Путешествия и географические открытия

География 6 класс - Поурочные планы

Путешествия и географические открытия

Цели урока: Познакомить учащихся с с тем, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как развивались знания людей о природе

Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, тетрадь; презентация.

Ход урока

I. Орг. момент


II. Проверка домашнего задания

- Что такое география?

- Кто первым сформулировал понятие о географии?

- Какие типы географий вы знаете?


III. Изучение нового материала.

- Знания, которые мы имеем сейчас о земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей, и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем.

- разобьём знания людей, живущих в разные эпохи:

- первобытные люди;

- древние цивилизации;

- люди, живущие в средневековье;

- живущие в эпоху Просвещения;

- люди в современном мире

- Первый из этапов развития науки начался в первобытные времена (слайд 12)

1. Взаимодействие первобытных людей с природой

На ранних стадиях существования первобытных людей в их взаимоотношениях со средой обитания природа играла огромную роль. Древние люди, по существу, составляли один из биологических компонентов. Однако с течением времени человек становился всё более активно действующим лицом. Возрастали его умственные способности. Человек изучал природу с целью выжить; добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь и т. д. Постепенно накапливались знания о природе.

У небольшого городка Сан-Раймундо на северо-востоке Бразилии была обнаружена скала с многочисленными древнейшими изображениями эпизодов охоты, бытовых сцен и т. д. Всего в мире насчитано около 30 тыс. таких наскальных изображений.

- Что первобытные люди знали о форме Земли в то время? (Ничего, они об этом не задумывались)

2. Мир древних цивилизаций

- Эту эпоху можно назвать точкой отсчёта существования географии.

В это время возникли и философия и астрономия и медицина и др. науки. Это время появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. Города в эту эпоху возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных территорий, обмениваться информацией, так происходило накопление знаний. Расширилось представление о площади мира - он оказался больше, чем представляли древние люди.

В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме земли, крае света и т. д. Поэтому появились первые представления. Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне выложен Вавилон; жители Индии представляли Земли в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе; древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан.

3. Средневековье (щелчок мыши)

С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более дальние путешествия. Они стали из морей выходить в океан, но постепенно они стали нести и научно-экономический характер.

Люди стали высказывать предположения о шарообразности Земли.

- Что заставило людей пересмотреть взгляды о шарообразности Земли? (см. рис. 1 на стр. 5)

- Посмотрите на рисунки (слайд 13)

- Как видит наблюдающий уплывающий корабль?

- Будет ли отличаться вид корабля при условии, что Земля плоская или шарообразная?

Христофор Колумб решил доплыть до Индии и Китая не через Индийский океан, а проплыв вокруг Земли.

Сообщение ученика о Христофоре Колумбе

- В чём заслуга Колумба?

- Почему он решил двигаться именно в таком направлении, пытаясь открыть новый путь в Азию?

- Кто сможет на карте показать путешествие Христофора Колумба?

Сообщение ученика о Фернандо Магеллане

- Кто сможет на карте проследить кругосветное путешествие Фернандо Магеллана? (открыть ссылку)

- И последний этап развития науки. Он начался тогда, когда были открыты уже все материки, но природа внутри материка была ещё малоизученна. Этот этап можно условно назвать "люди в современном мире" (кнопка назад)


IV. Работа с контурной картой

Выполнение практической работы: "Нанесения маршрутов путешествий Христофора Колумба и Фернандо Магеллана". (слайд 19)


V. Задание на дом: § 2.






Для любых предложений по сайту: [email protected]