Знакомимся с заданиями 26-31 - Грамматика и лексика

Английский язык - Я сдам ЕГЭ! - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - 2018

Знакомимся с заданиями 26-31 - Грамматика и лексика

Описание заданий 26—31

Группа заданий 26—31 базового уровня проверяет владение способами словообразования (задание с кратким ответом). Даётся связный текст с шестью пропусками. Для каждого пропуска на той же строчке справа на полях заглавными буквами напечатано слово, от которого нужно образовать однокоренное слово, чтобы заполнить пропуск в тексте. За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу. Максимальный балл — 6.

Стратегии выполнения заданий 26—31

1. Сначала быстро прочитайте текст (просмотровое чтение), чтобы понять его общее содержание.

2. Затем внимательно прочитайте первый фрагмент, содержащий пропуск, и попытайтесь определить, какая часть речи нужна, чтобы его заполнить (имя существительное, прилагательное, глагол, наречие).

3. Определив, какую часть речи необходимо образовать, постарайтесь вспомнить суффиксы и префиксы, характерные для этой части речи.

4. Чтобы правильно выполнить задание, иногда нужно использовать и префикс, и суффикс.

5. Важно также понять из контекста, не требует ли он использования отрицательного префикса (un-, in-/im-) или суффикса (например, суффикс прилагательных -less).

6. Помните, что инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, и пропуск не может быть заполнен его синонимом.

7. После заполнения пропусков снова прочитайте текст.

8. При проверке данного задания убедитесь:

• образовали ли вы от опорных слов однокоренные слова, относящиеся к той части речи, которая требуется по контексту;

• не употребили ли вы несуществующие слова;

• не нужны ли отрицательные префиксы либо суффиксы в преобразованном однокоренном слове;

• использовали ли вы тот отрицательный префикс или суффикс, который употребляется с указанным корнем;

• правильно ли оформлен ваш ответ с точки зрения орфографии.

Учимся выполнять задания 26—31

Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—31, однокоренные слова, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26—31.

26-31

Bath

“Bath is the finest place on earth for you may enjoy it without getting tired.” These are the words of the 18th-century ________________ James Boswell upon his first visit to the place.

He was right, of course. This is a ________________ glorious Georgian city with its well-preserved Roman remains and famous baths.

Bath is one of the easiest cities to explore with a compact centre of broad main streets lined with numerous historic ________________ and pretty shops.

Everything you could want to see is within walking distance but you can spend several days in Bath each day doing something different and something ________________._______

Don’t forget that nearby is the ancient and ________________ Stonehenge, a circle of enormous rocks on the edge of the Salisbury Plain.

Perhaps Bath and its surroundings have some greatest sights in Britain. A trip to this city or in any ________________ from it will lead you to a wonderful day.

TRAVEL

TRUE

BUILD

EXCITE

MYSTERY

DIRECT

Разбор заданий 26—31

ШАГ 1. Знакомимся с заданиями 26—31. Внимательно изучаем инструкцию. Стараемся понять, что необходимо сделать в этих заданиях.

Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—31, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26—31.

В заданиях 26—31 предлагается небольшой связный текст, в котором имеются пропуски. Ваша задача состоит в том, чтобы правильно заполнить их, используя при этом слова на полях, написанные заглавными буквами. Основываясь на контексте, необходимо образовать однокоренное, родственное слово и вставить его в пропуск в нужной грамматической форме. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл, за всё задание — 6 баллов.

ШАГ 2. Читаем текст, пытаемся понять его смысл, логику, невзирая на пропуски.

The text tells us about tourist attractions in the city of Bath and its surroundings.

ШАГ 3. Выполняем задание 26. Внимательно читаем первый абзац, содержащий пропуск.

26

Bath

“Bath is the finest place on earth for you may enjoy it without getting tired”. These are the words of the 18th century ________________ James Boswell upon his first visit to the place.

