Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Природные зоны - ПОЧВА И ГЕОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; формулировать закон географической зональности; называть основные природные зоны и перечислять их в установленной последовательности; выявлять причины смены природных зон; называть для каждой природной зоны специфические климатические условия, характерных представителей растительного и животного мира; анализировать связь между природными компонентами в каждой природной зоне; работать с картами атласа; использовать дополнительные источники географической информации для выполнения заданий по тематике урока.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме “Почва и геосфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и причин разнообразия природных зон Земли; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.
Решаемая учебная проблема
Могут ли на территории России встретиться все природные зоны Земли?
Основные понятия, изучаемые на уроке
Закон географической зональности, природные зоны, арктическая пустыня, антарктическая пустыня, тундра, лесная зона, степь, пустыня, тропическая степь, саванна, влажные экваториальные леса, экологическая угроза.
Практическая работа
Описание природных зон Земли по географическим картам.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним:
1. Что такое природа?
2. Что влияет на разнообразие природы?
II. Изучение нового материала
Сравните между собой три мировые карты: климатическую, почвенную, карту растительности и животного мира. Как изменяются типы климата, типы почв, типы растительности на этих картах? Какую закономерность можно проследить? (Перечисленные природные компоненты изменяются от полюсов к экватору.) Такую закономерность называют географической (или широтной) зональностью.
— Самостоятельно определите понятие географической зональности.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Географическая зональность |
= |
закономерность / закономерное изменение |
+ |
• (чего?) — природных компонентов • (как?) — с севера на юг (от полюсов к экватору) |
Давайте подумаем (проблемный вопрос на урок)
Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть разнообразие природы на материке? Каким будет климат? Растительность? Животный мир? Где на Земле, по вашему мнению, животный и растительный мир наиболее богат и разнообразен? Почему?
Практическая работа “Описание природных зон Земли по географическим картам”
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, давайте составим характеристику каждой природной зоны. Для этого мы поработаем в парах. С помощью карт атласа и текста учебника заполним таблицу (каждая пара свою графу) и потом обменяемся информацией. Нам необходимо охарактеризовать каждую природную зону по плану:
1. Территория, занимаемая природной зоной.
2. Климатические особенности.
3. Почвенный покров.
4. Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.
5. Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.
Для работы нам потребуются карты:
— природных зон;
— климатическая;
— карта почв;
— карта растительности и животного мира.
С помощью текста учебника и карт атласа выберите информацию о природной зоне (по вариантам) и запишите её в таблицу.
Класс делится на группы/варианты. Каждая группа готовит сообщение об одной природной зоне (текст учебника § 29 и карты атласа с. 22,26, карты атласа для 5—6 классов).
Природные зоны |
Тип климата |
Почвы |
Растительность |
Животный мир |
Арктические (антарктические) пустыни |
Арктический (антарктический) морской и континентальный |
Арктических пустынь |
Мхи, лишайники, водоросли. Большая часть занята ледниками |
Белый медведь (в Арктике), пингвин (в Антарктиде), гагары, чайки, кайры и др. |
Тундра |
Субарктический |
Тундрово-глеевые |
Кустарники, пушица, мхи, лишайники, карликовая берёза, полярная ива |
Северный олень, лемминг, песец, волк, птицы |
Лесотундра |
Субарктический |
Тундрово-глеевые |
Берёза, ель, лиственница, мхи, кустарнички |
Лось, бурый медведь, заяц-беляк, + животные тундры |
Тайга |
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный |
Подзолистые, мерзлотно-таёжные |
Ель, лиственница, сосна, пихта |
Лось, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, белка, заяц-беляк |
Смешанные леса |
Умеренно континентальный, континентальный |
Дерново-подзолистые |
Ель, сосна, дуб, клён, липа, осина |
Лось, белка, бобр, норка, куница |
Широколиственные леса |
Умеренно континентальный, муссонный |
Серые и бурые лесные |
Дуб, бук, граб, вяз, клён, липа; на Дальнем Востоке — пробковый дуб, бархатное дерево |
Косуля, бобр, куница, олень, кабан |
Лесостепь |
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный |
Серые лесные, чернозёмы |
Сосна, лиственница, берёза, осина, дуб, липа, клён с участками разнотравных степей |
Волк, лиса, заяц, грызуны |
Степь |
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, субтропический континентальный |
Чернозёмы, каштановые |
Ковыль, типчак, тонконог, кострец, разнотравье |
Суслик, сурки, хомяки, полёвки, корсак, степной волк, дрофа |
Полупустыни и пустыни умеренного пояса |
Континентальный, резко континентальный |
Светло-каштановые, солонцы, серо-бурые |
Полыни, злаки, полукустарники |
Грызуны, сайгак, джейран, корсак, тушканчик, змеи |
Тропические пустыни |
Тропический континентальный |
Песчаные, серозёмы, серо-бурые |
Солянки, полынки, акации, суккуленты, кактусы |
Антилопа, верблюд, змеи, черепахи, ящерицы |
Саванны |
Субэкваториальный, тропический |
Красно-бурые |
Баобаб, зонтичные акации, мимозы, пальмы, молочай, алоэ |
Антилопа, зебра, буйвол, жираф, слон, лев, бегемот, крокодил |
Влажные экваториальные леса |
Экваториальный |
Красно-жёлтые ферралитные |
Пальмы, гевея, бобовые, лианы, банан |
Окапи, тапир, обезьяны, леопард, карликовый бегемот |
Устно пары рассказывают о приспособлениях животных и растений в каждой природной зоне. Во время рассказа таблицу заполняют все учащиеся.
