - как мы видим их сверху.

- С помощью условных знаков.

- Все предметы показаны в масштабе.

- Масштаб - это мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении предметов на карте или плане.

Работа в группах. Чертят план своего похода с использованием условных обозначений, а затем вывешивают план на доске и рассказывают.

Задание 14: рассматривают план села Мирного и условные знаки, записывают объекты живой и неживой природы, с которыми они встретятся по дороге от дома Ивановых до дуба.

Задание 15: чертят на плане села Мирного маршрут от школы до метеостанции; от метеостанции до пляжа

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 28-30), рассказ по карточке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Рассказывают по карточке:

Путь в дальний лес лежал через . Нам пришлось перейти , обогнуть и обойти , прежде чем мы достигли . В лесу было много грибов и ягод. Мы развели костер и испекли картошку, а вечером решили возвратиться по , чтобы в темноте не сбиться с пути

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите основные признаки плана.

- Что можно узнать на плане местности?

- Что значит “читать план”?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Основные признаки плана: вид сверху, наличие условных знаков, масштаба, стрелки.

- Можно узнать, какие объекты находятся на местности, где расположены относительно сторон горизонта и друг друга, расстояние между объектами.

- Видеть предметы за условными знаками, определять расстояния, месторасположение объектов относительно сторон горизонта -значит уметь читать план.

- Читать план - значит:

• видеть за условными знаками изображенные предметы;

• пользоваться масштабом (ши определять расстояния с помощью масштаба);

• определять стороны горизонта, расположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)






Для любых предложений по сайту: [email protected]