Итоговое занятие по теме: «Климат и климатические ресурсы»

География 8 класс - Поурочные разработки

Итоговое занятие по теме: «Климат и климатические ресурсы»

Цели и задачи урока:

Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу.

Определить уровень знания учащимися:

- главных особенностей климата России;

- основных климатообразующих факторов;

- неблагоприятных климатических явлений.

Определить уровень понимания учащимися:

- закономерностей распределения по территории России основных элементов климата – температуры, осадков, ветров;

- механизмов формирования климата в России – циклонов, антициклонов, воздушных масс.

Определить уровень умения учащихся:

- работать с климатическими картами

- показывать на карте географические объекты, связанные с климатическими рекордами России.


Лист самоконтроля

Группа № 1, 2, 3, 4, 5.


Оценка за урок

Самооценка

Оценка

Оценка учителя

1. Знание основных терминов.


полнота и четкость ответа

Список группы:

1………………..

2………………..

3………………..

4………………..

5………………..


………..

………..

………..

………..

………..


2. Работа в группе


Заполнение таблицы

Список группы:

1………………..

2………………..

3………………..

4………………..

5………………


………..

………..

………..

………..

………..


4. Тест

Список группы:

1………………..

2………………..

3………………..

4………………..

5………………


………..

………..

………..

………..

………..


5. определение соответствия

Список группы:

1………………..

2………………..

3………………..

4………………..

5………………


………..

………..

………..

………..

………..


6. Меры борьбы с неблагоприятными климатическими явлениями (обсуждение), формулировка выводов.

Список группы:

1………………..

2………………..

3………………..

4………………..

5………………


………..

………..

………..

………..

………..



Ход урока

1. Какие термины связаны с темой «Климат и климатические ресурсы?»

(работа с электронным учебником)

2. Что называется климатом? Назовите климатообразующие факторы.

Каковы особенности климата России?

3. Что называется солнечной радиацией? В чем измеряется солнечная радиация? В каких единицах измеряется?

4. Почему в южных районах России самые высокие температуры воздуха?

5. Как проходят (располагаются ) изотермы июля?

6. Что называется воздушными массами? Как различают воздушные массы по температуре и влажности?

7. Что называют циклонами, антициклонами?

8. Назовите особенность распределения температуры. Какие факторы кроме географической широты оказывают влияние на температуры?

9. Атмосферные фронты. Дайте определение. Какие фронты бывают?

10. Что является причиной хода январских изотерм?

11. Назовите факторы, оказывающие влияние на распределение осадков. Какой океан является основным источником влаги для нашей страны? На какой период времени года приходится наибольшее количество осадков?

12. Что называется испаряемостью? Каковы особенности испаряемости? В каких единицах измеряется испаряемость?

13. Что называется коэффициентом увлажнения? В каких единицах измеряется?

14. Назовите типы климатов в России.


Заполнение таблицы «Неблагоприятные климатические явления»

Работа с Интернет ресурсами.


Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления в России

Засуха

Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков

Степные и полупустынные районы. Юго–восток Русской равнины.

Суховей

Жаркий, сухой, сильный ветер в течение нескольких дней

Прикаспийская низменность, Северный Кавказ.

Пыльная буря

Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы

Юг Русской равнины и Урала, Алтай.

Ураган

Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы


Морозы

Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова

Север и восток России.

Заморозки

Понижение температуры воздуха ниже 0 °С весной и осенью

Повсеместно.

Град

Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55 мм и больше)

Повсеместно, особенно юг Русской равнины.

Гололед

Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью.

Повсеместно.


Найдите соответствие между определениями и понятиями.

Тест из Электронного учебника

1. Зона соприкосновения двух различных воздушных масс.

2. Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.

3. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхность Земли.

4. Область повышенного атмосферного давления.

5. Район с самой низкой температурой воздуха.

6. Отношение годовой суммы осадков и испаряемости за этот же период.

7. Корка льда, образующая при замерзании переохлажденных капель дождя.

8. Изменение свойств воздушной массы под влиянием подстилающей поверхности.

9. Область пониженного атмосферного давления.

10. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

а) солнечная радиация

б) трансформация

в) атмосферный фронт

г) циклон

д) антициклон

е) коэффициент увлажнения

ж) агроклиматические ресурсы

з) пыльные бури

и) гололед

к) полюс холода


Правильные ответы:

1. в

2. з

3. а

4. д

5. к

6. е

7. и

8. б

9. г

10. ж






Для любых предложений по сайту: [email protected]