TRAVEL

По смыслу прочитанного понимаем, что здесь нужно существительное в роли приложения, описывающее занятия или профессию героя повествования. В правом поле стоит опорное слово travel, на основе которого нужно образовать слово так, чтобы оно грамматически вписывалось в контекст и подходило по смыслу. Для того чтобы образовать новые слова, часто используются префиксы (часть слова, стоящая перед корнем) либо суффиксы (часть слова, стоящая после корня). Что нам понадобится — префикс или суффикс?

Для образования существительного, обозначающего человека по его профессии, занятию, действиям, часто используют суффиксы -еr/-оr, -ist. В нашем случае нужен суффикс -еr для образования слова traveller (ВrЕ) или traveler (AmE). Перечитаем абзац, чтобы проверить, вписывается ли слово в контекст по смыслу. Да, вписывается. Правильный ответ либо traveller (ВrЕ), либо traveler (AmE). Как уже указывалось, правильные краткие ответы на задания раздела “Грамматика и лексика” включают и британское? и американское написание слов. В данном случае логичней использовать британскую орфографию (в тексте рассказывается о городе в Великобритании), но американское написание слова также будет принято как правильный ответ.

ШАГ 4. Выполняем задание 27. Тщательно изучаем второй абзац, содержащий пропуск.

27

Не was right, of course. This is a ________________ glorious Georgian city with its well-preserved Roman remains and famous baths.

TRUE

В пропуске надо восстановить слово, которое поясняет прилагательное glorious — таким словом может быть только наречие. Наличие артикля перед пропуском не должно вводить нас в заблуждение, так как артикль относится к существительному city и стоит перед определением к нему (a glorious city). В правом поле находится прилагательное true, от которого нужно образовать родственное слово. Это подтверждает нашу мысль о том, что требуется образовать наречие, так как наречия, как правило, образуются от прилагательных с помощью с помощью суффикса -. Присоединим к основе true суффикс - и получим наречие truly (обратите внимание на правописание наречия!). Впишем ответ truly в пропуск и перечитаем предложение. Да, это правильный ответ.

ШАГ 5. Выполняем задание 28. Тщательно изучаем следующий абзац, содержащий пропуск.

28

Bath is one of the easiest cities to explore with a compact centre of broad main streets lined with numerous historic ________________ and pretty shops.

BUILD

По смыслу предложения пропуск следует заполнить существительным, которое будет выступать в роли однородного члена предложения с существительным shops. В правом поле дан глагол build, от которого нужно образовать родственное слово так, чтобы оно грамматически и лексически вписалось в предложенный контекст. Возьмем опорное слово build, добавим суффикс -ing и получим существительное building. По своему лексическому значению это слово вполне подходит, чтобы заполнить пропуск. Подумаем о нужной грамматической форме: прилагательное numerous и однородный член — существительное shops свидетельствуют о том, что образованное нами существительное должно стоять во множественном числе. Добавим окончание -s. В пропуск запишем слово buildings. Перечитаем данный фрагмент, чтобы убедиться, что ответ подходит. Да, он подходит.

ШАГ 6. Выполняем задание 29. Тщательно изучаем следующий абзац, содержащий пропуск.

29

Everything you could want to see is within walking distance but you can spend several days in Bath each day doing something different and something ________________.

EXCITE

Прочитаем ещё раз данный абзац и попробуем определить, какую часть речи нам нужно образовать от опорного глагола excite. Мы увидим, что нам нужно прилагательное. Почему? У нас есть подсказка в виде слова different, которое является прилагательным и одновременно однородным членом пропущенного слова. Общий смысл предложения также указывает на то, что нужно прилагательное. Прибавим к опорному слову excite суффикс -ing и получим прилагательное exciting. От глагола excite можно также образовать прилагательные excitable и excited, но они не подходят по смыслу. Следовательно, правильный ответ — exciting.

ШАГ 7. Выполняем задание 30. Тщательно изучаем следующий абзац, содержащий пропуск.

