Развитие животного мира на Земле - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Развитие животного мира на Земле - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщений; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; систематизировать и обобщать информацию; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: дегенерация, уровни организации жизни (клеточный, организменньй, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный), продуценты, консументы, редуценты, характеризовать основные этапы эволюции животных; описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры; делать выводы о прогрессивном развитии хордовых; характеризовать основные уровни организации жизни на Земле; устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

(Учащиеся в группах по 3—4 человека готовят краткий рассказ по заданной теме. В каждой группе выбирается участник, который будет управлять презентацией, переключать слайды или показывать иллюстрации во время доклада других участников своей группы.)

Порядок демонстрации “страниц” устного журнала

1. От одноклеточных животных к многоклеточным.

2. Усложнение строения многоклеточных организмов.

3. Происхождение и эволюция хордовых.

4. Выход позвоночных на сушу.

5. Расцвет пресмыкающихся.

6. Расцвет птиц и млекопитающих.

(Учитель может предложить дополнительный материал как основу для составления устного журнала.)

Дополнительный материал для первой группы

Простейшими формами жизни, раньше всех появившимися на Земле, были первичные доклеточные организмы. От них и ведет свое начало родословное древо живого мира. От первичных доклеточных существ образовалась следующая, более высокоорганизованная ступень жизни — первичные одноклеточные организмы. Среди них особое значение имели первичные жгутиконосцы, которые образовали ветвь, ведущую к современным одноклеточным животным, — тип Простейшие.

Решающую роль в дальнейшей эволюции животного мира сыграли древние формы колониальных одноклеточных. Некоторое представление о них дает вольвокс. Древние колониальные жгутиконосцы дали начало всем современным многоклеточным. Об этом свидетельствует стадия однослойного зародыша (бластулы), которую проходят в своем эмбриональном состоянии все многоклеточные животные. В типичном случае она по своему строению напоминает вольвокс (шарик, полый внутри, стенка которого состоит из одного слоя клеток).

От колониальных одноклеточных сначала произошел тип Губки, затем — тип Кишечнополостные. Губки и кишечнополостные — типичные двухслойные многоклеточные животные, у которых в развитии всех органов принимают участие только два зародышевых листка — наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма). Двухслойную зародышевую стадию (гаструлу) проходят в своем эмбриональном состоянии все многоклеточные животные. В дальнейшем появляются трехслойные животные, у которых в процессе зародышевого развития возникают три зародышевых листка — эктодерма, энтодерма и мезодерма. Предполагается, что трехслойные животные берут свое начало от некоторых форм ползающих двусторонне симметричных представителей кишечнополостных, напоминающих современных гребневиков.

Дополнительный материал для второй группы

Дальнейшая история животного мира идет по двум различными направлениям; родословное древо разделяется на два крупных ствола. Один из них образован первичноротыми, второй — вторичноротыми животными.

Принципиальное различие между первичноротыми и вторичноротыми возникает уже в период зародышевого развития. У первичноротых отверстие, ведущее в гаструлу (первичный рот), превращается в ротовое, а у вторичноротых — в анальное; ротовое отверстие у них образуется заново, на противоположном конце зародыша.

Ствол первичноротых на древе животного мира образует ряд ветвей. Самой низшей ветвью является тип Плоские черви. У них вырабатывается хорошо выраженная двусторонняя симметрия и впервые среди многоклеточных животных появляются специальные выделительные органы. От ствола древа развития отходит еще одна ветвь — тип Круглые черви.

Большую роль в дальнейшей истории первичноротых играет тип Кольчатые черви. Они обладают наибольшей организацией среди червей; у них есть все системы органов, присущие высшим типам животных: трубчатый кишечник, кровеносная система, органы выделения, органы размножения, дыхания, нервная система в виде так называемой брюшной нервной цепочки, вторичная полость тела. Кроме того, у них появляется метамерия тела, подразделение его на сегменты.

Очень близки по своему происхождению к кольчатым червям моллюски. По-видимому, они произошли от общих предков, так как зародышевое развитие у них протекает одинаково. Характерной чертой моллюсков является защитный покров в виде раковины.

Кольчатые черви дали начало типу Членистоногие, обладающему самой высокой организацией среди беспозвоночных животных. Характерные черты членистоногих: защитный хитиновый покров (наружный скелет); периодическая линька; образование членистых конечностей; развитие сложных ротовых частей; расчленение тела на голову, грудь и брюшко; усложнение органов дыхания, нервной системы и органов чувств и т. д.

