Свойства океанической воды - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Свойства океанической воды - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Цели: сформировать представление о закономерностях изменения солености и температуры воды в Мировом океане; показать причины изменения солености и температуры воды в морях и океанах; развивать умение работать с таблицами солености морей.

Оборудование: картосхемы «Моря России», карта океанов, картина И. К. Айвазовского «Девятый вал».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент


II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Работа с терминами

Учащиеся говорят: «Я знаю, что материк (остров и т. д.) — это...». Учитель проводит проверку знания терминов у всех учащихся.

Список терминов

Материк, остров, архипелаг, полуостров, залив, море, пролив, внутреннее море, окраинное море.


2. Географический диктант

1. Крупные участки суши, окруженные со всех сторон океанами. (Материки.)

2. Небольшой по сравнению с материком участок суши, окруженный со всех сторон водой. (Остров.)

3. Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами. (Море.)

4. Часть океана или моря, вдающаяся в сушу. (Залив.)

5. Часть суши, вдающаяся в море или океан. (Полуостров.)

6. Узкое водное пространство, соединяющее моря и океаны. (Пролив.)

7. Группа островов, расположенных недалеко друг от друга. (Архипелаг.)

8. Самый большой по площади океан. (Тихий.)

9. Самый большой остров. (Гренландия.)

10. Самый большой полуостров. (Аравийский.)


3. Работа с картой

Первый вариант показывает, второй вариант проверяет, а затем учащиеся меняются ролями.

Вариант 1: Берингово море, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив, Бискайский залив, Красное море, полуостров Индостан, Гавайские острова, Гренландия, Австралия, Тихий океан.

Вариант 2: Черное море, Карское море, Магелланов пролив, Бенгальский залив, Камчатка, Аравийский полуостров, Атлантический океан, Индийский океан, Антарктида, Берингов пролив.


III. Изучение нового материала

1. Беседа

— Ребята, все мы знаем, что такое вода, пробовали ее на вкус, видели ее цвет, знаем ее запах. Скажите, какими свойствами обладает вода. (Вода не имеет цвета, запаха, она прозрачна.)

— Какого цвета вода в море? (Синего.)

— Значит, в толще вода имеет цвет. Кто был на море и пробовал на вкус морскую воду? (Она горько-соленая.)

Сегодня мы узнаем, почему вода в морях горько-соленая, везде ли соленость одинаковая, от чего она зависит, а также какое море самое соленое.

Действительно, вода в океанах и морях горько-соленая. В морской воде содержатся 73 химических элемента. Больше всего в ней обычной поваренной соли. Горький вкус воде придают соли магния. В воде содержатся даже драгоценные металлы: золото, серебро, но в очень малых количествах. И все-таки в Японии начали получать золото из морской воды.

В морской воде в большом количестве содержатся йод, кислород, кальций, фосфор, кремний. Кальций, кремний и фосфор необходимы морским обитателям для строительства раковин и скелетов.

Соленость — это количество минеральных веществ, растворенных в 1 л воды. Измеряется соленость в промилле — это 1/1000 доля числа и отмечают ее знаком ‰.

Средняя соленость океанской воды 35‰, это значит, что в 1 л воды растворено 35 г солей. Но соленость в морях неодинакова. Она зависит от температуры воды: чем выше температура, тем больше испаряемость. Испаряется вода, а соли остаются. Вспомните, насколько соленым становится суп, если он будет долго кипеть. Воды в кастрюле будет меньше, а соленость выше.

Соленую воду нельзя употреблять в качестве питьевой, она очень вредна для организма человека. Раньше моряки в качестве основного груза брали на борт корабля пресную воду, а на современных кораблях имеются опреснительные установки, в которых морская вода очищается от солей.

— Как вы думаете, какова соленость пресной воды?

Пресной считается вода, в литре которой растворен 1 г соли.

Как доказать, что в пресной воде есть соль? На дне кастрюль и чайников остается накипь — это соли. Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды.

(Проводится опыт. На стекло нужно капнуть несколько капель воды и испарить ее, нагрев стекло на спиртовке. На стекле останется налет соли.)

Соленость воды в море уменьшают реки, впадающие в него. Если в районе моря или океана выпадает много осадков, то соленость воды тоже будет меньше. На Земле много дождей выпадает у экватора, в северной части Атлантики. Мало осадков в тропических широтах.


2. Работа в группах

1. Соленость воды.

— Найдите ответ в учебнике, подумайте и обсудите в группе вопрос: чем объяснить разную соленость морей? Используйте следующие данные:

в Черном море соленость 18‰;

в Балтийском море — 11‰;

в Финском заливе Балтийского моря — 3—4‰;

в Красном море — 42‰;

в Баренцевом море — 35‰.

(Примерный ответ. В окраинных морях соленость близка к средней океанической. В Черное море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду. В Финский залив впадает полноводная река Нева. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропик, значит, выпадает мало осадков, а испарение большое, т. к. море находится близко к экватору.)

— Моряки узнавали о приближении берега по солености океанской воды. Как это можно узнать? {У берегов вода менее соленая, т. к. с суши в море впадают реки.)

— Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало.)

2. Температура воды.

— Изучите данные о температуре воды и сделайте вывод, как она изменяется при изменении широты.

Температура поверхностных вод:

0° с. ш.: +26 °С;

30° с. ш.: +20 °С;

60° с. ш.: +5°С;

90° с. ш.: -1,5 °С.