30

Don’t forget that nearby is the ancient and ________________ Stonehenge, a circle of enormous rocks on the edge of the Salisbury Plain.

MYSTERY

Проанализируем текст и определим, какая часть речи нужна, чтобы заполнить пропуск. Контекст показывает, что это должно быть прилагательное. Почему? Пропущенное слово является определением к существительному Stonehenge, значит, это прилагательное. Образуем от опорного слова mystery прилагательное при помощи суффикса -ous и получаем слово mysterious. Заполним пропуск. Обратите внимание на орфографию этого слова. Если оно будет написано неправильно, то его не засчитают как правильный ответ.

ШАГ 8. Выполняем задание 31. Тщательно изучаем последний абзац, содержащий пропуск.

31

Perhaps Bath and its surroundings have some greatest sights in Britain. A trip to this city or in any ________________ from it will lead you to a wonderful day.

DIRECT

Перечитаем текст и попытаемся определить, какая часть речь должна быть вставлена в пропуск. По смыслу подходит существительное. Добавим к основе direct суффикс -ion и получаем существительное direction, которое хорошо вписывается в контекст.

ШАГ 9. Перечитаем весь текст с заполненными пропусками и проверим наши ответы. Переносить ответы в бланк ответов № 1 мы будем тогда, когда завершим выполнение всех заданий раздела.

Типичные ошибки при выполнении заданий 26—31

Экзаменуемые:

• образуют от опорных слов однокоренные слова, принадлежащие не к той части речи, которая требуется по контексту (вместо different — difference, differed или differently);

• образуют несуществующие слова (вместо famous — faming#, вместо government — governship#);

• не понимают контекст, требующий слова с отрицательным значением (вместо unhappily — happily, вместо colourless — colourful, вместо cloudless — cloudy);

• используют отрицательный префикс, который не употребляется с указанным корнем (unhonest#);

• неправильно пишут слова (valueable#, importent#).

Подготовительные упражнения к заданиям 26—31

1. Что проверяется в заданиях 26—31? Что надо знать и что надо уметь, чтобы их успешно выполнить?

2. Соотнесите части речи с суффиксами, при помощи которых они могут быть образованы.

Части речи

Суффиксы

1. Существительные

2. Прилагательные

3. Наречия

4. Глаголы

a) -у, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/-an, -ing, -ous, -able/-ible, -less, -ive

b) -ize/-ise

c) -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -ance/-ence, -tion/-sion, -ment, -ity

d) -ly

Ответ:

1

2

3

4





3. Соотнесите суффиксы с их значением.

Суффиксы

Значение суффиксов

1. -er/-or, -ist

2. -ism,-tion/-sion, -ance/-ence, -ness, -ship, -dom

3. -less

4. -ian/-an

a) для образования прилагательных, обозначающих принадлежность человека к определённой нации, государству, стране

b) для обозначения отсутствия качества в прилагательных

c) для образования существительных, обозначающих профессию (человека, выполняющего данное действие)

d) для образования абстрактных (реже — конкретных) существительных

Ответ:

1

2

3

4





4. Образуйте слова с отрицательным значением, используя префиксы un-, in/-im-. Обозначьте, к какой части речи относятся новые слова. Посмотрите в словаре значения незнакомых вам слов.

Happy, attentive, happiness, polite, complete, happily, correct, able, active, certain, mobility, formal, possible, comfortable, mature, friendly, accurate, kind.

5. Какой из префиксов (re-, inter-, mis-, dis-) может использоваться для образования прилагательных? Для образования какой части речи могут быть использованы остальные префиксы? Какое значение имеют эти префиксы? Приведите по 2—3 примера на каждый случай использования. При необходимости используйте словарь.

