Природный комплекс - ПОЧВА И ГЕОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Природный комплекс - ПОЧВА И ГЕОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в рамках географической оболочки; составлять описание этапов развития географической оболочки, природных комплексов; объяснять уникальность географической оболочки.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме “Почва и геосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и причин разнообразия природных комплексов Земли; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Решаемая учебная проблема

Есть ли географическая оболочка на других планетах?

Основные понятия

Природный комплекс, компоненты природы, географическая оболочка (геосфера), природно-хозяйственный комплекс.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Вспомните

1. Что такое природа?

2. Что такое компоненты природы?

Вы узнаете

1. Что такое природный комплекс.

2. Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса.

3. Чем отличаются природные комплексы друг от друга.

4. Что такое географическая оболочка.

— Откройте учебник, прочитайте и проанализируйте текст на с. 185 “Компоненты природы”, рассмотрите рисунок, расскажите о взаимосвязи компонентов природы.

Давайте запомним

Взаимосвязанными компонентами природы являются: рельеф, климат, почвы, водные объекты, растения и животные. Именно их сочетание и создаёт определённый облик природы в каждой местности.

Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Каждая оболочка состоит из определённых веществ. Атмосфера — из газов, гидросфера — из воды, литосфера — из горных пород, биосфера — из живого вещества. Каждую из них мы изучали отдельно, потому что так проще познавать устройство нашей планеты. Но в природе оболочки существуют не обособленно, они взаимодействуют друг с другом.

Земные оболочки взаимно проникают друг в друга и обмениваются веществом. Например, в воздухе и воде содержатся твёрдые частицы, попадающие при извержении вулканов. В земной коре, в свою очередь, присутствуют воздух и вода. Перемещаясь из одной оболочки в другую, вещества в конечном итоге возвращаются в исходную оболочку. Так в природе возникают разнообразные круговороты веществ.

— Приведите примеры обмена веществами между оболочками Земли.

— Составьте схему “Взаимодействие оболочек Земли”.

— Расскажите, как земные оболочки влияют друг на друга. Приведите примеры взаимного влияния оболочек Земли.

Примеры (варианты ответов):

— ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, которые переносят влагу из одних районов в другие;

— тёплые и холодные течения влияют на температуру воздуха;

— под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф;

— разные минеральные вещества входят в состав живых организмов, населяющих оболочки Земли;

— из останков живых организмов образуются осадочные горные породы в земной коре (известняк, ракушечник).

Таким образом, между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое — географическую оболочку.

Сформулируйте определение понятия географическая оболочка.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Географическая оболочка

=

оболочка Земли

+

в которой:

• соприкасаются

• проникают друг в друга

• взаимодействуют верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы, гидросфера, биосфера

Географическая оболочка — особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Некоторые оболочки входят в географическую оболочку целиком (гидросфера и биосфера), другие — лишь частично. Так, в географическую оболочку включают не всю литосферу, а только её верхнюю часть, у атмосферы, напротив, только её нижние слои.

Точные границы географической оболочки определить трудно. Верхнюю границу обычно проводят на высоте 20—25 км. Здесь расположен слой озона, который предохраняет живые организмы от губительного для них излучения

Солнца. Сложнее определить нижнюю границу. В географическую оболочку включают верхнюю часть литосферы. Но до какой глубины? Если считать, что важнейший признак географической оболочки — наличие жизни, то нижняя граница проходит в слоях литосферы на глубине 5 км, где в нефтяных пластах обнаружены живые бактерии. Возможно, с развитием человеческих знаний о Земле нижняя граница будет проводиться глубже.

Таким образом, средняя толщина географической оболочки — около 40 км. Сравните её с размерами Земли, и вы убедитесь, что она очень тонка.

— Вспомните, чем отличалась по своему составу древняя атмосфера Земли от современной. Равномерно ли заселены в биосфере живые организмы? Где их больше всего?

Для формирования и развития географической оболочки требуется большое количество энергии. Откуда же она поступает? Таких источников два. Большая часть энергии поступает от Солнца. Это основной двигатель всех природных процессов. Другой источник — внутреннее тепло Земли.

— Какие компоненты воздействуют на окружающую природу наиболее сильно?

Давайте запомним

Все компоненты природы оказывают взаимное воздействие друг на друга. Особо велико влияние климата и рельефа.

— Рассмотрите рисунок 137, с. 186 учебника. Сколько и какие природные комплексы можно найти на этой фотографии?

Если не сможете самостоятельно ответить на этот вопрос, найдите ответ в тексте учебника.

— Так что же такое природный комплекс?

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Природный комплекс

=

территория

+

со взаимосвязанными природными компонентами

— На с. 187 учебника помещены фотографии разных природных комплексов Земли. Расскажите о них.

Географическая оболочка — это тоже природный комплекс. Она очень тонка. Но её роль на планете определяется отнюдь не размерами. Только в этой тонкой оболочке имеются условия для жизни. Именно в ней живёт и хозяйствует человек. Подобных оболочек нет ни на одной планете Солнечной системы, а возможно, и во всей нашей Галактике.

Географическая оболочка очень сложно устроена. Она неоднородна по вертикали. В распределении газообразных, жидких и твёрдых веществ в ней есть чёткая последовательность: чем плотнее вещество, тем ниже оно расположено. Но географическая оболочка неоднородна и по горизонтали. Она состоит из территориальных комплексов разной величины.

Человек тоже является частью природы, частью геосферы. Человек добывает полезные ископаемые, возделывает землю, пасёт скот, выплавляет металлы, строит электростанции, производит сотни тысяч разных предметов. Характер хозяйственной деятельности человека зависит от природы этой территории. А если это так, то его хозяйственная деятельность связана со всеми элементами природы этой территории. То есть она тоже входит в комплекс. Такой комплекс будет называться не природным, а природно-хозяйственным комплексом.

Повторим главное

1. Облик природы зависит от сочетания природных компонентов: рельефа, климата, горных пород, водоёмов, растительности, животного мира.

2. Природный комплекс — это территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов.

3. Крупнейший природный комплекс Земли — это её географическая оболочка, возникшая благодаря взаимному проникновению и взаимодействию литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

4. Человек является частью природы, частью географической оболочки.

II. Закрепление

Ответы на вопросы на с. 190 учебника.

III. Домашнее задание

§ 28.






Для любых предложений по сайту: [email protected]