Общая характеристика бактерий - Царство Бактерии - Многообразие живых организмов

Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год

Общая характеристика бактерий - Царство Бактерии - Многообразие живых организмов

Цели

• Продолжить знакомство с многообразием живого мира на основе изучения особенностей строения, жизнедеятельности, мест обитания и значения бактерий.

• Сформировать понятие о бактериях как представителях прокариот безъядерных организмов.

• Объяснить особенности питания и дыхания бактерий.

• Познакомить учащихся с размножением бактерий.

• Сформировать умения выполнять лабораторную работу.

Средства обучения: таблицы, фотографии, иллюстрирующие многообразие бактерий, строение и размножение бактериаль-

ной клетки; фотографии с изображением кокков, стрептококков, стафилококков, бацилл, вибрионов и др.; научно-популярная литература о бактериях и об ученых — исследователях царства Бактерии; оборудование для лабораторной работы “Бактерия сенная палочка”.

Опорные точки

• Бактерии — древнейшие организмы на Земле.

• Бактериальная клетка — представитель прокариотических организмов, имеющих специфическое строение.

• Разнообразие форм бактериальных клеток.

• Два способа питания бактерий.

• Процессы жизнедеятельности бактерий: дыхание, размножение.

• Выживание бактерий в неблагоприятных условиях.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Вводная беседа о появлении на Земле первых представителей жизни — бактерий.

2. Объяснение строения бактериальной клетки как представителя прокариотических организмов; характеристика разных форм бактерий.

3. Работа школьников с текстом учебника (ч. 1, с. 31 — 34) с целью изучения особенностей жизнедеятельности бактерий: питания, дыхания, роста и размножения.

4. Рассказ об особом состоянии бактериальных клеток, обеспечивающем выживание в условиях, невыносимых для всех других живых организмов.

5. Выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 106).

II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала

1. Почему строение бактериальной клетки следует оценивать, как очень простое, то есть примитивное?

2. Сравните строение двух клеток — растительной и бактериальной, выявите различие, установите сходство. Могли ли растительные клетки произойти от бактериальных? Почему?

3. Что такое нуклеоид и каково его местоположение в клетках бактерий?

4. Какое общее название имеют бактерии, для питания которых необходим солнечный свет? Какова среда их обитания?

5. Какова интенсивность размножения бактерий? Какие причины могут погубить их и почему все же бактерии выживают в самых трудных условиях?

6. Используя рисунок 16 (ч. 1, с. 32), зарисуйте в тетради формы бактериальных клеток.

III. Домашнее задание

1. Изучите § 5.

2. Изучите информацию на с. 101 — 102 о гетеротрофных бактериях и составьте таблицу “Способы питания гетеротрофных бактерий” с колонками: “Сапрофиты”, “Симбиониты”, “Паразиты”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]