Префикс прилагательных

Примеры использования



Остальные префиксы

Примеры использования



6. Определите, какой частью речи являются следующие слова, образуйте от них родственные слова той же части речи с отрицательными префиксами. Затем заполните пропуски в данных ниже предложениях этими словами с отрицательными префиксами.

polite — ________________________

reasonable — ____________________

agree — ________________________

reliable — _______________________

fortunately — ____________________

experienced — ___________________

advantage — ____________________

punctual — ______________________

expensive — _____________________

friendly — _______________________

different — ______________________

possible — _______________________

1. They say Pat is an _______ person, but I trust her completely.

2. John is always rude and _______.

3. Lizzie is an _______ cook. Her dishes are always tasteless.

4. He _______ with her.

5. He is always late. He is an _______ person.

6. He wanted to get to know his new relatives because he didn’t want them to think he was _______.

7. She had little money, so she decided to buy something _______ for her child.

8. The _______ of watching films on TV is the small size of the screen.

9. I think it’s very _______ of him to expect us to work overtime every night this week.

10. Some people are _______ to their surroundings.

11 . _______, he failed his exam yesterday.

12. The accident made it _______ for him to work.

*7. Найдите ошибки в следующих словах и исправьте их.

1. inable# — _____________________

2. misacceptable# — ______________

3. inaware# — ___________________

4. discomfortable# — ______________

5. uncomplete# — ________________

6. discorrect# — __________________

7. uncredible# — _________________

8. inimportant# — _________________

9. disknown# — ___________________

10. imformal# — __________________

8. Вставьте следующие слова в предложения.

to defend, defenders, defensive, defence/defense, defendant, indefensible, defensible

1. The idea to create a Memorial Complex devoted to the heroic ______________ of the Motherland from Nazi invaders appeared during the Great Patriotic War.

2. In 1944, several deans of Moscow churches were awarded with the medal “For the ______________ of Moscow”.

3. In Nazi generals’ view it was only due to bad weather that the Mozhaisk ______________ line was not taken quickly.

4. We need to ______________ democracy.

5. They find the ______________ not guilty.

6. A ______________ building is easy to protect.

7. This is a morally ______________ prison system.

*9. Исправьте ошибки в подчёркнутых словах, образованных от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—29, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.

26-29

Robin Hood

Who are the English heroes — the important people who will never be forgotten? One of England’s most famous heroes is not actualy real.

Numeral stories about Robin Hood have been popular since the Middle Ages, and in modern times many films, plays and TV programmes have been made about him.

Robin Good is a great fightist and an outlaw — someone who does not follow the law.

Living in Sherwood Forest at a time when the king of England is a unhonest man, he takes money from the rich to give it to the poor.

ACTUAL

NUMERATE

FIGHT

HONEST

10. Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—31, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26—31.

26-31

Р. G. Wodehouse

Р. G. Wodehouse (1881 — 1975) started work in a London bank, but soon gave this up for writing. He was a professional writer for over seventy years and wrote more than ninety ______________books.

His comic genius was of a different nature from that of Oscar Wilde and Edgar Allan Poe: he dealt ______________ with both his characters and the society in which they lived.

He saw his ______________ as “making a sort of music comedy without music and ignoring real life altogether”. “Lord Emsworth and the Girl Friend” has been described as a ______________ example of the perfect short story.

The good-natured, eccentric Lord Emsworth makes friends with a bold London child, and this ______________ enables him to stand up to his cruel gardien and terrible sister.

The world of Wodehouse is revealed as a world of social ______________ a world where adults can be the victims of children.

HUMOUR

AFFECTIONATE

WRITE

WONDER

FRIEND

DIVIDE

11. Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—31, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26—31.

26-31

Late Renaissance

Late Renaissance was a period of many great awakenings. Renaissance artists found ways to give a natural ______________ to their subjects.

Artists of the 1600s were often influenced by the rapid change in religion, politics and trade. Their art reflected the dynamic confusion, ______________ and energy of their times.

In this period, works of art became larger and more complicated. Artists showed extremes of ______________, light and shadow.

