Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Химия - Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - 2018 год

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Между основными классами неорганических соединений — простыми веществами, оксидами, кислотами, основаниями и солями — существует генетическая связь, под которой подразумевается возможность их взаимного перехода.

Предположим, что из простого вещества необходимо получить соль — сульфат лития. Простым веществом может быть как литий, так и сера. Покажем это.

Металлический литий, взаимодействуя с кислородом, образует оксид, который под действием воды даёт гидроксид. Взаимодействие гидроксида лития с серной кислотой приводит к образованию соли — сульфата лития. Эти превращения отражены следующими химическими уравнениями:

Эту же соль можно получить, исходя и из серы:

Таким образом, один и тот же продукт может быть получен различными путями.

Возможен и обратный переход — от солей к другим классам неорганических соединений. Так, исходя из сульфата меди(II), можно получить гидроксид меди(II), который при нагревании легко превращается в оксид меди(II). Последний при нагревании в атмосфере водорода или при прокаливании с углём превращается в металлическую медь:

Итак, подобная связь между отдельными классами соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической.

Генетическую связь можно представить следующей упрощённой схемой:

Обратите внимание, что стрелки на схеме направлены в обе стороны. Это, например, означает, что не только можно получить соль взаимодействием основания и кислоты, но и выделить из этой соли кислоту или основание:

Или, если при взаимодействии металла и неметалла получается соль, то в определённых условиях из неё вновь можно выделить исходные простые вещества, например:

Следует иметь в виду, что довольно часто получение веществ в химии осуществляется не прямым, а косвенным методом. Так из кислотного оксида SiO2 нельзя взаимодействием с водой получить соответствующую ему кислоту:

В этом случае сначала получают соль, а затем вытесняют из этой соли кислоту действием более сильной кислоты:

Или при получении гидроксида меди(II) из оксида нельзя использовать взаимодействие СuО с водой (эти вещества не взаимодействуют),

в этом случае необходимо осуществить реакции:

Знание генетической связи между различными классами неорганических соединений позволяет выбирать удобные методы синтеза необходимых веществ из доступных реагентов.

Задания

Часть 1

К каждому из заданий части 1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В схеме превращений

веществом “Х2” является

1) FeO

2) Fe(OH)3

3) Fe2O3

4) Fe(OH)2

2. В схеме превращений

веществом “X” является

1) FeSO4

2) FePO4

3) FeO

4) Fe(OH)3

3. В схеме превращений

веществом “Х2” является

1) СаО .

2) Са(ОН)2.

3) Са(НСO3)2

4) СаН2

4. В схеме превращений

веществом “Х2” является

1) СаСО3 .

2) СаСl2 .

3) СаО

4) Са(ОН)2

5. В схеме превращений

веществом “Х” является

1) Zn3(PO4)2.

2) ZnS

3) ZnCl2 .

4) ZnCO3

6. В схеме превращений

веществом “X” является

1) СuО .

2) С.

3) СuН2 .

4) СuСl2

7. В схеме превращений

веществом “Х2” является

1) FeCl3 .

2) FeCl2 .

3) Fe2O3 .

4) FeO

8. В схеме превращений

веществами “Х1” и “Х2” могут быть соответственно

1) K2SO4 и КОН

2) NaCl и НСl

3) Na2SO4 и H2SO4.

4) НСl и NaOH

9. В схеме превращений

веществом “X” является

1) BaSO4 .

2) H2SO4 .

3) S

4) H2S

10. В схеме превращений

веществом “X” является

1) Са3Р2

2) РСl3

3) Р2O5

4) Н3РO3

Часть 2

Дайте полный развёрнутый ответ на задания части 2.

11. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

12. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

13. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

15. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

16. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

алюминий → гидроксид алюминия → X → алюминат натрия

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

17. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

медь → нитрат меди(II) → X → оксид меди(II)

Для второго превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

18. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

FeS2 → X → сернистая кислота → сульфит кальция

Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

19. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

азотная кислота → оксид азота(II) → X → азотная кислота

Для первого превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.

20. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

оксид азота(IV) → X → нитрат аммония → аммиак

Для второго превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.






Для любых предложений по сайту: [email protected]