Размножение и оплодотворение у растений - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Размножение и оплодотворение у растений - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий; бесполое размножение, вегетативное размножение, спора, половое размножение, оплодотворение, гамета, спермий, яйцеклетка, зигота, двойное оплодотворение', характеризовать значение размножения живых организмов; называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры; объяснять биологическую сущность бесполого и полового размножения; называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений; сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Оборудование и материалы: учебник, муляжи, рисунки, схемы и таблицы, на которых представлены строение цветка и процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверку домашнего задания можно провести в форме фронтального опроса.

Конкурс на лучшее сочинение по заданной теме. Оценивание работ. Выставление отметок по итогам конкурса и опроса.)

III. Работа по теме урока

1. Размножение растений

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

— Работая с текстом на с. 86, 87 учебника, определите различия между половым и бесполым размножением.

(Проверка выполнения задания.)

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о том, что цветок является генеративным органом растения.

— Какова основная функция цветка? (Образование семян, т. е. размножение.)

— Что должно произойти, чтобы образовались семена? (Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.)

— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на пестик.)

— Какие органы цветка играют наиболее важную роль? (Главными частями цветка являются тычинки и пестик.)

— Какова роль тычинок? (Тычинки являются мужским генеративным органом цветка.)

— Какова роль пестика? (Пестик — женский репродуктивный орган цветка.)

Мы знаем, что для образования плодов и семян и, следовательно, для выполнения цветком своей главной функции необходимо, чтобы пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пестика, т. е. произошло опыление.

Но вот пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пестика. Что же происходит дальше? Пыльцевое зерно, которое состоит из двух клеток — вегетативной и генеративной, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а потом прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную тонкую пыльцевую трубку.

— За счет деления какой клетки происходит рост пыльцевой трубки?

(Ответы учеников.)

Рост пыльцевой трубки осуществляется с помощью вегетативной клетки пыльцевого зерна. Постепенно пыльцевая трубка врастает в полость, находящуюся внутри завязи пестика, на внутренних сторонах которой расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян образуется впоследствии.

— У каких растений завязь содержит только один семязачаток? (У вишни, сливы, пшеницы, ржи в завязи пестика развивается по одному семязачатку.)

— У каких растений в завязи развивается несколько семязачатков? (У мака, хлопчатника, огурца, томата и т. д.)

К моменту созревания внутри каждого семязачатка формируется зародышевый мешок, внутрь которого ведет узкий канал — пыльцевход (микропиле). В зародышевом мешке напротив пыльцевхода расположена яйцеклетка (женская половая клетка, или гамета), а в центре — крупная центральная клетка.

По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки с крупными ядрами. Это мужские гаметы, или спермии, образующиеся в результате деления генеративной клетки пыльцевого зерна. После того как пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота.

2. Оплодотворение у цветковых растений

Необходимо отметить, что гаметы (как женская, так и мужская) обладают гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Тогда как все остальные клетки организма имеют диплоидный (двойной) набор хромосом.

— Какой набор хромосом будет у зиготы?

(Ответы учеников.)

Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных клеток и, соответственно, имеет диплоидный набор хромосом.

Но что же происходит со вторым спермием? Второй спермий сливается с центральной клеткой. Таким образом, у цветковых растений оплодотворение происходит дважды. Такой тип оплодотворения называют двойным. Впервые он был описан в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается многоклеточный зародыш растения. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, в результате многократного деления образуется особая ткань — эндосперм.

— Каково значение эндосперма? (В клетках эндосперма происходит накопление питательных веществ, необходимых для развития зародыша.)

После оплодотворения тычинки, венчик, а иногда и чашечка цветка засыхают и опадают. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачатка развивается семя, состоящее из зародыша, запасающей ткани эндосперма и семенной кожуры. Стенки завязи разрастаются, набухают, и из них образуется околоплодник — стенка плода, защищающая его от неблагоприятных воздействий. Иногда в формировании плода могут принимать участие и другие части цветка.

У некоторых растений плоды могут образовываться и без оплодотворения, но в них не будет семян. Это свойство растений широко используется человеком при выведении новых сортов культурных растений. Например, это всем известный виноград кишмиш без косточек, некоторые сорта мандаринов.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 16, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме схему опыления и оплодотворения цветкового растения.

3. Подготовить сообщение о жизни и научной деятельности российского ученого-ботаника С. Г. Навашина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]