— Итак, природные зоны описали, а теперь сформулируем понятие природная зона.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Природная зона |
= |
территория |
+ |
• (какая?) — со сходными природными комплексами • (как образовалась?) — под воздействием тепла и влаги • внешний облик определяет преобладающая растительность |
III. Закрепление ранее изученного материала
1. Вопросы для закрепления
Экваториальный лес
1) Чем экваториальный лес отличается от лесов, произрастающих в нашей стране?
2) Какие тропические растения вы знаете?
3) Покажите на карте районы Земли, в которых произрастают экваториальные леса.
4) Расскажите о климате в зоне экваториальных лесов.
5) Какие животные населяют экваториальные леса?
Тропическая пустыня
1) Назовите и покажите на карте величайшую тропическую пустыню мира.
2) Назовите материки, на которых есть тропические пустыни.
3) Каковы климатические условия в зоне тропических пустынь?
4) Существуют ли тропические пустыни на побережье океанов? Назовите их. Как они возникают?
5) Как растения и животные приспособились к жизни в тропической пустыне?
Смешанный лес
1) Чем смешанный лес отличается от хвойного?
2) Какие породы деревьев преобладают в смешанных лесах нашей страны?
3) Сколько ярусов можно выделить в смешанном лесу? Какие растения преобладают в каждом ярусе?
4) Какие птицы населяют смешанный лес?
5) Расскажите о климате в зоне смешанных лесов.
Ледяная пустыня
1) Покажите на карте районы распространения на Земле ледяных пустынь.
2) Почему в Антарктиде не добывают полезные ископаемые?
3) Что общего у тропических и ледяных пустынь?
4) В какой части Антарктиды живёт большинство населяющих её организмов? Почему?
5) Как животные ледяных пустынь приспособились к неблагоприятным условиям существования?
Тундра
1) Почему тундру называют “природной зоной, где грибы выше деревьев”?
2) Какие растения тундры вы знаете?
3) Почему деревья в тундре карликовые?
4) Какие животные населяют тундру?
5) Почему почвы в тундре неплодородные?
Хвойный лес
1) Какой лес называют хвойным? Как называется природная зона хвойных лесов? Назовите 5 хвойных пород деревьев.
2) Чем хвойные леса отличаются от смешанных?
3) Покажите на карте зону хвойных лесов в России.
4) Какие животные обитают как в хвойном, так и в смешанном лесу?
5) Какие почвы характерны для хвойных лесов?
2. Задание
Определите, о каких природных зонах идёт речь.
1. Многие растения произрастают здесь подушками, что даёт им возможность лучшей защиты от ветра. Другие — стелются по земле, благодаря чему они лучше сохраняются под снежным покровом.
2. Где на земном шаре грибы бывают выше окружающих деревьев?
3. Необозримое пространство, покрытое пёстрым ковром всевозможных цветов, образующих сложную мозаику причудливого сплетения и представляющих отдельные пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный ковёр настолько красочен, что начинает рябить в глазах и взор ищет успокоения в далёкой линии горизонта.
3. Текст с пропущенными словами
Капитан Флинт мне прислал письмо, но оно промокло в дороге, и некоторые слова я не смогла разобрать. Помогите мне в этом.
Природные комплексы ... ... друга, подчиняясь изменению ... характеристик. Название природным зонам даются по преобладающему типу .... Самая северная природная зона — это .... Там обитают ..., ..., .... Зона тундры находится ... зоны арктических пустынь. Зима там ... и ..., а лето ... .... Древесная растительность характерна для .... Хищники леса — это ..., ..., .... В степи недостаточно ... для роста деревьев. Это мир .... Там обитает маленькая степная лисица — .... Самые плодородные почвы ... находятся в .... У растений пустыни ... ... достигающие подземных вод. Животные пустыни ... и ... способны преодолевать большие расстояния в поисках воды. Зона тропических степей называется .... Она находится ... к экватору. Там живёт самый быстрый хищник планеты — .... Зона влажных экваториальных лесов находится на .... Там растут самые ... деревья. Они образуют ....
IV. Домашнее задание
§ 29, на контурной карте обозначить и подписать природные зоны мира.