Земля – планета Солнечной системы

География 6 класс - Поурочные планы

Земля – планета Солнечной системы

Цели урока: сформировать представление о форме и размерах Земли.

Ход урока

I. Орг.момент


II. Проверка домашнего задания

- Расскажите о географических знаниях в древности

- Как изменились географические знания в средние века?

- Как менялось представление о форме Земли?

- Покажите в контурных картах маршруты Колумба и Магеллана.


III. Изучение нового материала.

- Итак, вспомните, какие были представления о форме Земли?

- Что доказало плавание Магеллана?

- Так какова же форма Земли?

- Что такое глобус? Почему именно на нем мы будем изучать форму Земли?

- Найдите на глобусе экватор. Длина его 40000 км.

- Найдите радиус Земли по формуле:

l = πR2; R2 = l/ π; R = l/ π,

где l – длина окружности (экватора Земли); R - радиус.

- Чему равен радиус Земли? ( R = 6378 км)

- Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планеты вокруг своей оси. Радиус Земли в районе полюсов равен 6356 км.


IV. Закрепление

- Первый вариант находится на северном полюсе, а второй на экваторе. Кто ближе к центру Земли?

- Первый вариант находится на северном полюсе, а второй на южном. Кто ближе к центру Земли? (Те, кто на северном полюсе, т.к. Антарктида – материк и поднят над уровнем мирового океана).

Географическая задача.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11000 м и окажусь ближе к центру Земли».

Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледового щита 3 – 4 км.

- Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

Ответ: ближе всех – полярник – 6356 км; затем – бурильщик (6375 – 14 = 6361 км); пингвин (6356 + 3 + 4 = 6363 км); аквалангист (6378 – 11 = 6367 км).

- Итак, какова же форма Земли? (Эллипсоид).

- Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде повышений и понижений, которые не похожи ни на одно математическое тело. Такую фигуру назвали геоидом – землеподобной.

Геоид в Европе и в Тихом океане, например, поднимается над эллипсоидом бугром, а в Сибири образует впадину. В районе Балтийского моря приподнят, а в Черном море опускается всего на 70 см.


V. Итоги урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Как раньше люди представляли себе Землю?

- Составьте схему, показывающую изменения в представлении формы Земли.


VI. Задание на дом: § 3.






Для любых предложений по сайту: [email protected]