Урок-семинар на тему «Виды химической связи, типы кристаллических решеток» - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока - химия

Поурочные разработки по химии 11 класс

Урок-семинар на тему «Виды химической связи, типы кристаллических решеток» - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока - химия

Цели урока: обобщить, закрепить знание учащимися темы и умение применять их в решении упражнений.

Оборудование: таблицы «Виды химической связи», «Типы кристаллических решеток», кристаллические решетки (модели): ионная, атомная, молекулярная; кодотранспорант с вопросами теории и практики.

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка целей и задач урока, организация учащихся на проведение семинара. Вопросы теории обсуждаются согласно их последовательности, используются конспекты, текст учебника, наглядные пособия.


II. Обсуждение вопросов теории и практики

Теоретическая часть

1. Понятия «химическая связь», «электроотрицательность».

2. Ионная связь. Определение. Примеры соединений. Механизм образования ионной связи. Тип кристаллической решетки, физические свойства веществ с ионной связью.

3. Ковалентная связь. Определение. Примеры соединений. Виды ковалентной связи. Механизмы образования ковалентной связи:

а) обменный;

б) донорно-акцепторный;

Типы кристаллических решеток, физические свойства веществ.

4. Металлическая связь. Определение. Пример. Механизмы образования. Тип кристаллической решетки. Физические свойства. Сходство и различия с ковалентной и ионной связью.

5. Водородная связь. Определение. Примеры соединений. Механизмы образования водородной связи. Тип кристаллической решетки. Физические свойства веществ.

6. В чем заключается единство природы всех видов химической связи? На конкретных примерах объяснить переход одного вида связи в другой. Далее приступаем к обсуждению вопросов практики, которые непосредственно являются домашним заданием.


Практическая часть

1. Какие виды химической связи и типы кристаллических решеток характерны для соединений?

N2; Са; CaF2; F2; OF2; К2O2; Na2SO4.

2. Объяснить механизм образования связи в соединениях.

a) N2; б) Са; в) OF2; г) CaF2.


II. Самостоятельная работа

Вариант I

Вариант II

1. Дать характеристику соединений по плану: вид связи, определение, механизм образования связи, способ перекрывания орбиталей, тип кристаллической решетки, физические свойства.

а) NF3

б) MgCl2

a) H2S

б) Сl2

2. Возникает ли в соединении водородная связь и какая именно?

HF

NH3

Почему они растворяются в воде?


III. Подведение итогов урока


IV. Домашнее задание

Повторить: валентные состояния атома углерода в органических соединениях; гибридизация –sp3; -sp2: -sp, записи за 10 класс, учебник для 10 класса.

Ответы на вопросы теории предложены в планах-конспектах уроков № 1, 2, учебник § 6.


Ответы

Практическая часть

1. Ионная связь — CaF2; ионная кристаллическая решетка. Ковалентная неполярная связь — N2; F2; молекулярная кристаллическая решетка.

Ковалентная полярная связь — OF2; молекулярная кристаллическая решетка.

Са — металлическая связь, металлическая решетка.

К2O2 — в соединении ионная связь и ковалентная неполярная; ионная кристаллическая решетка.

Na2SO4 — в соединении ионная связь; ковалентная полярная, в анионе SO42 — ионная кристаллическая решетка.

2. Механизм образования связи в соединениях:

a) N2 — ковалентная, неполярная связь.

+7; 1s22s22p3

— атом азота имеет пару спаренных электронов и три неспаренных по обменному механизму с другим атомом азота идет образование трех общих электронных пар, идет перекрывание р-орбиталей, одно осевое — σ-связь и два боковых перекрывания 2π-связи.

Кратность связи — 3.

Кристаллическая решетка — молекулярная.

б) Са — металл, металлическая связь, в кристалле присутствуют атомы-ионы, свободные электроны; за счет их взаимопритяжения осуществляется связь.

в) OF2 — ковалентная полярная связь.

