Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Вегетативное размножение растений и его использование человеком - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей', называть характерные черты вегетативного размножения растений; сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений; применять знания о способах
вегетативного размножения на практике; фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование и материалы: учебник, таблицы “Вегетативные органы растений”, “Вегетативное размножение растений”, “Прививка растений”, рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень картофеля, луковица лука, скальпель, три склянки (колбы) с водой (на каждую парту).
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Заслушивание сообщений о жизни и деятельности С.Г. Навашина.
Проверка знания изученных на прошлом уроке терминов. Сидящие за одной партой ученики опрашивают друг друга по очереди. Учитель выслушивает ответы, просит учеников оценить друг друга и выставляет отметки.)
— На какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? ( На вегетативные и генеративные.)
— Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)
— Какова их основная функция? (Размножение.)
— Какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)
— Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.)
III. Работа по теме урока
1. Вегетативное размножение
Мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы выполняют иногда и другие, несвойственные им функции.
— Приведите примеры растений, вегетативные органы которых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Видоизмененный корень моркови, а также корневые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля запасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать азот.)
С помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.
— Как может называться такой способ размножения?
(Ответы учеников.)
Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называют вегетативным размножением. В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.
2. Способы вегетативного размножения
(Первый вариант. На экран выводится таблица “Способы вегетативного размножения”. Учитель предлагает учащимся перенести таблицу (первый и третий столбцы) в рабочую тетрадь, а в альбоме сделать соответствующие рисунки.
Второй вариант. Ученики в процессе рассказа учителя и под его руководством заполняют таблицу “Способы вегетативного размножения”. Затем с помощью иллюстративного материала (рисунки растений, прикрепленные на магнитной доске, или слайды и плакаты) они самостоятельно заполняют графу “Пример”.)
Способ размножения |
Характеристика |
Пример |
Ползучими побегами |
В местах соприкосновения удлиненных побегов с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным |
Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква |
Корневищами |
На корневищах (видоизмененных побегах) из почек образуются молодые побеги |
Пырей ползучий, ландыш, ветреница, черника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть |
Клубнями |
Клубни отделяются от столонов. Из верхушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образуются придаточные корни |
Картофель, топинамбур, чистяк |
Луковица ми |
Из боковых почек на материнской луковице (видоизмененном побеге) образуются “детки” — дочерние луковицы |
Дикий лук, тюльпан, гиацинт |
Листьями |
Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материнского растения и опадать на землю. На отделившейся части образуются придаточные корни |
Сердечник луговой |
Корневыми отпрысками |
На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вырастают побеги — корневые отпрыски |
Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей |
Выводковыми почками |
На листьях растения образуются особые выводковые почки, которые впоследствии опадают на землю и укореняются |
Бриофиллюм, папоротник аспелениум живородящий |
Побеговыми черенками |
От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни |
Традесканция, герань, смородина |
Отводками |
Нижние ветки растения прижимают к земле, нижнюю часть побега пришпиливают к почве и окучивают влажной землей. Когда на отводке образуются придаточные корни, то побег отрезают от материнского куста и пересаживают |
Крыжовник, смородина, калина, флоксы |
Листовыми черенками |
Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни |
Бегония, сенполия (узамбарская фиалка), сансевьера |
Корневыми черенками |
От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги |
Малина, ежевика |
Прививкой (трансплантация) |
Почку-глазок или черенок культурного растения (привой,) сращивают со стеблем дички (подвоем) |
Лесная яблоня, груша, боярышник, шиповник |
Культурой ткани |
Небольшие кусочки тканей растения (лучше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в стерильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются маленькие зачатки молодых растений |
Редкие, особо ценные растения, размножение которых иным способом невозможно |
— Как вы считаете, будут ли отличаться генетически растения, полученные в результате вегетативного размножения? Почему?
(Ответы учеников.)
Так как вегетативные отпрыски одного растения, по сути, являются одним и тем же растением, естественно, никаких генетических отличий у них наблюдаться не будет.
Но и человек может использовать такой способ для размножения культурных растений.
— Какие культурные растения размножают чаще всего вегетативным способом?
(Ответы учеников.)
Вы знаете, что картофель обычно высаживают клубнями или частями клубня. Землянику и клубнику выращивают “усами” - ползучими побегами. Большинство многолетних растений — частями куста. Луковичные растения — луковицами.
— Но если у растения есть генеративные органы размножения, то для чего нужно вегетативное размножение?
— Почему в сельском хозяйстве часто используется вегетативный способ размножения?
— В чем его преимущество перед семенным методом?
(Учитель систематизирует ответы учеников и делает вывод.)
Все дело в том, что образовавшиеся вегетативно молодые
растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории. При неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветов и плодов, а также вызревание семян.
Среди перечисленных способов мы отметили только те, которые существуют в природе. Эти же технологии использует и человек для более быстрого и эффективного размножения культурных растений. Но наравне с ними применяются и вегетативные способы, которые отсутствуют в природе или встречаются исключительно редко.
Способность организмов достраивать недостающие части и органы (в данном случае корневую систему или побеги) называют регенерацией.
— Какие из перечисленных методов вегетативного размножения могут встречаться в природе, а какие возможны лишь при участии человека?
(Ответы учеников.)
Вы правильно отметили, что без участия человека невозможны прививка и размножение культурой ткани. Все остальные способы в том или ином виде могут присутствовать в природе.
Способы вегетативного размножения корневыми, побеговыми и листовыми черенками мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.
Л.Р. № 5 “ Черенкование комнатных растений”
(Учащиеся выполняют задания 1, 2 по инструктивной карте на с. 95 учебника.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подошел к концу. Вам предстоит самостоятельно понаблюдать за развитием корней у черенка. Фиксируйте результаты опыта в тетради с помощью таблицы на с. 96 учебника.
Домашнее задание
1. Прочитать § 17, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Выполнить задание 3 Л.Р. № 5.