ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ. ВСАСЫВАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ. ВСАСЫВАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ

Педагогическая цель

Сформировать представление о процессе пищеварения в кишечнике, об особенностях всасывания питательных веществ

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится давать определение понятию фермент; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологических процессов питания, пищеварения; будет знать определение понятия фермент, сущность биологических процессов питания, пищеварения

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; сможет освоить приемы исследовательской деятельности.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Ворсинки, всасывание

Оборудование

Таблица “Строение пищеварительной системы”

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81771 /?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль


осуществляемые

действия

формируемые

умения


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Заполнение сравнительной таблицы.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИЩЕВАРЕНИЯ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЖЕЛУДКЕ

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, заполнение сравнительной таблицы


Характеристика

Ротовая полость

Желудок


Среда

Слабощелочная

Кислая


Ферменты

Амилаза

Пепсин


Основные железы

Парные околоушные, подъязычные и подчелюстные железы

Железы желудка


Вещества, подвергающиеся обработке

Углеводы

Белки


- Что собой представляет желудок? (Желудок - резервуар для пищи, в котором происходит выделение ферментов и переваривание пищи.)

- Какую функцию выполняет соляная кислота? (Обеззараживает пищу от бактерий, активизирует работу пепсина.)

- Что увеличивает площадь поверхности желудка? (Слизистая оболочка желудка образует множество складок, что увеличивает ее поверхность.)

- К чему может привести проглатывание больших, не пережеванных комков пищи? (Пищевой комок может острыми краями повредить пищевод, в желудке ферменты долго будут обрабатывать пищу, что нарушает пищеварение.)


II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- На прошлом уроке мы остановились на том, что пища прошла из желудка в кишечник. Что же происходит в кишечнике, каким образом питательные вещества поступают из кишечника в кровь? Углеводы и белки уже расщепились, а что же происходит с липидами?

Обо всем этом мы сегодня узнаем

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

Задание. Используя текст учебника, выделите, какие отделы кишечника различают? (Двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямой кишечник.)

- Тонкий кишечник - орган, имеющий длину 5-6 м. Он подразделяется на двенадцатиперстную кишку, имеющую длину около 30 см, тощую кишку и подвздошную кишку. Стенки кишечника постоянно сокращаются, продвигая пищевые массы по кишечнику и перемешивая их. В стенках тонкого кишечника содержится огромное число мелких желез, выделяющих ферменты. Они завершают переваривание пищевых веществ в организме человека. В двенадцатиперстную кишку открывается проток от желчного пузыря. Он является временным резервуаром желчи. Это зеленовато-желтая жидкость, которая образуется клетками печени. Печень - самый большой внутренний орган человека, ее масса достигает почти 1,5 кг. Она расположена в правой верхней части брюшной полости, прямо под диафрагмой (учитель сопровождает свой рассказ иллюстрациями в презентации или на таблицах).

- Кроме этого, в двенадцатиперстную кишку открываются также протоки поджелудочной железы. К какому типу желез относится поджелудочная железа? (Это железа смешанной секреции.)

- В тонком кишечнике переваривание пищи происходит именно в двенадцатиперстной кишке. Здесь на пищу действуют ферменты сока стенок кишечника (кишечный сок), ферменты поджелудочной железы (поджелудочный, или панкреатический сок) и желчь, вырабатываемая печенью.

Задание. Составьте схему пищеварительных ферментов, действующих в двенадцатиперстной кишке.

Составляют схему:

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Составляют схему (в произвольном виде)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)


Пищеварительные ферменты


... среда


кишечный сок

панкреатический сок

желчь


Вырабатываются


стенками кишечника

поджелудочной железой

печенью


Расщепляют



- По мере моего рассказа вы будете продолжать заполнять схему. Особенностью и условием эффективного пищеварения в кишечнике является слабощелочная среда.

Кишечный сок представляет собой мутноватую жидкость, содержащую многочисленные клетки кишечного эпителия. Эти клетки разрушаются, и ферменты, находящиеся в них, расщепляют органические вещества.

