Английский язык - Книга для учителя 9 класс - В. П. Кузовлев - 2017 год
WHAT SCHOOLS ARE THERE IN YOUR COUNTRY - What school do you go to - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЦИКЛАМ УРОКОВ
Планируемые результаты (цели цикла по аспектам ИК):
личностные результаты (воспитательный и социокультурный аспекты):
воспитательный аспект — воспитание положительного отношения к учебной деятельности, школе; расширение познавательных потребностей; формирование ответственного отношения к образованию и самообразованию, понимания их важности в условиях современного информационного общества, положительного отношения к чтению, ценностного отношения к учёбе как к виду творческой деятельности, умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; воспитание уважительного отношения к мнению собеседника, его взглядам, понимания чужой точки зрения, эмоционально-нравственной отзывчивости (готовности помочь), понимания чувств других людей и сопереживание им; развитие умения сотрудничать, осознавать родную культуру через контекст культуры англоязычных стран, участвовать в межкультурной коммуникации, вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками; формирование навыков коллективной учебной деятельности (умения сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, работать в паре/группе, оказывать взаимопомощь); воспитание самостоятельности;
социокультурный аспект — знакомство с системой образования в Великобритании, США, Канаде, Австралии и России, с различными видами дошкольных учреждений (kindergartens, nurseryclasses), со школами, которые обеспечивают среднее образование (public schools, boarding schools, comprehensive schools, grammar schools), c наиболее известными британскими частными школами (Eton, Harrow, Winchester), с возможностями продолжать обучение после окончания средней школы, с лучшими университетами США (Yale, Georgetown, Princeton, Brown), с такими реалиями, как письма из университетов, сообщающие о принятии ученика в университет (acceptance letters), с различными видами экзаменов в школе (GCSE, A level, the 11+ exam), с краткой историей Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, с отрывками из художественных и публицистических произведений классических и современных авторов (WilliamBrown by S. Townsend, The School at the Chalet by E. Brent-Dyer, My Family and Other Animals by G. Durrell, Think Big by B. Carson, C. Murphey), со стихотворением Кена Несбита и статьёй из газеты The Guardian; развитие умений ориентироваться в реалиях, встречающихся в обыденной жизни в странах изучаемого языка, сопоставлять реалии стран изучаемого языка и родной страны, передавать реалии родной культуры средствами АЯ и представлять собственную культуру, ориентироваться в аутентичных текстах различной функциональной направленности;
метапредметные результаты (развивающий аспект):
регулятивные — умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные — умения работать с прослушанным/прочитан- ным текстом: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, словообразованию, пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств, решать проблемы творческого и поискового характера, использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию, осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома, организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;
коммуникативные — умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации, планировать своё речевое и неречевое поведение, иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты, использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия, с помощью вопросов добывать недостающую информацию, осуществлять межкультурное общение на АЯ, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции, аргументировать свою точку зрения;
предметные результаты (учебный аспект):
• в чтении: лексические навыки (39 ЛЕ) по теме “Школьное образование” и 9 ЛЕ из книги для чтения; грамматические навыки (reported questions, Passive Voice, articles, linking words), словообразовательные элементы (-ment, -tion, -ness, -ity, -ance, -ous, -ing, -al, extra-, un-); умения читать тексты различных жанров (публицистические, художественные) и типов (статья, рассказ, стихотворение); работа над тремя видами чтения: с целью понимания основного содержания (reading for the main idea), с целью полного понимания текста (reading for detail), с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information); умения догадываться о значении незнакомых слов по аналогии с родным языком, по картинкам, контексту, словообразовательным элементам, предвосхищать содержание прочитанного, устанавливать логическую последовательность основных фактов/событий, представлять информацию в форме, отличной от её первоначального вида, выражать своё отношение к прочитанному, находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом, соотносить информацию в тексте с личным опытом, переводить, выполнять тесты в формате multiple choice;
• в говорении: лексические навыки (33 ЛЕ) по теме “Школьное образование”; грамматические навыки употребления в речи косвенных вопросов, использования пассивного залога, артиклей с существительными school/college и т. д.; в диалогической речи: умения вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, запрашивать и сообщать фактическую информацию, употреблять речевые функции: запрашивать информацию о необходимости делать что-то (asking if you must do sth), успокаивать и ободрять (calming and reassuring someone), в монологической речи: умения кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи, делать сообщение на основе прочитанного, выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному/услышанному, сравнивать;
• в аудировании: умение понимать на слух аудиотексты различных жанров (высказывания, публицистика) и типов (диалог, сообщение); работа над двумя видами аудирования: аудирование с целью полного понимания текста (listening for detail), с целью извлечения конкретной информации (listening for specific information); умения выделять и фиксировать необходимую информацию, выполнять тесты в формате multiple choice;
• в письме: умения написать письмо о своей школе и школьной жизни, используя усвоенный лексический и грамматический материал в соответствии с речевой задачей, а также средства логической связи (linking words), разбивать текст на абзацы и выделять главное предложение в абзаце и предложения, описывающие детали, фиксировать содержание услышанного в краткой форме, делать выписки для построения собственного высказывания, кратко излагать прочитанное и выполнять письменные проекты.