Дополнительный материал для третьей группы

Вторичноротые, в свою очередь, разделились на две крупные ветви. Одна из них образовала тип Иглокожие, вторая — тип Хордовые. Иглокожие — своеобразные морские животные, которым присуща лучевая симметрия в строении тела, наличие известкового скелета, развивающегося в соединительном слое кожи. Для хордовых характерно образование в процессе зародышевого развития спинной струны, или хорды. У одних она сохраняется на протяжении всей жизни, у других заменяется хрящевым или костным позвоночником.

Одной из наиболее примитивных ветвей хордовых является подтип Бесчерепные, из представителей которого к настоящему времени сохранился только ланцетник. Ланцетника называют живой схемой строения и зародышевого развития хордовых (наличие хорды, нервной трубки, кишечник с передней частью, превращенной в жаберный отдел, и с характерным печеночным выростом, кровеносная система, образование трех зародышевых листков и т. д.). По строению ланцетника можно судить о далеких предках всех хордовых вообще, и позвоночных животных в частности.

Дальнейшее эволюционное развитие позвоночных теснейшим образом связано с возникновением и усовершенствованием челюстного аппарата, который дал возможность активизировать процесс захвата пищи и значительно повысить обмен веществ и все жизненные процессы.

Первыми челюстноротыми стали рыбы. В процессе эволюции образовались, не считая вымерших панцирных рыб, две основные ветви: хрящевые рыбы (акулы и скаты) и костные рыбы (осетровые, лучеперые, кистеперые и двоякодышащие).

Дополнительный материал для четвертой группы

Древние представители кистеперых рыб дали начало первым земноводным — стегоцефалам, которые с конца девонского периода стали осваивать сушу. Такое направление эволюции было возможно благодаря строению скелета плавников кистеперых рыб, в дальнейшем преобразовавшихся в пятипалые конечности земноводных. А легочные мешки кистеперых позволили перейти к дыханию атмосферным воздухом. Стегоцефалы дали начало различным современным отрядам хвостатых, бесхвостых и безногих амфибий.

От древних стегоцефалов произошли также пресмыкающиеся, или рептилии, которые являются настоящими наземными позвоночными. Освоение отдаленных от водоемов территорий потребовало существенной перестройки организации — приспособлений для защиты тела от иссушения, умения дышать кислородом атмосферы, передвигаться по суше, размножаться вне воды. Эти перестройки были довольно сложны: например, требовалось оформление мощных легких, изменение характера кожных покровов.

Дополнительный материал для пятой группы

Остаткам наиболее древних рептилий около 300 млн лет. Дальнейшая эволюция рептилий обусловливалась их изменчивостью в связи с воздействием разнообразных условий жизни, с которыми они сталкивались при размножении и расселении. Большинство групп приобрели большую подвижность; скелет их стал легче, но в то же время и прочнее. Рептилии использовали более разнообразную пищу, чем амфибии. Изменялась техника ее добывания.

Самыми интересными из всех рептилий, когда-либо живших на Земле, считаются архозавры. Среди них — крокодилы, летающие плезиозавры, динозавры и птицы. Крокодилы и птицы — единственные архозавры, дожившие до наших дней.

От рептилий произошли птицы и млекопитающие. Промежуточным звеном между современными птицами и пресмыкающимися являются первоптицы (археоптериксы), жившие в юрском периоде. Промежуточным звеном между рептилиями и млекопитающими стали распространенные в пермском и триасовом периодах звероподобные пресмыкающиеся — звероящеры.

Дополнительный материал для шестой группы

Млекопитающие в юрском и меловом периодах были представлены несколькими ветвями. В частности — первозверями, или яйцекладущими. Одна из ветвей млекопитающих дала начало низшим зверям, или сумчатым, и высшим зверям, или плацентарным. В течение третичного и четвертичного периодов формировались современные отряды высших зверей: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Китообразные, Копытные и Приматы. Около миллиона лет назад из высших приматов выделился человек и начался доисторический период развития человечества.

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель и ученики составляют филогеническое древо живой природы (см. с. 295).)

Домашнее задание

1. Прочитать § 60, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Подготовить рассказ об эволюции кровеносной и нервной систем, используя соответствующие рисунки в альбоме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]