Видоизменение листьев. Листорасположение. Листопад - Строение и жизнедеятельность цветковых растений

Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год

Видоизменение листьев. Листорасположение. Листопад - Строение и жизнедеятельность цветковых растений

Цели

• Познакомить учащихся с разнообразием и видоизменением листьев, объяснить роль листопада в жизни растений.

• Продолжить развитие интереса к изучению растений.

Средства обучения: живые или гербарные растения с листьями разной формы (чешуевидные, колючки, усики, ловчие аппараты и пр.); комнатные растения с разной формой листьев; таблицы с изображением видоизмененных листьев и листорасположения; таблица “Клеточные изменения в основании листа перед листопадом”.

Опорные точки

• Разнообразные изменения листьев.

• Три основных типа листорасположения.

• Листовая мозаика, ее значение.

• Листопад, его значение для существования растений.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Рассказ о возникновении в процессе эволюции видоизмененных листьев, обеспечивающих выживание растений с такими “странными” листьями в сложных природных условиях.

2. Беседа о расположении листьев в особом порядке, обеспечивающем лучшее поглощение солнечных лучей.

3. Характеристика листопада как естественного опадания листьев.

4. Итоговая беседа о разнообразии листьев и их функций с объяснением сложного биологического процесса — увядания и опадения.

II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала

1. Какое значение имеют видоизмененные листья в виде колючек для растений засушливых регионов?

2. Выпишите из текста параграфа названия всех видоизмененных листьев, обозначьте функцию каждого такого листа.

3. Приведите примеры растений с мутовчатым и супротивным расположением листьев. Какое значение для жизни растений имеет такое расположение?

4. Какое расположение листьев может минимально затенять их друг от друга?

5. Охарактеризуйте все изменения в стареющих листьях, которые должны будут опасть.

6. Перечислите известные вам вечнозеленые растения России, сравните их с количеством листопадных. Почему существует такое различие?

7. Нарисуйте в тетради листорасположение и листья нескольких знакомых вам деревьев.

III. Домашнее задание

1. Изучите § 29.

2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 170 — 171.

По желанию!

Изучите пункт 15 на с. 214. Подготовьте сообщение о роли листьев в питании хищных растений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]