Дальний Восток: край контрастов

География 8 класс - Поурочные разработки

Дальний Восток: край контрастов

Урок 66. Дальний Восток: край контрастов


Цели и задачи уроки:

- Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока.

- Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории Дальнего Востока.

- Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

- Показать уникальность природы Дальнего Востока.

- Формировать умение работы с разными источниками информации.

Оборудование: Карты: физическая России 1101060150И-8кл-2, карты Дальнего Востока И-8кл-20, климатическая России 1101060150 0,36, тектоническая России, картины, таблицы, книги (документальный фильм). Природа Дальнего Востока. Листы - программы на парту.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Повторение. Проверка домашнего задания

Тестовые задания

1. Среднесибирское плоскогорье расположено:

а) на молодой плите;

б) на складчатой области;

в) на древней платформе;

г) на щите.

2. Самые высокие горы Восточной Сибири:


а) Саяны;

б) Быррранга;

в) Алтай;

г) Памир.


3. Самая высокая вершина Сибири - гора:

а) г. Мунку-Сардык;

б) Белуха;

в) г. Камень;

г) г. Победа.

4. Климат Восточной Сибири:

а) континентальный;

б) муссонный;

в) резко континентальный.

5. Наибольшее оледенение наблюдается:

а) на западных склонах Алтая;

б) на восточных склонах Саян;

в) на плато Путорана.

6. Самое холодное место в Восточной Сибири:

а) полуостров;

б) озеро Байкал;

в) Оймякон.

7. В котловинах зимой температура воздуха ниже, чем на склонах гор, потому что:

а) в котловинах температура инверсионная;

б) сюда не проникает теплый воздух;

в) т. к. в котловинах господствует антициклон.

8. Воздух над озером Байкал зимой:

а) теплее, чем в Забайкалье;

б) не отличается от окружающих территорий;

в) холоднее, чем в Забайкалье.

9. Куполовидные холмы с ледяным ядром:

а) тарыны;

б) траппы;

в) булгунняхи;

г) отуряхи.

10. Эндемики озера Байкал - это:

а) нерпа;

б) омуль;

в) голомянка;

г) хариус.


III. Изучение нового материала

- Вы - участники экспедиции на Дальний Восток. Самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белых медведей и тигров, бурого и гималайского медведей, лишайники и лианы. Только на Дальнем Востоке России действующие вулканы и гейзеры. На столе у каждого учащегося - листы-модули:

1. Познакомимся с составом Дальнего Востока. По физической карте найдите следующие объекты:

- Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.

- Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.

- Мысы: Дежнева, Лопатка.

- Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин Шантарские.

- Полуострова: Чукотка, Камчатка.

- Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Толбачик, Алаид.

- Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь.

- Нагорья: Чукотское, Корякское.

- Равнины: Зейско-Буреинская.

Проработайте вместе с соседом по парте, по очереди показывая найденные объекты.

2. По тектонической карте определи возраст земной коры. Ответь на вопросы:

- Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и часты сильные землетрясения? (На Дальнем востоке -молодая земная кора, здесь проходит граница литосферных плит.)

- Почему здесь преобладает горный рельеф? (Территория Дальнего Востока расположена в области кайнозойской складчатости, и складчатый областям соответствуют горные формы рельефа.)

3. Ты выяснил, что Дальний Восток относиться к области кайнозойской складчатости. Значит возраст Дальнего Востока - ... (молодой). Тектоническая территория - это подвижная территория, т. к. она находиться ... (на границе литосферных плит).

Здесь часты землетрясения и ... (извержения вулканов), в море возни кают гигантские волны - ... (цунами). Вспомни землетрясение 1995 г., стар шее с лица земли город ... (Нефтегорск).

4. Найдем полезные ископаемые Дальнего Востока.

На Сахалине - ... (нефть, уголь, газ).

Приморье богато ... (полиметаллическими рудами, оловом).

На Колыме, на Чукотке добывают ... (золото).

5. Какой тип климата на Дальнем Востоке? Прочитай учебник

На климат Дальнего Востока большое влияние оказывают:

Большая протяженность с ... (севера) на ...(юг). Дальний Восток вытянут от Северного Полярного круга до ... широты Сочи. Поэтому климат здесь ... (от арктического до умеренного).

Тихий океан оказывает влияние на побережье, т. к. ... (хребты вытянуты вдоль побережья и являются препятствием для умеренного морского воздуха).

Ветры господствующие здесь - ... (муссоны). Они определяют главную особенность климата: осадки - ливневые и выпадают ... (летом). Снега зимой выпадает ... (мало).

6. Реки и озера Дальнего Востока.

Используя физическую карту, найди реки: Амур, Зея, Бурея, Селемжа, Уссури, Анадырь.

Озеро ... (Ханка) самое крупное.

Реки напугали первых переселенцев. Особенно пугала стремительность, невиданные обилия воды в Амуре, внезапные паводки, самый сильный из которых бывает не весной, а ... (летом).

7. В чем особенность растительного и животного мира?

Природные зоны на Дальнем Востоке от тундры на севере, до смешанных лесов на юге - их называют ... (Уссурийская тайга).

На Дальнем Востоке много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы - белая, черная, желтая, железная. В лесу - тигры и бурые медведи.

Смешались виды севера и юга. Почему?

8. Проверь себя.

- Я знаю, что такое Ханка, Уссурийская тайга, цунами, муссон, Сихотэ-Алинь, женьшень, Ключевская Сопка, гейзер.

- Я могу объяснить. Почему реки Дальнего Востока разливаются летом и весной?

- Почему здесь до сих пор землетрясения и вулканизм?


IV. Закрепление изученной темы.

Задания по контурным картам:

1. Обозначить на контурной карте:

а) состав территории Дальнего Востока: Хабаровский край, Приморский край, Амурская обл., Камчатка, Сахалин, Командорские о-ва, Курильские о-ва, остров Врангеля;

б) проливы: Берингов, Лаперуза, Татарский, Невельского, Кунаширский.

2. Отметить на контурной карте формы рельефа:

а) нагорья Чукотское, Корякское;

б) хребты: Джугджур, Срединный, Сихотэ-Алинь.

3. Указать направление летних муссонов, границу вечной мерзлоты, Долину Гейзеров, озеро Ханка, Уссурийский край, Паужетскую геотермальную электростанцию.


V. Домашнее задание: Р.: § 44; Б.: § 41.

К следующему уроку класс делиться на группы (по 5-6 человек) для сбора материала, иллюстраций, описаний природы и др. Каждая команда является членом туристического бюро. Ей надо, подготовить туристический рекламный проект. В команде есть руководитель, оформитель, редакторы журналисты. Редакторы-журналисты на уроке будут, на полоске бумаги, писать ответ на 1-2 пункта плана и затем прикалывать эти полоски на рекламный лист.

Оформитель должен нарисовать или найти картины, фотографии объекта, который группа рекламирует.

Эту работу можно организовать и сразу на уроке, но с целью возможно го подбора более интересной информации и экономии времени на защит) проекта на уроке лучше предупредить учащихся на предыдущем уроке.


1 команда - о Камчатке;

2 команда - о Чукотке;

3 команда - о Сахалине;

4 команда - о Командорских островах;

5 команда - Приморье.






Для любых предложений по сайту: [email protected]