Дальний Восток: край контрастов - Урок 2

География 8 класс - Поурочные разработки

Дальний Восток: край контрастов - Урок 2

Цели и задачи уроки:

- Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока.

- Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории Дальнего Востока.

- Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

- Показать уникальность природы Дальнего Востока.

- Формировать умение работы с разными источниками информации.

Оборудование: карты: физическая России 1101060150И-8кл-2, карты Дальнего Востока И-8кл-20, климатическая России 1101060150 0,36, тектоническая России, картины, таблицы, книги (документальный фильм). Природа Дальнего Востока. Листы - программы на парту.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Повторение. Проверка домашнего задания


III. Изучение новой темы.

Тезисы объяснения учителем нового материала.

- Специфика географического положения;

а) 1/6 территории России

б) 6 административных единиц

в) прибрежное положение

г) меридианальная вытянутость

д) материковая, островная и полуостровная территория.

На тысячи километров вдоль побережий Чукотского и Японского морей протянулся этот район. На западе он граничит с Северо-Восточной Сибирью и горами юга Сибири. Русские землепроходцы, двигаясь на восток «встреть солнца», вышли к берегам Тихого океана еще в 17 веке.

- Тектоника.

а) область кайнозойской складчатости (ученики анализируют тектоническую карту)

б) современные тектонические процессы

В пределах Дальнего Востока выделяют крупные складчатые области, На многие километры параллельно береговой линии протягиваются системы :кладок. Они образуют как бы гигантские застывшие волны и выражены в рельефе хребтами. Как и складки, хребты протягиваются в большинстве :воем в меридианальном направлении. Складчатые структуры нарушены внедрившимися и застывшими массивами магматических пород и потоками лав, тектоническими разломами, межгорными котловинами и вулканическими постройками.

- Природные ресурсы.

Промышленные месторождения нефти установлены на северном Сахалине. Работы по поиску и разведке нефти проводятся здесь и на прилегающих участках мелководья Охотского моря.

Наиболее крупный угольный бассейн - Буреинский. В Приморье разрабатывается Сучанский бассейн.

Разнообразны в этом крае месторождения полезных ископаемых: золота, олова, вольфрама, молибдена, железа, марганца. Они являются хорошей базой для развития промышленности. Своеобразие климата. Муссонная циркуляция.

Приморское положение Дальнего Востока определило особенности климата территории. Для этого края характерна муссонная циркуляция. Зимой господствует перенос воздуха с суши на море, а летом - с моря на сушу. Главная черта муссонного климата -крайне неравномерное распределение осадков по сезонам года. Основная масса осадков выпадает в виде ливневых дождей летом, которые могут продолжаться двое-трое суток.

- Внутренние воды Дальнего Востока.

Большое количество осадков и относительно малое испарение определяют значительную густоту речной сети Дальнего Востока. Общая особенность рек Дальнего Востока - сравнительно небольшая протяженность, обусловленная тем, что линия водораздела проходит недалеко от Тихого океана. Исключением являются реки бассейнов Амура, Колымы, Анадыря. Среди озер выделяются вулканические, пойменные и тектонические. Наиболее крупное озеро Ханка. Оно расположено в тектоническом прогибе и отличается реликтовой флорой и фауной.

- Уникальность растительного и животного мира.

На территории региона много реликтовых растений и животных. Причиной этого является огромная протяженность с севера на юг, слабое проявление ледниковой деятельности в четвертичном периоде, постоянное территориальное единство с Азии и прошлое соединение Азии с Америкой в районе Берингова пролива.


IV. Закрепление изученного материала.

1. Какие явления свидетельствуют о незавершенности горообразовательных процессов на территории Дальнего Востока, с чем они связаны?

2. Игра «Третий лишний» (какое слово здесь лишнее?):

- цунами, землетрясения, бора

- Приморский, Хабаровский, Красноярский

- Колымское, Корякское, Витимское,

- Камчатка, Чукотка, Таймыр

- Сахалин, Курилы, Новая Земля.

- Берингово, Охотское, Белое.


V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.


VI. Домашнее задание. § 41. Задание № 5 выполнить в контурной карте.






Для любых предложений по сайту: [email protected]