Lesson 1. WHAT SCHOOLS ARE THERE IN YOUR COUNTRY?
Планируемые результаты (цели урока по аспектам ИК):
личностные результаты (воспитательный и социокультурный аспекты):
воспитательный аспект — воспитание положительного отношения к учебной деятельности, школе; расширение познавательных потребностей; воспитание желания расширять кругозор;
социокультурный аспект — знакомство с системой образования в Великобритании и России: с различными видами школ (public schools, boarding schools, comprehensive schools, grammarschools), с дошкольными учреждениями (kindergartens, nursery classes), с наиболее известными британскими школами (Eton, Harrow, Winchester); развитие умения ориентироваться в реалиях обыденной жизни в странах изучаемого языка, находить сходство и различия на межкультурном уровне и развитие умения представлять собственную культуру; знакомство с отрывком из публицистического произведения William Brown by S. Townsend;
метапредметные результаты (развивающий аспект):
регулятивные — умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
познавательные — умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, словообразованию, пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств, использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач, осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
коммуникативные — готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ; умения иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
предметные результаты (учебный аспект): формирование лексических навыков говорения;
сопутствующие задачи: совершенствование произносительных навыков и навыков чтения вслух; совершенствование грамматических навыков; развитие умений читать с целью извлечения конкретной информации, пользоваться содержательными опорами; развитие речевого умения (монологическая форма речи: сообщение).
Речевой материал:
продуктивный: лексический — to attend, basic, comparison (in ~ with), a comprehensive school, compulsory, a course, education, an entrance examination, general, a gymnasium, a lyceum, a nurseryclass, optional, to pass an exam, a private school;
грамматический — для повторения: Present Simple Passive, страдательный залог с модальными глаголами; словообразование: суффиксы существительных -tion, -sion, -ity, прилагательных -al, -ory, -ent;
рецептивный: лексический — a curriculum, a stage; из книги для чтения: literacy, absence.
Ход урока
1. 1) В упражнении семантизируются новые ЛЕ. Ученики читают текст и слушают аудиозапись, читают новые слова в “Word Box” и выясняют их значения, отрабатывают произношение новых слов, затем находят типы школ, существующих в Великобритании.
Ключи: state schools and independent schools; private and public schools; boarding schools; primary schools; secondary schools; grammar schools; kindergartens and nursery classes.
Можно сначала ознакомиться с новыми словами в разделе “Word Box”, отработать их произношение, а затем прочитать текст под фонограмму и ответить на вопрос упражнения.
Дополнительное задание. Рекомендуется организовать работу по чтению текста вслух, обращая внимание на интонационное оформление каждого предложения.
1. 2) На этапе автоматизации новых ЛЕ ученики заполняют пропуски в предложениях, используя текст в качестве опоры. Полученный текст может быть взят за пример/основу для рассказа о системе образования в Англии.