+8; 1s22s22p4

— атом кислорода имеет две пары спаренных электронов и 2p-неспаренных электрона.

-9; 1s22s22p5

— атом фтора имеет три пары спаренных электронов и 1 р-неспаренный электрон.

Между атомом кислорода и двумя атомами фтора образуются общие электронные пары по обменному механизму, т. к. ЭО фтора больше ЭО кислорода, общие электронные пары смещены в сторону атомов фтора.


г) CaF2 — ионная связь соединения образована элементами, резко отличающиеся в ЭО.

Са — металл

F — неметалл

Са 4s2

F +8; 2s22p5

отдает 2е- атомам фтора


приобретает заряд +2

атом фтора принимает один электрон, приобретает заряд -1.


Взаимопритяжение противоположно заряженных частиц приводит к образованию соединения с ионной связью.


Самостоятельная работа

Вариант I

1. a) NF3 — ковалентная полярная связь. Связь посредством общих электронных пар, образованных по обменному механизму

N +7; 1s22s23

F +9; 1s22s22p5

image37

три неспаренных р-электрона

image38

один неспаренный p-электрон, необходимо три атома фтора

image34

Перекрывание орбиталей осевое, образуются σ-связи; кратность связи между атомами — 1.

Кристаллическая решетка молекулярная, возможно, что это газ, легко переходящий в жидкость.

б) MgCl2 — ионная связь, связь за счет электростатического притяжения противоположно заряженных частиц. Соединение образовано металлом и неметаллом, которые резко отличаются в ЭО.

image35

image36

Взаимопритяжение противоположно заряженных частиц приводит к образованию соединения с ионной связью:

image39

Ионная кристаллическая решетка, вещество твердое, тугоплавкое.

2. HF — соединения с полярной ковалентной связью в молекуле есть смещение общей электронной пары к ЭО атому фтора и возникает полюсность. δ+ — у атома водорода и δ- — у атома фтора, фтор также имеет неподеленные пары электронов Между молекулами возможно образование водородной связи.

image40

Так как в молекуле воды также наблюдается смещение общих элек тронных пар к ЭО атома О — кислороду, который также имеет неподеленные пары электронов. В молекуле у атомов водорода возникает недостаток электронной плотности δ+, у атома кислорода — избыток δ-.

Между молекулами фтороводорода и воды возможно образование водородных связей, фтороводород растворим в воде.

image41


Вариант II

1. a) H2S — ковалентная полярная связь, связь посредством общих электронных пар, образованных по обменному механизму.

image42

один неспаренный s-электрон

image43

на третьем энергетическом уровне две пары спаренных электронов и 2р-неспаренных электрона

image44

Идет перекрывание s-орбиталей атомов водородов и p-орбиталей атома серы, перекрывание осевое, образуется σ-связь, смешенная в сторону ЭО атома серы, кратность связи — 1; кристаллическая решетка молекулярная.

б) Сl2 — ковалентная неполярная связь, связь посредством обшей электронной пары, образованной по обменному механизму.

image45

В атоме три пары спаренных электрона и один р-электрон, не спаренный. Происходит перекрывание p-орбиталей, осевое, возникает σ-связь.

image46

Кратность связи — 1. Кристаллическая решетка молекулярная.

2. NH3 — соединение с полярной ковалентной связью, в молекуле есть смещение общих электронных пар к ЭО атому азота, у которого есть неподеленная пара электрона, возникает полюсность: δ+ — у атомов водорода, δ- — у атома азота.

Между молекулами возможно возникновение водородных связей.

image47

Так как в молекуле воды также наблюдается смешение общих электронных пар к ЭО атому — кислороду, который также имеет неподеленные пары электронов. В молекуле Н2O у атомов водорода возникает недостаток электронной плотности δ+. у атома кислорода — избыток δ+. Между молекулами NH3 и Н2O возможно образование водородных связей. NH3 растворим в воде.

image48






Для любых предложений по сайту: [email protected]