Вывод: чем дальше от экватора, тем вода холоднее.

— Изучите данные измерения температуры воды и сделайте вывод об изменении температуры воды с глубиной:

0 м: +20 °С;

200 м: +10 °С;

1000 м: +3 °С;

2000 м: +2 °С;

5000 м: +2 °С.

Вывод: температура с глубиной понижается. Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды.

Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой. Солнечные лучи не проникают ни на глубину 2000 м, ни на глубину 5000 м.

— Откройте карту океанов. Найдите условный знак «зимняя граница плавучих льдов». Определите, какие части океанов замерзают. При какой температуре замерзает морская вода?

— Какое из морей замерзает: Баренцево или Карское? (Карское.)

— Почему не замерзает Баренцево море, а соседнее Карское море замерзает? Его еще называют «мешок со льдом». (В Баренцево море поступают теплые воды Норвежского течения.)

— Подумайте и объясните. Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Бомбея в Новороссийск. По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень ватерлинии то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Защитите команду. (Примерный ответ. Нет. Капитан напрасно подозревал команду в воровстве. Груза не стало меньше. Соленость воды в Красном, Средиземном, Черном и Аравийском морях разная, значит, и плотность воды тоже разная. Корабль погружался сильнее в воде с низкой плотностью, а всплывал в воде более соленой, т. е. более плотной.)

В Мертвом море, которое имеет соленость 400‰, человек, не умеющий плавать, не утонет, т. к. его держит очень плотная вода.

Итак, подведем итог нашей работы. Что мы узнали о солености и температуре воды в океанах и морях?

Соленость воды:

1) измеряется в промилле — ‰;

2) в морях и океанах неодинакова;

3) зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море;

4) пресная вода имеет соленость 1‰;

5) самое соленое море — Красное — 42‰.

Температура воды:

1) поверхностные воды нагреваются лучами солнца;

2) чем глубже, тем вода холоднее;

3) температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной;

4) температура у экватора равна +26...+27 °С;

5) у полюсов температура равна —1...+2 °С;

6) соленая вода замерзает при более низкой температуре (не 0 °С, а -2 °С).

— Разрешите спор ученых: одни из них считают, что вода в океане была раньше пресной, а соли накапливались в результате испарения воды. Другие говорят, что вода в океане сразу была соленой и увеличилась соленость незначительно.

— Почему водолазы надевают под скафандр теплую одежду, даже если погружаются в теплое море? (На глубине вода холодная.)

— Почему морская вода не замерзает при температуре 0 °С? (Соленая вода замерзает при более низкой температуре. Например, при солености 35‰ морская вода замерзает при температуре —2° С.)


Домашнее задание

§ 25, вопросы к параграфу.


ВАРИАНТ 2 (МОДУЛЬНЫЙ УРОК)

I. Организационный момент


II. Изучение нового материала

Ребята, сегодня нас снова ждет путешествие по бескрайнему миру океана. Мы станем участниками экспедиции капитана Немо, героя романа Жюля Верна «20 000 лье под водой».

Во время путешествия мы узнаем о свойствах вод Мирового океана, таких как соленость и температура. Мы будем проводить множество наблюдений, результаты которых следует записывать в судовой журнал.

Шаг 1

Мы начинаем погружение, датчики фиксируют изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:

0 м: +16 °С;

200 м: +15,5 °С;

1000 м: +3,8 °С;

5000 м: +2,5 °С;

— Сделайте анализ полученных данных и запишите вывод.

Шаг 2

В рубке капитана Немо находятся все самописцы от всех приборов. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить график изменения температуры с глубиной.

Шаг 3

— Объясните, почему температура меняется неравномерно.

Шаг 4

Капитан Немо любезно пригласил нас в кают-компанию и рассказал о своих приключениях в разных морях. Но сначала прочитайте в учебнике, что такое соленость. Запишите единицу солености.

Шаг 5

Сегодня кок пересолил всю еду. Мы начали спорить. Кок отвергает все наши претензии по поводу пересола, утверждая, что еда пресная: он положил лишь 5 г соли на 3 л воды.

— Решите наш спор. Какая вода пресная, а какая соленая? А наш суп?

Шаг 6

Наконец-то мы вернулись к рассказу капитана. Он поделился результатами, полученными в прошлой экспедиции:

соленость Красного моря - 42‰;

средняя соленость океана — 35‰;

соленость Балтийского моря — 11‰.

— Почему соленость бывает разная? Ответ найдите в учебнике.

— Итак, наше путешествие подходит к концу. Вопрос для эрудитов: почему, проплывая по Балтийскому морю, мы отметили разную соленость в центральной части (6—8‰) и в Финском заливе (до 1‰)?

— При какой температуре замерзает вода?

Шаг 7

— Достигли мы цели нашего путешествия — да или нет?

Экспертный контроль

— В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?

— Почему Мировой океан называют «кладовой»?

— Что означает соленость 37‰. Сравните ее со средней соленостью океана.

— Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы получить у себя дома воду Красного моря?

— Решите задачу. Сколько соли содержится в 1 куб. м воды, если соленость водоема 37‰?

Если кто-то закончил свое путешествие раньше других, не мешайте, а приступайте к выполнению домашнего задания.


Домашнее задание

§ 25.






Для любых предложений по сайту: [email protected]