Ключи: Education is provided by state schools and independent schools. State schools are free. If pupils go to a public or private school, parents pay for their education. Compulsory education means that all children must attend school between the ages of 5 and 16. Kindergartens and nursery classes are optional. Children start school at the age of 5. Comprehensive schools and grammar schoolsprovide secondary education. There are no entrance examinations in comprehensive schools. If pupils want to enter a grammar school, they have to pass the 11+ exam. Pupils take national exams at the end of each stage of education.
1. 3) Ученики заполняют таблицу о системе образования в Англии, используя текст. Помимо письменного выполнения этого упражнения, можно попросить учеников рассказать о системе образования в Англии. Эта таблица может быть использована на следующих уроках для повторения ЛЕ по данной теме.
Ключи: 1 — kindergartens/nursery school, 2 — primary school, 3 — secondary school, 4 — comprehensive school, grammar school, 5—7 — national exams.
1. 4) Ученики находят в тексте предложения в страдательном залоге, соотносят их с правилом в грамматическом справочнике и переводят предложения. После этого рекомендуется выполнить упражнение 2 из рабочей тетради, в котором ученики трансформируют предложения из действительного залога в страдательный и соотносят их c правилом в грамматическом справочнике.
Ключи: 1. Different problems are discussed at the lessons. 2. А new school was built. 3. Exams must be taken at the end of each stage of education. 4. The results of the tests will be known in a few days. 5. The work had been finished before the exams started. 6. In the next ten years, education will be got through the Internet. 7. Has Ann been told about the news? 8. Who’s going to be invited to play for the school team?
Дополнительную информацию о системе образования в Великобритании, школьной жизни и по другим вопросам, связанным с образованием, можно найти в Интернете на сайте www.woodlands-junior.kent.sch.uk.
2. Ученики знакомятся с информацией, представленной в “Fact File”. Можно задать дополнительные вопросы: What types of schools are there in Russia? What types of schools provide pre-school education? What stages does the basic education consist of? What exams do pupils take at school?
Ключи: There are two types of schools in Russia — state schools and private schools. State schools provide free education. Parents have to pay for their children’s education if they want to enter a private school. Only 1 % of schools in Russia is private. Education in Russia is compulsory between the ages of 6 and 15. Basic education takes 9 years; it includes 4 years of primary school and 5 years of secondary school. At primary school, pupils learn reading, writing, arithmetic, arts and sport. At secondary school, the number of subjects grows. Besides schools of general education, in Russia there are gymnasiums and lyceums. At the end of the 9-year course, pupils take the Basic State Exam.
Pre-school education is optional. It is provided by kindergartens and nursery classes in schools.
2. 2) Ученики сравнивают систему образования в России и Англии. В модели приведены несколько возможных вариантов для выражения функции сравнения, каждый ученик использует только те варианты, которые он/она хочет.
3. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 3; книга для чтения, упр. 1.
C этого урока начинается работа над проектом.
Ключи к упражнению 3 из рабочей тетради.
3. 1) 1 — E; 2 — F; 3 — D; 4 — G; 5 — A; 6 — C; 7 — B.
3. 2) 1. at school; 2. failed; 3. in the school; 4. passed/took ... exams; 5. will take exams; 6. in school; 7. school ... to.
Ключи к упражнению 1 из книги для чтения.
1. 1) C — The importance of being able to read.
1. 2) Проблемы с грамотностью (§ 1) — literacy problems. Удовлетворительно читать и писать на своем языке (§ 1) — to read and write their own language satisfactorily. Очень грамотная женщина (§ 1) — highly literate woman. Во время отсутствия в школе (§ 2) — during an absence from school. Биться над правописанием и пунктуацией (§ 4) — struggled with his spelling and punctuation. Адекватно подготовить к взрослой жизни (§ 4) — adequately prepare him for adult life. Перестать завидовать (§ 4) — stop being jealous.
1. 3) 1 — C; 2 — B; 3 — C; 4 — B; 5 — A; 6 — A; 7 — B; 8 — C.