ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; п. — работать с различными источниками информации; составлять план параграфа; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтологические доказательства эволюции, наследственность, наследственная и ненаследственная изменчивость, искусственный и естественный отбор', приводить примеры разнообразия животных в природе; объяснять принципы классификации животных; характеризовать стадии зародышевою развития животных; доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации; устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле; раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, его роль в объяснении эволюции организмов.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выставляет отметки за контрольную работу.)
II. Работа по теме урока
1. Причины разнообразия животного мира
Мы познакомились с различными классами животных. На последних уроках мы коснемся темы, которую вы будете изучать в 9 — 11 классах в курсе “Общая биология”, а именно поговорим о биологической эволюции.
С глубокой древности люди пытались понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу. Считалось, что Вселенная, Земля и все населяющие ее живые существа созданы Богом, и все животные, растения и человек существуют в неизменном виде с самого момента творения. Эту теорию продолжали поддерживать вплоть до первой половины XIX в., причем даже в научных кругах. Даже Карл Линней утверждал, что в природе столько существует видов растений и животных, “сколько произвел в начале мира Всемогущий”.
Однако наука постепенно накапливала факты, опровергающие учение о божественном сотворении и неизменяемости видов. Ученые начали понимать, что современные растения и животные являются “продуктом самой природы”. Сложные организмы произошли от более простых в результате длительного исторического развития. Биологическая эволюция (от лат. evolutio — “развертывание”) — естественный процесс развития живой природы.
(Самостоятельная работа с текстом учебника. Ведение опорного конспекта или составление плана к п. 1 § 59.)
2. Исследования Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость
(На доске записаны ключевые слова, к которым нужно найти
определение, пользуясь текстом § 59 учебника. Первое определение учитель формулирует и записывает вместе с учениками.)
Запись в тетради
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки потомству.
Изменчивость — способность организмов изменяться под действием среды или наследственных факторов.
Наследственная изменчивость — это изменчивость, обусловленная происхождением от двух родителей.
Ненаследственная изменчивость — это изменчивость, обусловленная различными факторами внешней среды.
Детально разработанная теория развития животного мира принадлежит Чарльзу Дарвину (1809 — 1882). Он не только привел многочисленные доказательства развития животного и растительного мира (эволюции), но и объяснил причины этого развития.
В книге “О происхождении видов путем естественного отбора” Дарвин описал два основных вида изменчивости: определенную и неопределенную.
При определенной, или групповой, изменчивости многие особи вида под влиянием каких-либо причин изменяются одинаковым образом. Например, рост организма зависит от количества пищи, окраска шерсти некоторых животных — от ее качества. Неопределенная, или индивидуальная, изменчивость проявляется в тех отличительных признаках, которые свойственны отдельным особям одного и того же вида.
3. Искусственный и естественный отбор
Дарвин полагал, что движущей силой эволюции был естественный отбор. Материал для отбора поставляла наследственная изменчивость, т. е. внезапные непредсказуемые изменения в генетическом аппарате животных приводили к появлению новых признаков, которые иногда были довольно неблагоприятными для их обладателей. Но то, что вредно в одних условиях, может пригодиться при смене среды обитания, изменении климата и образа жизни. Естественный отбор очень быстро “сортировал” новые эволюционные приобретения, и только единицы из новых признаков приносили пользу владельцам и закреплялись в ряду потомков.
Запись в тетради
Искусственный отбор — отбор, который проводит человек, чтобы вывести наиболее полезные в хозяйстве породы и сорта животных и растений.
Естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей в результате конкуренции за пищу, за партнера, за укрытия и другие ресурсы.
(Самостоятельная работа с § 59 учебника. Учащиеся выделяют основные положения теории Ч. Дарвина.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель помогает сформулировать и записать основные выводы.)
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина:
1) наследственность и изменчивость — главные свойства живого;
2) полезные изменения приводят к успеху, вредные — к гибели;
3) изменения передаются по наследству;
4) движущая сила эволюции — естественный отбор, в результате которого выживают наиболее приспособленные особи, способные к размножению.
5) благодаря естественному отбору, наследственности и изменчивости возникают новые виды животных;
6) при видообразовании появляются новые признаки;
7) результатом эволюционных процессов является приспособленность организмов к условиям обитания в той или иной среде.
Следующий урок мы проведем в формате устного журнала. Для этого вам необходимо разделиться на группы, каждая из которых подготовит свою “страничку”.
Домашнее задание
1. Прочитать § 59, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Подготовить сообщения в формате устного журнала.