Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России» (игра-викторина «Что? Где? Когда?)

География 8 класс - Поурочные разработки

Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России» (игра-викторина «Что? Где? Когда?)

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания природных регионов России. Определить уровень знания основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России. Определить уровень знаний понимания факторов влияющих на особенности природы в ПТК.

Оборудование: физическая, климатическая карты России; картины; волчок со стрелкой; карточки-задания; песочные часы или секундомер.

Ход урока

Предварительная подготовка. Правила игры

Класс делиться на команды по 5-6 человек. Команды выбирают капитанов. Капитаны получают флажки. Игровые столы ставятся по кругу, по количеству групп: в центре один стол - главный.

На главном столе конверты с вопросами и волчок. Команда, начинающая игру определяется по первому вопросу заданному всем командам. Время на обсуждение вопроса 30 секунд. Вопрос из конверта, на который указал волчок, зачитывает ведущий (очень важно, как прочитан вопрос -эмоционально с паузой перед чтением). Лучше если ведущий - учитель.

«Хранитель времени» - ученик следит за временем и объявляет по истечении «стоп», или «время».

Если у других команд есть ответ досрочный, то капитан поднимает флажок, ведущий подходит и, либо выслушивает ответ «на ушко», либо смотрит запись на листке. Правильно ли нет - не сообщается, пока команда за главным столом не дала ответа.

Если из 4 команд все ответили правильно - все по 1 баллу; из 4 команд 3 ответили правильно, а одна нет - ответившим по 2 балла; из 4 команд 3 ответили, а 2 нет - по 3 балла. Если, верный ответ дала только одна команда, она получает 4 балла.

Команда займет место за главным столом, если она набрала 4 балла.

Важно, чтобы весь класс, все команды принимали участие в обсуждении вопросов и имели возможность отвечать. Все члены команды, набравшей большее количество баллов (заранее обговорить максимальное количество баллов) получают оценки «5».

Условие в команде: все должны отвечать, а не один капитан (капитан следит за очередностью ответов). Если команда не дает правильных ответов, обсуждения в команде нет, стоит вывести команду из игры и дать карточки с более легким заданием.

Задания «Узнай меня»

1. «Край гранита, воды и лесов. Спокойна зеркальная гладь бесчисленных мелких озер, окаймленных дремучими лесами. Сказочно красивы их берега, сложенные из гранита и мрамора. Мощный ледник, точно гигантский панцирь, покрывающий некогда территорию, сползая на юг, придал ее поверхности своеобразный облик. Сгладил острые гребни возвышенностей и гранитных гряд, углубил впадины, разбросал по территории огромные массы валунов». (Карелия.)

2. «Здесь все не так у нас. Все то же, да не то.

Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. Даже вороны большеклювые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна». (Дальний Восток, Приморье, Уссурийская тайга.)

3. Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен.

Слезы брызгами летят...»

М. Ю. Лермонтов. (Кавказ.)

4. Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина,

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали,

Застелив мировое пространство

Монотонной печалью земли»...

К. Бальмонт (Западно-Сибирская равнина.)

5. И он как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод».

Да. Но какая «чаша»!

(Озеро Байкал.)

6. «Земной пояс», «Камень», «Рифейские горы» - современное название появилось только в 18 веке в работах знаменитого русского историка и географа Василия Никитича Татищева. Какое? (Урал.)

7. Он - опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесники древней нашей славы

И славы нынешней творец.

(Урал.)

8. «Она использовалась для свай, на которые ставили дворцы Венеции. А в основании города Архангельска положено около 40 тыс. свай. В воде она не поддается ни пиле, ни топору. Хорошо переносит морозы, светолюбива, быстро растет». (Лиственница.)

9. Это место считается в северном полушарии - полюсом холода. Здесь зимние температуры понижаются до -70 °С. (Оймякон)

10. «Здесь множество теплых, горячих и просто кипящих озерков, лужиц самых разнообразных цветов: от небесно-голубого и бирюзового до коричневого и красного. Фыркают и плюются грязевые котлы, заросшие меломайником. Все кругом пропитано паром. Трудно дышать. Медведи весной находят здесь теплую грязь и греются в ней. (Дальний Восток. Камчатка.)

11. Это яростный таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, бросает на землю идущих людей. (Бора.)

12. Укажите лишнее в цепочке: баргузин, сарма, култук, фен. (Остальные ветры на Байкале.)

13. Какая связь существует между траппами и кимберлитовыми трубками? (С траппами связано место положения кимберлтрубок, а в них - алмазы.)

14. Булгунняхи или ... (гидролакколиты).

15. Что общего у булгунняха и г. Машу к. (Это лакколиты, только у булгунняха внутри - лед, а у лакколита - магма.)

16. Урманы, колки, 1-ривы - где их можно увидеть? (В Западной Сибири).

17. «Кто на губе не бывал, тот горя не видал». О какой губе сложилась эта поговорка? (Обская губа.)

18. Какие склоны Урала и почему получают большее количество осадков? (Западные ветры приносят осадки на Западные склоны.)

19. Объясните, почему Уральские горы асимметричны? (Предуралье сложено более мягкими осадочными породами, а центральная часть и Зауралье твердыми магматическими и метаморфическими.)

20. «Край незакатного солнца летом и озаренной полярными сияниями многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого, раз его увидавшего». (Тундра Восточной Сибири, Таймыр.)

21. «Зима здесь двуцветна - бледно-синее высокое небо и белая земля. При большом морозе долины и распадки ручьев окутаны колючим, приземистым туманом. В то же время на вершинах гор совсем другая картина. Там ослепительное солнце... При сильном морозе в тайге космическая тишина. Не слышно ни птиц, ни зверей. И только время от времени далекоразносится треск лопающихся стволов». (Восточная Сибирь, Якутия, котловина.)

22. Объясните, почему степи в поясе гор Южной Сибири встречаются отдельными пятнами? (В котловинах выпадает мало осадков.)

23. Узнай: фундамент ее - молодая платформа. Поверхность имеет блюдцеобразную вогнутую форму, большая часть ее заболоченная, недра богаты нефтью и газом. (Западно-Сибирская равнина.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]