Природные комплексы России (урок-практикум)

География 8 класс - Поурочные разработки

Природные комплексы России (урок-практикум)

Цели и задачи урока: описать природный комплекс России с использованием карт, текста учебника. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации. Учить самостоятельно выбирать главное, слушать своих товарищей.

Оборудование: физическая, климатическая, тектоническая карты России, карта природных зон, карта растительности; книги; картины ПТК.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Практическая работа

Урок-практикум - одна из форм выполнения практической работы объемной по затратам времени. Учащиеся получают индивидуальные задания: Описать ПТК.

1. Карелия

2. Полуостров Ямал

3. Алтай

4. Приволжская возвышенность

5. Северный Урал

6. Северо-восток Сибири

7. Полуостров Таймыр

8. Остров Сахалин

9. Ставропольская возвышенность

10. Минусинская котловина.

Свой ПТК ученики могут вытянуть по жребию. Заготовить карточки с номерами. Пройтись учителю с карточками по ряду, затем по второму и по третьему. Совпадений территорий не должно быть. План работы может быть написан на доске, или специальная папка с планами на каждый стол.

План описания ПТК:

1. Географическое положение (к какому региону России относится, положение на территории региона).

2. Геологическое строение и рельеф (возраст территории, характер земной коры, рельеф горный, равнинный). Преобладающая и наибольшая абсолютная высоты. Влияние внешних процессов на формирование рельефа (ледник, водная эрозия, антропогенное влияние...)

3. Полезные ископаемые (почему именно такие.)

4. Климат (пояс, тип климата, средние температуры января и июля, количество осадков, ветры, особые явления.)

5. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота, подземные воды). Особенности рек - бассейн, океан, питание, режим и т. д.

6. Природные зоны, их использование и охрана.

7. Почвы.

8. Растения, животные.

9. Экологические проблемы территории.

Работа обычно занимает целый урок. Учитель собирает работы, проверяет и оценивает. Важно при проверке структурировать работу. Сколько баллов может ученик набрать за каждый пункт, сколько всего баллов может быть максимально.

Предположим за 1 пункт максимум 2 балла, за 2 пункт - 5 баллов, за третий пункт - 2 балла, за чевертый - 7 баллов, за пятый - 5 баллов.

Если всего за работу можно получить 40 баллов, то, набрав 40-35 баллов, ученик получает оценку «5», от 35 до 30 баллов - оценка «4», от 30 до 25 баллов - «3». Данные оценки - ориентировочны, нижний предел можно опустить до 20 баллов, все зависит от уровня учащихся.

Учитель должен знать, чего он ждет от работы, знать это должен и ученик. При проверке, каждый пункт отмечать «+», тогда учащимся будет понятно, почему та или иная оценка поставлена учителем. Примерное описание острова Сахалин.

1) Географическое положение

Остров Сахалин - это самый большой по площади остров России.

Относится к Дальнему Востоку.

Сахалин омывается Охотским морем, от материка отделяется Татарским проливом, а самое узкое место называется - проливом Невельского.

От Японского острова Хоккайдо Сахалин отделяется проливом Лаперуза. Остров вытянут с севера на юг от 54° с. ш. до 46° с. ш. (почти на 1000 км).

2) Геологическое строение и рельеф

Остров Сахалин расположен в области кайнозойской складчатости, здесь подвижная земная кора, о чем говорят частые землетрясения. Последнее землетрясение 1995 года разрушило город Нефтегорск.

Рельеф острова разнообразный. На севере - равнинный, а на юге - гористый. Здесь выделяются два хребта (Западный и Восточный).

Самая высокая точка острова находится в Восточном хребте - 1609 м (гора Лопатина).

На формирование рельефа острова оказывают влияние и внутренние процессы (движение земной коры) и внешние (водная эрозия и антропогенное влияние).

3) Полезные ископаемые

На острове добывают нефть, каменный уголь.

Нерудные, т. к. на поверхности остров сложен осадочными породами.

4) Климат

Умеренный пояс, муссонный климат.

Средняя температура января -15 °С, зима с сильными ветрами и снегопадами.

Лето прохладное, дождливое со средними температурами от +10 °С на севере, до +15 °С на юге.

Осадков выпадает много от 800 до 1000 мм.

Преобладают летние дожди, осадков больше в горах, на восточных склонах. Увлажнение избыточное. Часты тайфуны.

5) Воды

Реки острова короткие, полноводные, порожистые - в горах, и достаточно спокойные на равнинах северного Сахалина. Крупных озер нет, болота- в долинах. Вечной мерзлоты нет.

Реки имеют преимущественно дождевое питание, но весной получают снеговое питание.

Замерзают в ноябре, ледоход в конце апреля.

Реки относятся к бассейну Тихого океана.

6) Природные зоны

Сахалин - лесной остров.

На севере его растут лиственничные леса, а на юге - темнохвойные леса.

На вершинах хребтов - горная лесотундра и тундра.

На севере леса из даурской лиственницы с примесью березы и ольхи.

На юге темнохвойные леса из ели аянской, пихты с примесью дуба, тиса. На юге растет бамбук.

Почвы преобладают подзолистые, образуются под хвойной растительностью при избыточном увлажнении (промывные). Необходимы мелиоративные мероприятия: внесение удобрений, известкование, осушение.

Растительный и животный мир беднее, чем на материке. Богаты морскими животными прибрежные воды: каланы, морские котики.

7) Экологические проблемы

Экологические проблемы связаны:

- с добычей нефти и угля.

- с опасными явлениями, стихийными бедствиями: ураганы (с прохождением тайфунов), землетрясения, наводнения, цунами.


Домашнее задание

Повторить весь пройденный материал по разделу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]