Панкреатический сок - это прозрачная жидкость, которая содержит ферменты, способные переваривать белки, жиры и углеводы. Желчь необходима для эмульгирования жиров - дробления их на мельчайшие капельки. Желчь также активизирует пищеварительные ферменты, особенно липазу, расщепляющую жиры.

Заполняют схему:


Пищеварительные ферменты


Слабощелочная среда


кишечный сок

панкреатический сок

желчь


Вырабатываются


стенками кишечника

поджелудочной железой

печенью


Расщепляют

Эмульгирует жиры, активирует липазу, расщепляющую жиры


органические вещества: белки, жиры, углеводы

органические вещества: белки, жиры, углеводы


- Благодаря перистальтическим движениям стенок кишечника пищевые частицы лучше контактируют с пищеварительными соками, а переработанные вещества передвигаются дальше, в толстый кишечник.

Важным процессом является всасывание питательных веществ во внутреннюю среду организма человека.

Вопрос:

- Какие составные части выделяют во внутренней среде организма? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость.)

- Вода, а также растворенные в ней различные соли всасываются во всех отделах желудочно-кишечного тракта. Эпителий кишечника образует ворсинки, которые увеличивают общую всасывающую поверхность. Вопрос:

- До каких составляющих расщепляются белки, углеводы и жиры? (Белки - до аминокислот, углеводы - до моносахаров, например глюкозы, жиры - до глицерина и жирных кислот.)

- Продукты расщепления всасываются через стенки тонкого кишечника: аминокислоты и глюкоза всасываются в кровь, а глицерин и жирные кислоты - в лимфатические сосуды. Питательные вещества с током крови прежде всего попадают в печень. В клетках печени вредные для здоровья вещества разрушаются. Таким образом, печень выполняет барьерную функцию. Клетки печени способны разрушать никотин, а также алкоголь. Но многие вещества могут наносить печени вред, тем самым приводя ее клетки к гибели. Разрушение клеток печени называется циррозом печени. Это страшный диагноз, который может привести к смерти. Кроме барьерной функции, печень выполняет запасающую функцию: в печени часть глюкозы превращается в запасной углевод - гликоген.

Из тонкого кишечника непереваренные пищевые массы переходят в толстый кишечник. Между тонким и толстым кишечником находится специальный клапан, пропускающий пищевые массы порциями и только в одном направлении. Железы стенок толстого кишечника ферментов не вырабатывают, но выделяют слизь, необходимую для формирования каловых масс. Они на 70 % состоят из воды, а все остальное - остатки непереваренной пищи (главным образом клетчатки) и бактерии. Организм не может терять такое большое количество воды, поэтому в толстом кишечнике происходит частичное обратное всасывание воды и растворенных в ней веществ. В толстом кишечнике живет и размножается большое количество бактерий. Они помогают организму перерабатывать клетчатку. Через прямую кишку каловые массы удаляются наружу. Опорожнение прямой кишки - дефекация - является сложным рефлекторным актом, находящимся под контролем головного мозга


IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил правильного питания. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в процессах переваривания пищи. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Задание. Соотнесите элементы правого и левого столбцов.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух






Вещество

Фермент





А. Белки

1. Липаза





Б. Жиры

2. Амилаза





В. Углеводы

3. Пепсин




Ответ: А3, Б1, В2.

- Благодаря чему увеличивается всасывательная поверхность кишечника? (Благодаря наличию на ней ворсинок.)

- Какую функцию выполняет печень? (Барьерную и запасающую.)

- Что собой представляет желчь? Какую функцию она выполняет?

(Это зеленовато-желтая жидкость, которая образуется клетками печени. Желчь необходима для эмульгирования жиров - дробления их на мельчайшие капельки. Желчь также активизирует пищеварительные ферменты, особенно липазу, расщепляющую жиры)



V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы



VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы



Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 181-186; дополнительно: создать презентацию по теме “Гигиена питания”, подготовить сообщения на темы: “Как правильно питаться”, “Нормы питания”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]