Architecture became important again. The dark, ______________ interiors of the Gothic cathedrals gave way to the bright, gold-coloured swirls of the Baroque.

The master architect and ______________ of the time was Lorenzo Bernini of Italy who designed the huge, curved series of columns in front of St Peter’s Church.

He sculpted fantastic, swirling figures and filled Rome with ______________ active fountains.

APPEAR

REST

MOVE

MYSTERY

SCULPT

GLORIOUS

Полезные советы

• Изучите кодификатор раздела “Грамматика и лексика”, обратите внимание на то, какие аффиксы могут использоваться для образования той или иной части речи.

• Изучите значения префиксов и суффиксов.

• Перед тем как выполнить задание, просмотрите текст, чтобы понять его основной смысл.

• Определите, какая часть речи нужна, чтобы заполнить пропуск (чаще всего это прилагательное, существительное или наречие; задания на образование глаголов встречаются реже).

• Вспомните суффиксы и префиксы, используемые для образования данной части речи.

• Определите по контексту, не нужен ли отрицательный префикс или отрицательный суффикс.

• Если это существительное, определите, в каком числе его нужно поставить: в единственном или во множественном.

• Если это глагол, определите в какой форме его надо употребить.

Тренируемся в выполнении заданий 26—31

Вариант 1

Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—31, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26—31.

26-31

You and your family

Just like any other group of people, family members have different personalities. Therefore, they have different opinions that sometimes lead to misunderstandings and ______________.

Having problems once in a while is a ______________ part of family life.

As you grow older, your need for ______________ might cause some problems in your family.

You might want to take part in more ______________ on your own.

Your parents want to give you more ______________ by setting some rules for you to follow.

Talk over problems with family members instead of shouting ______________.

ARGUE

NORM

DEPENDENCE

ACTIVE

GUIDE

ANGRY

Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26—31, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26—31.

26-31

Seattle

Located in the state of Washington in the northwest corner of the United States, Seattle is the largest city in the Pacific Northwest region. It is a magnet for ______________ all over the world.

______________ evidence suggests that the Seattle area has been inhabited for at least 4,000 years, but perhaps because there was no rich farmland nearby, the first European settlers did not arrive until 1851.

After enduring a ______________ winter at Alki most of the settlers moved across the bay to a more protected site and named their new village “Duwamps” after the nearby Duwarmish River.

In 1852, the town’s first merchant, “Doc” Maynard, persuaded the inhabitants to change the ______________ name to Seattle in honour of Chief Sealth (also known as Chief Seattle), a Native American leader who befriended the newcomers.

In 1889, a great fire destroyed ______________ all the wooden structures in the downtown area, and Seattle was forced to start anew.

When gold was discovered in 1896 along the Klondike, Seattle became a gateway and supply point for gold ______________ heading north.

TOUR

ARCHEOLOGY

STORM

MELODIOUS

PRACTICAL

DIG

Рефлексия

1. Помог ли вам представленный в данной теме материал лучше понять содержание и структуру заданий 26—31 раздела “Грамматика и лексика”?

2. Что было легко/трудно в усвоении темы?

3. Что было полезным?

4. Что вы усвоили, чему научились, что сумеете выполнить самостоятельно?

5. Что осталось неясным?

Научились, умеем, усвоили

1. Усвоили алгоритм выполнения заданий 26—31 раздела “Грамматика и лексика”.

2. Научились выполнять эти задания.

3. Умеем применять следующие стратегии:

• прочитать текст, чтобы понять его основной смысл;

• прочитать внимательно предложение с пропуском;

• определить, какая часть речи нужна, чтобы заполнить этот пропуск;

• вспомнить суффиксы и префиксы, используемые для образования данной части речи;

• определить по контексту, не нужен ли отрицательный префикс или отрицательный суффикс;

• определить, в какой грамматической форме следует употребить образованное слово (для существительного — единственное или множественное число, для глагола — видовременная форма).






Для любых предложений по сайту: [email protected]