Вегетативное размножение растений и его использование человеком - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Вегетативное размножение растений и его использование человеком - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей', называть характерные черты вегетативного размножения растений; сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений; применять знания о способах

вегетативного размножения на практике; фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и материалы: учебник, таблицы “Вегетативные органы растений”, “Вегетативное размножение растений”, “Прививка растений”, рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень картофеля, луковица лука, скальпель, три склянки (колбы) с водой (на каждую парту).

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Заслушивание сообщений о жизни и деятельности С.Г. Навашина.

Проверка знания изученных на прошлом уроке терминов. Сидящие за одной партой ученики опрашивают друг друга по очереди. Учитель выслушивает ответы, просит учеников оценить друг друга и выставляет отметки.)

— На какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? ( На вегетативные и генеративные.)

— Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

— Какова их основная функция? (Размножение.)

— Какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

— Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.)

III. Работа по теме урока

1. Вегетативное размножение

Мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы выполняют иногда и другие, несвойственные им функции.

— Приведите примеры растений, вегетативные органы которых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Видоизмененный корень моркови, а также корневые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля запасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать азот.)

С помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.

— Как может называться такой способ размножения?

(Ответы учеников.)

Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называют вегетативным размножением. В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

2. Способы вегетативного размножения

(Первый вариант. На экран выводится таблица “Способы вегетативного размножения”. Учитель предлагает учащимся перенести таблицу (первый и третий столбцы) в рабочую тетрадь, а в альбоме сделать соответствующие рисунки.

Второй вариант. Ученики в процессе рассказа учителя и под его руководством заполняют таблицу “Способы вегетативного размножения”. Затем с помощью иллюстративного материала (рисунки растений, прикрепленные на магнитной доске, или слайды и плакаты) они самостоятельно заполняют графу “Пример”.)

Способ

размножения

Характеристика

Пример

Ползучими

побегами

В местах соприкосновения удлиненных побегов с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква

Корневищами

На корневищах (видоизмененных побегах) из почек образуются молодые побеги

Пырей ползучий, ландыш, ветреница, черника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть

Клубнями

Клубни отделяются от столонов.

Из верхушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образуются придаточные корни

Картофель,

топинамбур,

чистяк

Луковица

ми

Из боковых почек на материнской луковице (видоизмененном побеге) образуются “детки” — дочерние луковицы

Дикий лук, тюльпан, гиацинт

Листьями

Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материнского растения и опадать на землю. На отделившейся части образуются придаточные корни

Сердечник луговой

Корневыми

отпрысками

На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вырастают побеги — корневые отпрыски

Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

Выводковыми почками

На листьях растения образуются особые выводковые почки, которые впоследствии опадают на землю и укореняются

Бриофиллюм, папоротник аспелениум живородящий

Побеговыми черенками

От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни

Традесканция, герань, смородина

Отводками

Нижние ветки растения прижимают к земле, нижнюю часть побега пришпиливают к почве и окучивают влажной землей. Когда на отводке образуются придаточные корни, то побег отрезают от материнского куста и пересаживают

Крыжовник, смородина, калина, флоксы

Листовыми

черенками

Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни

Бегония, сенполия (узамбарская фиалка), сансевьера

Корневыми

черенками

От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги

Малина, ежевика

Прививкой

(трансплантация)

Почку-глазок или черенок культурного растения (привой,) сращивают со стеблем дички (подвоем)

Лесная яблоня, груша, боярышник, шиповник

Культурой

ткани

Небольшие кусочки тканей растения (лучше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в стерильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются маленькие зачатки молодых растений

Редкие, особо ценные растения, размножение которых иным способом невозможно

— Как вы считаете, будут ли отличаться генетически растения, полученные в результате вегетативного размножения? Почему?

(Ответы учеников.)

Так как вегетативные отпрыски одного растения, по сути, являются одним и тем же растением, естественно, никаких генетических отличий у них наблюдаться не будет.

Но и человек может использовать такой способ для размножения культурных растений.

— Какие культурные растения размножают чаще всего вегетативным способом?

(Ответы учеников.)

Вы знаете, что картофель обычно высаживают клубнями или частями клубня. Землянику и клубнику выращивают “усами” - ползучими побегами. Большинство многолетних растений — частями куста. Луковичные растения — луковицами.

— Но если у растения есть генеративные органы размножения, то для чего нужно вегетативное размножение?

— Почему в сельском хозяйстве часто используется вегетативный способ размножения?

— В чем его преимущество перед семенным методом?

(Учитель систематизирует ответы учеников и делает вывод.)

Все дело в том, что образовавшиеся вегетативно молодые

растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории. При неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветов и плодов, а также вызревание семян.

Среди перечисленных способов мы отметили только те, которые существуют в природе. Эти же технологии использует и человек для более быстрого и эффективного размножения культурных растений. Но наравне с ними применяются и вегетативные способы, которые отсутствуют в природе или встречаются исключительно редко.

Способность организмов достраивать недостающие части и органы (в данном случае корневую систему или побеги) называют регенерацией.

— Какие из перечисленных методов вегетативного размножения могут встречаться в природе, а какие возможны лишь при участии человека?

(Ответы учеников.)

Вы правильно отметили, что без участия человека невозможны прививка и размножение культурой ткани. Все остальные способы в том или ином виде могут присутствовать в природе.

Способы вегетативного размножения корневыми, побеговыми и листовыми черенками мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.

Л.Р. № 5 “ Черенкование комнатных растений”

(Учащиеся выполняют задания 1, 2 по инструктивной карте на с. 95 учебника.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Вам предстоит самостоятельно понаблюдать за развитием корней у черенка. Фиксируйте результаты опыта в тетради с помощью таблицы на с. 96 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать § 17, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Выполнить задание 3 Л.Р. № 5.






Для любых предложений по сайту: [email protected]